ЯВЛЕНИЕ МИШИ МАЙСКОГО
Этот концерт Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна с участием Миши Майского стал завершающим аккордом ушедшего месяца. Легендарный виолончелист промелькнул как метеор, оставив свой неповторимый след. Переполненный зал был изумлен, взволнован, потрясен. Потому что перед публикой предстал артист редкой оригинальной и сильной индивидуальности.
ЧЕМ ЖЕ ИМЕННО ТАК ПЛЕНИЛ МИША МАЙСКИЙ? Ведь Армения не обделена превосходными виолончелистами. В этом зале еще не остыл след выдающейся Медеи Абрамян. Здесь звучали и звучат виолончели известных армянских музыкантов: Сурена Багратуни, Александра Чаушяна, Нарека Ахназаряна, Микаэла Ахназаряна... Да и сам М. Майский выступает в Армении не впервые. На памяти его выступления в 2007 году в рамках международного фестиваля "Ереванские перспективы", а затем его участие в армянских мероприятиях за рубежом, организованных руководством этого же фестиваля: композитором Степаном Ростомяном и Соной Ованесян, давшими достойный старт печальному 100-летнему юбилею Геноцида армян в Османской Турции. Первый концерт проекта "С тобой, Армения!" состоялся 5 марта в священном городе Иерусалиме, а потом - в Бельгии, где с Национальным оркестром Бельгии под руководством известного армянского дирижера Джорджа Пахлеваняна выступили три прославленных солиста - скрипач Максим Венгеров, трубач Сергей Накаряков, виолончелист Миша Майский.
Так что ереванцы давно полюбили этого артиста и всегда ждут его выступлений. И, как правило, он не обманывает ожиданий слушателя. Поражает всеобъемлющий талант Майского, сочетающий в себе силу и нежность, волю и мягкость, оттеняющую страсть и трезвый ум. Кажется, что для артиста не существует препятствий, тайн в мире музыки. Все им преподносится с предельной ясностью, зримостью и раскрывается до конца. Его исполнение - это не знающее себе равных сплетение магнетизма и аристократичности стиля.
Напомним, что Миша Майский родился в столице Латвии Риге, после победы на Всемирном конкурсе исполнителей он был приглашен Мстиславом Ростроповичем продолжить обучение в Московской консерватории и через год стал лауреатом Международного конкурса имени П.И. Чайковского. А в 1972 году он переехал в Израиль. Помимо Ростроповича Майский совершенствовал свое мастерство и у таких знаменитых музыкантов, как Пабло Казальс и Григорий Пятигорский, после чего начал активную концертную деятельность по всему миру, в том числе в Лондоне, Париже, Берлине, Нью-Йорке, Вене, Амстердаме, Токио.
В разное время Майский сотрудничал с такими прославленными музыкантами, как пианисты Марта Аргерих, Раду Лупу, скрипачи Гидон Кремер и Максим Венгеров, дирижеры Зубин Мета, Леопольд Берстайн, Владимир Ашкенази, Даниэль Баренбойм, альтист и дирижер Юрий Башмет.
ЕРЕВАНСКАЯ ПРОГРАММА М. МАЙСКОГО ВКЛЮЧАЛА Ноктюрн для виолончели с оркестром Чайковского, Kol Nidrer для виолончели и оркестра Бруха, Виолончельный концерт Сен-Санса - в первом отделении. Во втором отделении в исполнении Национального филармонического оркестра под управлением Эд. Топчяна прозвучала Седьмая симфония Бетховена.
Слушать Майского было огромной радостью. Каждое произведение он завершает под гром рукоплесканий. Сыгранные произведения предоставляют солисту замечательные возможности для демонстрации своих исполнительских данных. А они у артиста налицо! Звук его инструмента фантастичен. В игре - блестящая, ошеломляющая выразительность, наполненная золотой звучностью, предельная чистота интонаций. Есть упоение музыкой, дерзновение. Майский растрачивает себя в этой музыке целиком. Его искусство переполняют через край жизненная энергия, свежесть, непосредственность чувств. Блеск и неисчерпаемость богатства красок сочетаются в нем с графически четкими линиями, одухотворенная стихия, окрыленность - со сдерживающей силой интеллекта.
Достойным партнером Майскому был Филармонический оркестр под управлением Э. Топчяна, продемонстрировавший игру отличного класса, безупречную тонкость в труднейшей фактуре Сен-Санса, Чайковского, Бруха, буквально сливаясь с солистом в его импровизационных находках и подчас спонтанных, неожиданных нюансах.
Уникально прозвучали произведения, сыгранные на бис: ария Ленского (переработка для виолончели) из оперы "Евгений Онегин" Чайковского, прелюдия Баха и одно сочинение Блоха. Признательная публика неистовствовала. Артист был готов играть еще и еще, но впереди была Седьмая симфония Бетховена, которую оркестр и дирижер сыграли на одном дыхании, масштабно, с особым вдохновением.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:48
Очерк. Из журналистского блокнота ...Рассвет. Ереван словно искрится дымчатым тюлем, пропитанным свежестью. Он не такой, как днем. Поэтичнее. Без жгучих запахов шаурмы и других съедобных продуктов, многочисленных уличных кафе и их посетителей, разносчиков-курьеров, снующих в быстром темпе то тут, то там, разметая прохожих. А пока слишком рано. Сейчас раздастся звонок в дверь, и деловой день раскрутится во всем своем торопливом напряжении.
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-08-29 10:11
Арммоно работает без отпусков. Участие в четырех международных фестивалях, две награды и приглашения на новые театральные форумы - таковы результаты ереванского фестиваля по итогам расслабленного сезона. Последнее достижение - вчера делегация Арммоно вернулась с Международного фестиваля "Островский-FEST" в Кинешме, где спектакль "В Канаду с двумя чемоданами" (продукция театра-фестиваля "Armmono", Армения) был удостоен специального приза.
-
2024-07-20 10:03
Санкт-Петербургский театр балета имени Леонида Якобсона вновь предстал перед ереванским зрителем. Театр уже посещал Армению в марте 2023 г., представив балет «Дон Кихот». Тогда питерские артисты смогли показать ереванскому зрителю непревзойденный русский балет.
-
2024-03-08 11:05
"Можно ничего не знать о Марии Каллас до спектакля, но остаться равнодушным после не удастся"... Цитата из рецензии. Еще бы! Актриса, телеведущая, супруга великого маэстро, икона стиля и просто звезда Сати СПИВАКОВА в роли La Divina - величайшей оперной дивы, божественной Марии Каллас в спектакле "КАНАРЕЙКА" культового московского Театра Наций!
-
2023-03-08 10:20
Микаэл Таривердиев известен широкой публике как композитор кино, создатель музыки к таким знаковым фильмам советского кинематографа, как «Семнадцать мгновений весны», «Король-олень», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Земля, до востребования» и многих других. На его счету более 70 фильмов, музыка к которым до сих пор согревает сердца.