Последние новости
0
3386

КАК АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ РАЗРУШИЛИ РУССКУЮ ЦЕРКОВЬ ШУШИ

Гейдар Алиев, президент Азербайджанской Республики: "Я старался, чтобы в Нагорном Карабахе было больше азербайджанцев, а число армян сократилось. Те, кто работал в то время в Нагорном Карабахе, знают об этом" (газета "Зеркало", Баку, 23 июля 2002 г.)

ФУАД АХУНДОВ, ОДИН ИЗ РУКОВОДИТЕЛЕЙ государственной пропаганды Азербайджана, в очередной раз вывалил порцию лжи на читателя газеты "Московский комсомолец" в публикации от 8 февраля под названием "В Карабахе установлен памятник нацистскому преступнику и разрушены русские церкви". Стращая читателя заезженными сказками азерпропа о национальном герое Армении Гарегине Тер-Арутюняне (Нжде), которого он причисляет к пособникам Гитлера (лучше бы рассказал правду про дезертира 1941-го года Гейдара Алиева), Ахундов как бы вторым планом вбрасывает в статью навязчивую ложь о "присвоении и разрушении" армянами русской церкви в Шуши. Между тем, Греко-православный храм Шуши ещё в 1960-е годы разрушили именно азербайджанцы.

 Армянский храм Святого Иоанна Крестителя в Шуше, он же церковь Канач ЖамВ Баку и в советское время не скрывали, что в отношении армян Арцаха проводилась политика апартеида. Рамиль Усубов, министр внутренних дел АР, вполне откровенно писал об этом в своей восхваляющей Алиева-старшего статье в газете "Бакинский рабочий" от 15 мая.1999 года: "После прихода Гейдара Алиева карабахские азербайджанцы почувствовали себя подлинными хозяевами родного края…Меры, осуществленные благодаря дальновидности Гейдара Алиева, способствовали усилению связей автономной области с другими регионами Азербайджана, благоприятствуя притоку азербайджанцев".

Националистическая политика бакинского руководства отражалась, естественно, и на Шуши. В середине 1960-х годов в Баку было принято решение снести развалины армянской части города в целях расширения "жизненного пространства" для азербайджанских переселенцев и окончательной ликвидации следов армянской идентичности города. В этот период снесли остовы трех армянских храмов и сохранившуюся русскую церковь, сровняли с землей несколько расположенных в городской черте армянских кладбищ с прекрасными надгробиями и памятниками.

Так, огромная церковь Казанчецоц Сурб Аменапркич (Христа Спасителя), которая до марта 1920 была высотной доминантой города (40 метров высотой), все эти годы стояла заброшенной и без купола. С целью закрыть ее от обзора, вокруг храма были построены многоквартирные дома.

Церковь Канач жам, которую Фуад Ахундов лицемерно называет "русской православной", хотя на всех дореволюционных путеводителях и фото она фигурирует как армянская, была превращена в галерею минеральной воды местного санатория, а разобранная до фундамента церковь Мегрецоц - в летний кинотеатр, сценой которого стала алтарная часть храма.

Что касается Греко-православного (русского) храма, то он находился в мусульманской части города, близ татарского рынка и бывшего ханского дворца, и именно благодаря этому уцелел в ходе резни и пожара марта 1920 года. В начале-середине 1960-х, когда руководство АзССР приняло решение о сносе армянской части Шуши, русская церковь была разобрана, а на её фундаменте было построено здание Дома культуры.

И назывался русский храм "Во имя святого Великомученика и победоносца Георгия", а вовсе не Святого Иоанна Крестителя, как о том заученно лжет  Ахундов. А церковь Святого Иоанна Крестителя, расположенная в верхней, Армянской части Шуши, – это армянская церковь, именуемая также Канач жам.

