Последние новости
0
2845

Никита ШАНГИН: "ТАК КТО ЖЕ 200 ЛЕТ РАЗРУШАЛ ДАДИВАНК И КТО ЕГО ВОССТАНАВЛИВАЛ?"

 
           Продолжение. Начало здесь и здесь.

Председатель Союза архитекторов Азербайджана Гасымзаде сделал ряд грубых антиармянских заявлений в интервью азербайджанскому интернет-порталу Trend Life. Он утверждает, что армянами якобы разрушен "древний албанский памятник - монастырский комплекс "Худаван" Кельбаджарского района, основанный в VI-VII веках". И что "вандалы выносят из монастыря древние ценные предметы и экспонаты и вывозят их в Армению…разбирая даже черепичные крыши". Здесь каждое слово - ложь.

 Дадиванк до реставрацииО ТАК НАЗЫВАЕМЫХ АЛБАНСКИХ (иначе "протоазербайджанских") памятниках мы еще отдельно поговорим. Что же касается монастырского комплекса "Худаван", то это не что иное, как один из шедевров армянского зодчества и особо почитаемый армянским народом монастырь Дадиванк, возникший, по-видимому, в V веке над могилой мученика Дади - ученика апостола Фаддея и разрушенный предками азербайджанцев тюрками-сельджуками в X вeке. Кстати, в связи с этим он впервые и упоминается.

В XIII веке, в период наивысшего расцвета армянской культуры, Дадиванк вновь был отстроен армянскими мастерами. Об их авторстве говорит вся его архитектура, которая и по композиции, и по стилистике, и по конструктивным приемам однозначно соответствует пластическому языку современных ей памятников и Центральной и Западной Армении. Как действующий монастырь, Дадиванк просуществовал до середины XVIII века, когда армянское население было вытеснено из этого региона курдами-мусульманами. С тех пор он медленно разрушался, поскольку даже в период Российской империи так и не был полноценно возрожден.

Тем не менее в XIX веке усилиями карабахской епархии и ее предводителя митрополита Багдасара Асан-Джалаляна за монастырем были закреплены немалые земли, которые постепенно уменьшались, так как курды-кочевники пытались де-факто застолбить монастырские земли. Несмотря на выигранные армянами суды, российские власти не решались официально возвращать им монастырь и его земли, так как местные курды, захватившие после изгнания армян их земли, угрожали в этом случае устроить мятеж.

  Внутренние своды до реставрацииТак, в 1896 году в составе монастырских владений оставалось лишь 98438 десятин (против 196000 десятилетиями ранее), из которых "бесспорными" были лишь 50 тысяч, а в 1909 году - уже лишь 45997 десятин. Параллельно увеличению числа кочевников на землях Дадиванка выплачиваемые монастырю налоги и прибыли из года в год уменьшались. Лишь в 1917 году управляющему монастырем удалось вырвать из рук кочевников многочисленные пастбища и угодья. Но с установлением советской власти и передачей Нагорного Карабаха новосозданной Аз.ССР, естественно, у монастыря были отобраны все его владения.

В период Аз.ССР о восстановлении Дадиванка вообще не могло быть и речи.

Азербайджанский журналист Искандер Гаджиев, искренне веривший в "албанское" (протоазербайджанское) происхождение храмов Нагорного Карабаха, в своей статье "Лек-кала - такая близкая и такая недосягаемая крепость", опубликованной в бакинской газете "Вышка" за 16-23 марта 2000 года, писал: "Но с этим памятником, уже в наше время, связана и печальная история. Дело в том, что местное мусульманское население, не знакомое с историей своего края, усматривало в нем остатки армянской христианской религии и, как могло, разрушало монастырь, в котором автор этих строк еще застал фрагменты настенной росписи XII-XIII вв. Возмущенный таким отношением к историческим памятникам, расположенным на территории Кельбаджарского района, я обратился тогда (дело было в середине 1980-х) к первому секретарю райкома с просьбой пресечь разрушение памятников, к тому же включенных в Список памятников, подлежащих охране государством. (На самом деле, тогда азербайджанские власти еще не считали Дадиванк -Худаван албанско-азербайджанским объектом и в Список памятников он еще не был включен. - Прим. автора) Но, к своему удивлению, в ответ услышал такое, от чего до сих пор не могу успокоиться. "Какое отношение к нам имеет этот армянский монастырь?"

