Последние новости

ТВОРЧЕСКИЙ КОД ГАРЕГИНА ДАВТЯНА

С творчеством скульптора Гарегина Давтяна знаком чуть ли не каждый ереванец. Достаточно вспомнить созданный им памятник Нансену на перекрестке улиц Абовяна - Московян, бегущего Гермеса при входе в Торговый центр "Сурмалу", бюст Галуста Гюльбенкяна на одноименной улице, памятные доски Егише Чаренцу у гостиницы "Ереван" и Эдуарду Исабекяну - на проспекте Саят-Новы и другие работы, отличающиеся индивидуальным стилем, детальной продуманностью, ассоциативной сюжетностью и большим талантом.

Работа Гарегина ДавтянаСКУЛЬПТУРНОЕ ИСКУССТВО ГАРЕГИНА ДАВТЯНА МНОГОГРАННО, а его творческая судьба - это не только достижения, победы и международное признание, но и неожиданные повороты, продиктованные стечением обстоятельств, и связанные с ними интересные истории. В 1988 г. он создал бронзовую композицию "Парад гиен", представляющую свору гиен, бегущих по костям. Через год работа была признана Министерством культуры СССР "Лучшей скульптурой года", а еще через год случилось то, что словно предчувствовал в ней автор: погромы армян в Сумгаите. Участвуя в первом скульптурном симпозиуме в Иджеване, Давтян создал скульптуру из мрамора "Давид со львами". Спустя годы памятник, как выразился сам автор, "оказался в плену": установленный в числе остальных работ симпозиума на трассе, он вместе с участком дороги оказался на границе с Азербайджаном. Сегодня три его работы также "попали в плен", оставшись в музее Бердзора.

В 1994 г. Гарегин Давтян удостоился Гран-при на Международном биеннале бронзовой скульптуры за работу "Врата чистилища". Скульптуру автор ваял зимой 1993 г., когда в Армении не было электричества и топлива, не работал транспорт и приходилось с одного конца города ходить пешком в литейный цех на другом, а после литья завершать техническую часть дома, под свечой.

Работа Гарегина Давтяна"В Равенне, где проходило биеннале, многое связано с Данте, похороненном в мавзолее рядом с церковью Св. Франциска V века. Тут все создано в духе Возрождения, блистает красотой и ювелирной филигранностью, и вдруг я замечаю неприглядную металлическую дверь, ведущую в церковь. Я подумал, почему бы не создать дверь в духе и стиле площади, чтобы она гармонировала с окружением? - рассказывает Гарегин. - Я решил сделать двустворчатую дверь со сквозными наружными створками: через них можно будет видеть, что происходит внутри. Дверь я украсил рельефом: трое чертей забивают копьями грешные души. Грешники в смоле расположены внизу, черти - наверху. Закрытые двери составляют единство, хотя они осмысленны и в открытом положении. Внутреннюю створку я сделал в традициях Возрождения. Работа потрясла жюри биеннале, в резюме написали, за что мне вручают Гран-при: "блестяще решена архитектурно-пластическая задача, гармония со старинной архитектурой площадью и при этом современный язык". 

ОДНАКО "ВРАТА ЧИСТИЛИЩА" ГАРЕГИНА ДАВТЯНА так и не заменили дверей храма. Причин было названо четыре: он не итальянец, не католик, не европеец, к тому же выходец из бывшего СССР - из "российской провинции", коими тогда считались все советские республики. Лишив  участия в этом престижном конкурсе, скульптора приняли в состав жюри, где он работал до 2003 г. Тем не менее этот факт творческой биографии Гарегина Давтяна не слишком повлиял на его творчество. Скульптор продолжил работать, создавая одну прекрасную работу за другой, удостаивался премий и наград на разных конкурсах и биеннале, добивался признания в Армении и за рубежом, где сегодня его неповторимые работы малой формы и бюсты, произведения других жанров хранятся в частных, галерейных и музейных коллекциях.