ЧТОБЫ НЕ БЫТЬ ГОЛОСЛОВНЫМИ, приведем документ из Российского государственного военно-исторического архива (фонд 349, опись 44, дело 653), подтверждающий вышесказанное относительно названия и внешнего вида храма, не имеющего ничего общего с поныне сохранившейся армянской церковью Иоанна Крестителя, которой Ахундов пытается подменить разрушенный его соплеменниками русский храм.

 Документ из РГВИА (Российского государственного военно-исторического архива)Для сравнения размещаем еще два фото: во-первых, русской церкви - до её осквернения и разрушения азербайджанцами. Во-вторых, вышеупомянутой армянской церкви Св. Иоаннна Крестителя, с ловкостью карточного шулера выдаваемой Ахундовым за разрушенную азербайджанцами более полувека назад русскую церковь Св. Георгия.

В Азербайджане десятилетиями активно фальсифицировалась история Шуши, по заказу официального Баку создавалась новая "летопись" города как "центра азербайджанской культуры", "жемчужины Азербайджана". За неимением памятников "азербайджанского зодчества" за таковые выдавались, например, "Мавзолей Вагифа" – уродливое железобетонное сооружение, торжественно открытое лично Гейдаром Алиевым в 1982 году.

Нина Качоровская, экскурсовод из Волгограда вспоминала свою поездку в Шуши в начале 1980-х: "Нас почти час водили вокруг памятника Вагифу, а когда мы попросили показать армянскую церковь, экскурсовод-азербайджанец заявил, что это не входит в план экскурсии, и отказался показывать дорогу. Пришлось спрашивать у прохожих. Пришли, а церковь стоит почти разрушенная". (из письма в газету "Советский Карабах", 12 октября.1988 г.)

Очень жаль, что "Московский комсомолец" под "благовидным" предлогом отказался разместить на своих страницах наше опровержение очередной лживой стряпни Фуада Ахундова.

Александр АНДРЕАСЯН, zen.yandex.ru

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Тигран АБРАМЯН: ВЛАСТИ ИСПОЛЬЗУЮТ НОВЫЙ МЕТОД ДЛЯ ОКОНЧАТЕЛЬНОГО РАЗРУШЕНИЯ АРМИИ
      2021-10-30 13:43
      1339

      Депутат парламента от фракции «Честь имею» Тигран Абрамян считает, что власти используют новый метод для окончательного разрушения Вооруженных сил.

    • ФРЕСКИ ДАДИВАНКА ВОЗВРАЩАЮТСЯ ВНОВЬ
      2021-10-22 09:15
      4414

      Известные реставраторы из Италии Ара Зарян и Кристин Ламуре преподнесли на днях прекрасный подарок всем, кто интересуется армянской историей, культурой и работает над популяризацией наших ценностей в мире. Просто роскошная книга-альбом "Монастырь Дади - Дадиванк", составленная Ара и Кристин и рассказывающая на неполных 500 глянцевых страницах историю обнаружения и процесс реставрации фресок знаменитого арцахского монастыря, стала третьим их масштабным трудом, посвященным уникальному, но малоизвестному широким кругам фресковому искусству Армении.

    • КРЕСТНЫЕ 60 АРИАВАНЦЕВ ПРИБЫЛИ ИЗ ФРЕСНО
      2021-10-08 10:12
      1806

      В арцахском селе Ариаван (Ахавно) Кашатагского района отметили очередное яркое событие. Около 60 жителей села - от мала до велика прошли в воскресенье обряд крещения, устроенный по инициативе руководителя местной общины, уроженца Сирии и репатрианта из Ливана Андраника Чавушяна.

    • Азербайджан запретил паломникам въезд в Дадиванк
      2021-04-27 13:56
      658

      Руководитель Информационной системы Первопрестольного Святого Эчмиадзина иерей Ваграм Меликян обратился к информации, что азербайджанские военные 25 апреля запретили паломникам въезд в Дадиванк. В беседе с "Арменпресс" старший священник Ваграм Меликян подтвердил эту информацию, осудив позицию Азербайджана.