БОЛЕЕ ЧЕМ ПОКАЗАТЕЛЬНО!

Возрождение Дадиванка и его реставрация начались только в 1993 г., сразу же после его освобождения армянскими ополченцами в ходе первой Карабахской войны. В настоящее время, по соглашению от 10 ноября 2020 г., Дадиванк вместе с территорией Кельбаджарского района был передан Азербайджану. Зная, что их ожидает, настоятель и братия тем не менее отказались покидать монастырь. Они просили только вывезти из него в Армению особо почитаемые армянами чудотворные хачкары (кресты-камни, творения, свойственные исключительно армянскому национальному искусству) и колокола, привезенные в обитель из Армении только в наше время.

 После реставрацииПрезидент России В. В. Путин лично договорился с президентом Азербайджана Алиевым, что Дадиванк будет взят под контроль российскими миротворцами. Они же по сей день обеспечивают и проход в монастырь паломников. Так что никаких ценностей, никаких "экспонатов" (а какие вообще могут быть в действующей обители "экспонаты"?!) и уж подавно никаких святынь из Дадиванка никто никуда не вывозит, и никаких черепичных крыш не разбирает.

А как вообще это представляет себе господин Гасымзаде? По нему выходит, что монахи разбирают у себя над головой черепичную кровлю, наверное, чтобы солнышко было видно? Несмотря на осадное положение, обитель живет, и в ней по-прежнему совершается Божественная литургия. Так кто же, спрашивается, 200 лет разрушал Дадиванк и кто все последние годы его восстанавливал? И кто кричит "держи вора!"?

Далее председатель СА Азербайджана заявляет: "…Армяне разрушили практически все памятники азербайджанской культуры, арменизировав древние христианские албанские храмы. Например, албанские надписи на храмах уничтожены и заменены на армянские - это очень легко проверить при помощи инфракрасного спектрометра, который определит возраст камня…"

Что касается азербайджанской культуры, то памятников исламской архитектуры старше XVIII века на территории Армении и Нагорного Карабаха просто нет. По сравнению с армянскими христианскими памятниками большой уникальности они не являют. А в годы между 1-й и 2-й карабахскими войнами армяне и свои-то святыни с крайним напряжением сил поднимали из руин. И, несмотря на это, власти Республики Арцах изыскали 2 млн долларов США и вместе с иранскими специалистами реставрировали пребывавшую до того в печальном состоянии Верхнюю мечеть Гоар Аги в г. Шуши.

И это несмотря на то, что на тот момент мусульманского населения в этом городе не было и посещать мечеть было некому. Кто-нибудь в Азербайджане хоть как-то оценил этот жест доброй воли?

И ВООБЩЕ, А ЧТО ТАКОЕ "азербайджанская культура"? Если посмотреть азербайджанские источники на эту тему, там можно будет найти десятки имен поэтов и ученых средневековья, половину из которых не найти ни в одной другой мировой энциклопедии, а другая их половина окажется созвездием имен великой иранской культуры. В самом деле, если современный азербайджанский язык как основа литературного творчества окончательно складывается только к середине XIX в. (см. любую энциклопедию), то о какой азербайджанской средневековой поэзии можно говорить? Да, многие поэты и мыслители Ирана могли быть тюркского происхождения, могли рождаться на территории современного Азербайджана, но писали-то они на фарси.

   И причислять того же Низами к азербайджанской культуре - это же самое, как называть Мориса Равеля не французским, а баскским композитором, Адама Мицкевича - не польским, а литовским поэтом, а Исаака Левитана - не русским, а израильским художником. Важно не этническое происхождение художника, а его вклад в ту или иную национальную культуру. Поэтому для Азербайджана творцами его культуры, конечно, являются никак не Низами, а великий Ахундов, блистательный Кара Караев, великолепный Таир Салахов. Прекрасный старт молодой динамичной национальной культуры, возникшей в XX веке! Что еще нужно? Созидайте, развивайте, но зачем же присваивать чужое?! Что за болезненный комплекс неполноценности?

Шовинизм и армянофобия, поразившие азербайджанское общество в конце XX века, губительны для культуры!

Опять-таки, господин Гасымзаде, кто громче всех кричит "держи вора!"?