 Работа Гарегина ДавтянаА начиналось все в раннем детстве, когда 3-летний Гарегин гостил летом в Москве у двоюродного брата бабушки. "За время отпуска он изваял потрясающую скульптуру моей бабушки. Я часами стоял рядом, не отрывая глаз от чуда, которое рождалось при мне. Моим двоюродным дедом был не кто иной, как знаменитый скульптор, народный художник СССР Никогайос Никогосян. Вернувшись в Ереван, я попросил, чтобы мне купили пластилин. Моими первыми изваяниями были герои сказок -  зверушки и сказочные персонажи, - продолжил рассказ Гарегин. - К 8 годам я поступил в кружок живописи и скульптуры при ДК "КанАЗ". Мне повезло с преподавателем: у него я научился не только технике рисования и скульптуры, но и узнал, кто такие Рафаэль, Микеланджело, Фальконе и другие величины мирового изобразительного искусства, как они создавали тот или иной свой шедевр. Став старше, так же как и мой учитель, я мечтал продолжить учебу в Ленинграде, но мама запротестовала. И я подал документы в Ереванский художественно-театральный институт. Многие из моих сокурсников бросили скульптуру, я же остался в ней. Видимо, сработало мое кредо: оставаться верным жизненной позиции".

НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ В СКУЛЬПТУРЕ МАЛОЙ ФОРМЫ было многообещающим. Гарегин Давтян прекрасно чувствовал материал, с которым работал, умел подчинять богатое воображение его пластическим возможностям, отчего его скульптуры становились динамичными, живыми, в них присутствовал интеллект. Закончив ту или иную работу, он представлял публике не просто статуэтку или композицию, способную украсить домашний интерьер или оказаться на выставке. Его работы имели смысловые "привязки": получив код Давтяна, их можно было "прочесть" от начала до конца. Одной из первых, детально продуманных работ в малой форме стала композиция "Грех корыстолюбия", в которой аллегория, смысловое начало и выразительность пластики слились воедино. Не случайно за эту скульптуру Гарегин Давтян был награжден Большой золотой медалью (N43) Папы Римского Иоанна-Павла II на IХ Международном биеннале, проходившем в Равенне и посвященном Данте.

 Работа Гарегина ДавтянаЭту свою особенность скульптор сохранял и при работе в других жанрах. Взять хотя бы его памятные бюсты, посвященные выдающимся людям. Среди них выделяется памятник Фритьофу Нансену в одежде гренландского эскимоса, с протянутой правой рукой - символом помощи людям, левая рука тащит лямку от саней и уводит мысленно к одной из сложных экспедиций Нансена. С этой страницей биографии Нансена связаны и другие детали памятника. Здесь же чертеж экспедиционного корабля "Фрам", пентаграмма как символ Лиги Наций, силуэт горы Арарат как символ оторванной от мира Армении, знаменитые нансеновские паспорта. Образ давтяновского Нансена полон движения, динамики, эмоций и содержательной целостности. Не случайно внучка Нансена, присутствуя на открытии этого памятника, отметила, что изо всех скульптурных образов ее деда этот самый похожий на него.

Такими многодетальными, целостными и говорящими являются и другие бюсты авторства Гарегина Давтяна, посвященные, например, меценату Г.Гюльбенкяну, композитору Ал.Арутюняну, а также именные таблички в честь видных деятелей армянской культуры, дизайнерские работы, тематические памятники и скульптуры, установленные в разных уголках Армении. Как отметил скульптор, в своих работах он первым делом решает вопросы пластики, уделяя особое внимание взаимосвязи верха скульптуры с ее низом и ставя задачу гармонии всех элементов памятника.

 Работа Гарегина Давтяна"В РАБОТЕ СКУЛЬПТОРА 98% - ОТ РЕМЕСЛА, 2% - ОТ ИСКУССТВА, но эти 2% требуют столько профессионализма, сколько в других специальностях 100%, - размышляет Гарегин Давтян. - Скульптор должен быть анатомом, антропологом, психологом, философом, историком, исследователем - да кем угодно, чтобы уметь раскрывать тему со знанием дела, вникать в суть персонажа, улавливать за внешними чертами его характер, настроение, мышление, знать его биографию и уметь выделять из нее знаковые фрагменты и детали".

Сегодня член Союза художников Армении, заведующий кафедрой Государственной художественной академии Армении, профессор Гарегин Давтян готовится к персональной выставке, где намерен представить до 100 авторских работ.

"Пока есть идеи, есть идущее за мной поколение, друзья и коллеги, помогающие чувствовать себя востребованным в этой сфере, хочется работать и работать. При этом всегда думается, что лучшая работа - это та, которую еще не сделал, которая впереди", - уверен скульптор.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВЛАСТЬ" СКОРО НА ЭКРАНАХ
      2021-04-13 10:10
      434

      Известный кинорежиссер Мгер МКРТЧЯН на пороге очередной премьеры. 16 апреля на экран столичного кинотеатра "Москва" выйдет его новый фильм "Власть". Как отмечается в трейлере картины, это фильм о нас и нашей стране, о нашей любви и судьбе, поэтому в каждом из нас он найдет своего зрителя. И не только найдет, но и, как отмечает Мгер Мкртчян, заставит задуматься - о себе, своей роли как представителя нации, гражданина и просто человека.