Никита ШАНГИН, почетный архитектор РФ, профессор МАрхИ, лауреат премии СА РФ "Золотое сечение" и национальной архитектурной премии РФ "Хрустальный Дедал"

             Арменовед

             zen.yandex.ru

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • СЧАСТЛИВОЙ СЛУЖБЫ, РЕБЯТА!
      2021-07-29 11:07
      415

      Во дворе Масисского военного комиссариата собралось много людей, пришедших проводить парней в армию. Они терпеливо ждут, пока состоится долгожданная жеребьевка и станет ясно, где начнут службу.

    • Артак ВАРДАНЯН: СПЛАНИРОВАННАЯ АКЦИЯ СОСЕДЕЙ
      2021-07-28 13:44
      489

      "Сложно, почти невозможно комментировать происходящее сегодня на северо-восточном направлении (от Сотка до Шоржи), - пишет на своей странице в Facebook публицист Артак ВАРДАНЯН. -  Сложно потому, что нет абсолютно никакого доверия к официальной информации, поступающей из МО. К тому же там моментально, как черт из табакерки, нарисовался арЦРУН гербагерович и начал нести полнейшую пургу.

    • "КАЖДЫЙ НАРОД ЖИВЕТ В СВОЕМ ИСТОРИЧЕСКОМ ВРЕМЕНИ"
      2021-07-28 09:41
      891

      Так на сайте www.litres.ru озаглавлено интервью с эстонским писателем, поэтом, драматургом, сценаристом Калле КАСПЕРОМ. Недавно в Москве было подготовлено и представлено электронное собрание его сочинений на русском языке, в которое вошла и восьмитомная эпопея "Буриданы", обо всем XX веке. К этой публикации научный сотрудник Таллинского университета А. ДАНИЛЕВСКИЙ взял интервью у писателя. Материал печатается с сокращениями.

    • ВОПРЕКИ СПАДУ ОБЪЕМОВ ПЕРЕВОЗОК
      2021-07-27 10:40
      1148

      Железнодорожная отрасль играет ключевую роль в развитии экономики страны, повышении ее конкурентоспособности в сфере транспортных услуг. От ее эффективной работы напрямую зависят комфорт и уровень жизни населения Армении. Несмотря на вызовы мировой пандемии и боевые действия в Республике Арцах, сказавшиеся в спаде объемов перевозок, в дирекции по перевозкам компании "Южно-Кавказская железная дорога" слаженная организация эксплуатационной работы не останавливалась ни на день.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Наира ЗОГРАБЯН: ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО, ОБРАЩАЮСЬ К ВАМ
      2021-06-05 14:18
      1021

      Депутат парламента Армении Наира Зограбян опубликовала пост на своей странице в Facebook.

    • Католикос Гарегин II отправится в Сюник и Карабах
      2021-05-27 06:07
      521

      Католикос всех армян Гарегин II отправится в Сюникскую область Армении и в Карабах. Об этом Sputnik Армения сообщил руководитель канцелярии Первопрестольного Эчмиадзина Тер Ваграм Меликян.

    • АЛИЕВ ГРОЗИТ МОСКВЕ
      2021-04-22 12:18
      6559

      Президент Азербайджана начал, вернее, продолжил словесную агрессию, заявив в ходе интервью Гостелерадио, что "Баку исполнит задачу по осуществлению Зангезурского коридора, хочет того Армения или нет". При этом азербайджанский лидер пригрозил решить вопрос силой. "Если захочет Армения, это можно решить просто, если не захочет - мы решим это силой. Я говорил до войны и во время войны, что они должны убраться с нашей земли по доброй воле, иначе мы их вышвырнем. Так и произошло. То же самое будет и с Зангезурским коридором", - заявил Алиев.

    • Гамлет ПЕТРОСЯН: "ВТОРОЙ ЭТАП ПОЛИТИКИ ВАНДАЛОВ УЖЕ ПОСТАВЛЕН НА РЕЛЬСЫ"
      2021-03-27 09:47
      3089

      Заведующий кафедрой культурологии ЕГУ доктор исторических наук, профессор Гамлет ПЕТРОСЯН высказался о культурной политике Азербайджана, нацеленной на уничтожение в регионе армян и их историко-культурного наследия. Поводом для возмущения специалиста стал очередной акт вандализма со стороны Азербайджана: уничтожение церкви Сурб Зоравор Аствацацин (Св. Богоматери) в поселке Мехакаван Республики Арцах, стертой с лица земли спустя три с половиной месяца после приостановления войны в Арцахе.