    • ОТВЕТ НА ДВА ВОПРОСА ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ
      2021-04-13 09:53
      536

      В номере газеты "Голос Армении" от 15 марта с.г. была опубликована статья "Два вопроса премьер-министру", в которой говорилось о письме координатора Съезда беженцев из Азербайджанской ССР Мариам Авагян Н.Пашиняну, депутату НС РА Т.Айрапетян, министру территориального управления и инфраструктур РА С.Папикяну, президенту Республики Арцах А.Арутюняну. Автор письма выдвинула два предложения: определить на официальном уровне статус армян Арцаха, вынужденно покинувших свою землю в результате Второй Карабахской войны, и переименовать Миграционную службу в "Государственную службу беженцев, насильственно переселенных и внутренне перемещенных лиц и миграции".

    • ПОЭТ С РАЗДВОЕННЫМ СЕРДЦЕМ
      2021-04-10 09:48
      1716

      Замечательный советский поэт Андрей Вознесенский как-то сказал: "Стихи не пишутся - случаются". С нашим соотечественником Бабкеном Симоняном поэзия, как и писательство в целом, действительно однажды случилась. О коротеньких поэтических зарисовках, которые юный Бабкен писал за школьной партой, не знал никто, даже родители. Влюбленный же в окружающий мир, природу, жизнь, мальчик все больше втягивался в философское осмысление происходящего посредством ритма, рифмы, слова, образов, легших позже в основу его писательской архитектуры.

    • СТАРЫЙ ЕРЕВАН В ПУШКИНСКОЙ ШКОЛЕ
      2021-04-07 11:00
      3355

      В школе N8 им. А. Пушкина открылась необычная выставка графических рисунков, посвященная архитектуре старого Еревана. В экспозиции работы из авторской коллекции музыковеда, тромбониста и художника Саркиса Оганесяна, который больше 15 лет хранит на бумаге облик нашего города, оставшийся в памяти старшего поколения. Это не просто зарисовки городских зданий ХVIII-ХХ вв., сегодня в большинстве своем снесенных, но и интересные истории о них и их именитых жителях.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПОЗЫВНОЙ - КОМАНДОС - ЗАМЕНИЛ ЕМУ ИМЯ И ФАМИЛИЮ
      2021-04-01 13:47
      2410

      Ушел из жизни КОМАНДОС, генерал Аркадий Иванович Тер-Тадевосян, гордость и слава Армении! Могу лично засвидетельствовать, что армяне из разных концов мира, с которыми приходилось встречаться, знали, что в Армении есть КОМАНДОС.

    • МАГИЯ СМЕШНОГО
      2021-04-01 10:16
      5668

      Общеизвестно, юмористы обычно очень грустные люди. Более того, люди трагические. Но сколько ни вспоминаю Арамаиса Саакяна, он был другим. Он был очень жизнерадостным человеком. Веселым. Заряжал и заражал людей. Только в самые последние месяцы жизни, видимо, уже зная о своей неизлечимой болезни, он несколько изменился.

    • КОМАНДОСА УБИЛА БОЛЬ ОТ СДАЧИ ШУШИ: БОЕВЫЕ ДРУЗЬЯ О ЛЕГЕНДАРНОМ ГЕРОЕ АРЦАХА
      2021-04-01 09:46
      1246

      Героя Арцаха генерал-майора Аркадия Тер-Тадевосяна знают все армяне и гордятся им. Его мало кто называл по фамилии или имени-отчеству. Для армян он был просто Командосом. Это герой, который руководил действиями сил самообороны Карабаха при освобождении Шуши в 1992 году, и сразу после завершения операции крепко заснул, не попав в победные репортажи. Тер-Тадевосян - военный, который на протяжении всей жизни служил стране и народу, переживал за каждое упущение, а боль от потери Шуши в 2020 году просто скосила его. Он ушел из жизни спустя несколько месяцев.

    • СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ РОБЕРТУ МАРТИРОСЯНУ
      2021-03-12 15:51
      2865

      Ушел из жизни занимавший высокие и ответственные должности в системе государственного управления Республики Армения и Российской Федерации, внесший значительный вклад в область строительства, лучший учитель и старший товарищ и, самое главное, преданный стране и государственности настоящий гражданин Роберт Мнацаканович МАРТИРОСЯН.