В ЭТОМ АКТЕРЕ БЫЛ СЕКРЕТ
Уже давно исчезли с экранов фильмы с участием актера театра и кино Юрия Амиряна, потонув в море серых иностранных лент, на все лады и часто безрезультатно зазывающих зрителя в полупустые залы. Исчезли и спектакли, где он играл, а мы еще вспоминаем этого актера, смотря новый фильм или постановку, и не устаем повторять: был бы жив Юрий - он бы отлично сыграл эту роль.
В ЧЕМ СЕКРЕТ НЕТУСКНЕЮЩЕЙ ПАМЯТИ ЮРИЯ АМИРЯНА? Казалось бы, никаких особых признаков киногероя, ни яркой внешности, бросающейся сразу в глаза, ни стального блеска глаз, ни белозубой улыбки... Секрет его как раз в том, что он был нетипичен. Он был единственным в своем роде, сам по себе. Один из одареннейших актеров Государственного драматического театра им. Г. Сундукяна, Юрий не был удостоен даже звания. Парадоксально, но факт. Однако важно другое: он пользовался зрительской любовью, а это главное.
Удивительное театральное время стояло в Ереване в начале 60-х годов, когда Юрий пришел в театр. Все двигалось, все менялось, все возникало. И были так хрестоматийно молоды авторитеты сегодняшнего дня. Из той толпы молодых, одаренных, вместе с которыми Юрий пришел в театр, немало сверхпопулярных актеров, уверенно лидирующих на сцене. Их знали, о них писали. Но Юрия Амиряна миновала шумная слава. Такая странная актерская жизнь - в тишине.
Возможно, отчасти это объяснялось тем, что в те годы в главном театре Армении творили еще прежние кумиры - Ваграм Папазян, Рачья Нерсисян, блестящая плеяда актеров - Арус Асрян, Гурген Джанибекян, Вардуи Вардересян, Метаксия Симонян, Бабкен Нерсесян, Хорен Абрамян, Сос Саркисян, Мгер Мкртчян, Армен Хостикян, Эдгар Элбакян и другие знаменитости, чьи имена украшали афиши театра, а сейчас они - уже история армянского сценического искусства. Отчасти это так. Но не совсем.
Будучи достаточно одаренным, Юрий не был тщеславен, не старался выделиться, громко заявить о себе, афишировать свои успехи. Ему было присуще чувство собственного достоинства, он был независим. Талант свой он ценил, верил в него, старался совершенствоваться в мастерстве.
ОН БЫЛ ОДНИМ ИЗ ТАЛАНТЛИВЫХ ВЫПУСКНИКОВ КУРСА знаменитого педагога Армена Гулакяна, и стремление к постоянному поиску и недовольство достигнутым шло еще от учителя. Амирян был характерным актером в самом глубоком и сокровенном значении этого слова, потому что не показывал характер каждого нового героя, а становился им. Становился весь - от пластического своеобразия до строя души. От легко схваченного жеста - до градуса чувств. Его не страшила самая дерзкая гипербола, так как под ней лежала реальность человеческой натуры. Юрий не боялся заостренности, потому что искал для нее основания внутри характера.
Актерское мастерство Юрия Амиряна в немалой степени было основано на безупречном чувстве сценической формы, на незаурядной способности мыслить. Он был удивительно и редкостно артистичен, что не раз подчеркивал и главный режиссер театра, художественный руководитель Вардан Аджемян, с именем которого связан подлинный расцвет сундукяновского театра. Его воля приводила в действие все явные и тайные художественные возможности коллектива. Он был способен внушить всем свое понимание искусства, свои замыслы и творческий метод, отношение к миру. Он знал, чего хотел в искусстве. И то, чего хотел, умел воплотить зримо, образно, заразительно.
Герои Ю. Амиряна в пьесах Г. Сундукяна - Армен в "Хатабала", Самсон в "Пепо", Гиж Мози в "Разоренном очаге", Генри в пьесе "Мое сердце в горах", Блик "Время твоей жизни" У. Сарояна, Магистрос в "Хаджи Пайлаке" Гиги Тер-Григоряна, Армен в пьесе "Тяжела шапка Гиппократа" Вардкеса Петросяна, Селиван в "Старшем брате" Вампилова, Костылев "На дне" Горького, образы в пьесах Сухова-Кобылина и Александра Островского казались привнесенными на сцену непосредственно с улицы. Не только в строе чувств, но в каждом простом жесте, в том, как они двигались, жили на сцене, сквозило время.
Запомнилась роль Юрия в спектакле "Ацаван" Наири Зарьяна. С первого же своего появления на сцене в роли Шмавона он приковывал внимание. Следить за его героем в этом спектакле было истинным наслаждением. Актер с таким чувством, несусветным пафосом произносил свою реплику "Да здравствует весенний социалистический посев!", что без смеха невозможно было это слушать. Роль эта требовала взвинченности, нервозности, раздраженности, юмора, а все эти черты хорошо удавались Юрию.
Поразительно естествен и прост был Юрий и в роли Семеонова-Пищика ("Вишневый сад" Чехова) - как будто бы совсем он ничего не делал для того, чтобы разнообразить роль: не прибегал к внешним приемам, не изменял голоса, был просто самим собой. Семеонов-Пищик - роль-сурдинка, но звучала эта сурдинка у Амиряна в одном ряду с "первыми инструментами".
У музыканта должен быть абсолютный слух, у актера - абсолютное чувство правды. Этим качеством Юрий обладал в полной мере, потому в его ролях могли быть места менее удачные, менее совершенные, но фальшивых не было. Безотказная интуиция помогала ему безошибочно отличать рабскую погоню за правдоподобием от глубокой правды искусства.
ЮРИЙ ПРЕЗИРАЛ ЛОЖНЫЙ ПАФОС И "СЛУЖЕНИЕ МОМЕНТУ", умел ненавидеть, бывал злым, глаза его, обычно добрые, смотрели сурово и даже враждебно. Таким он становился в редкие минуты прозрения, когда в театре что-то его не устраивало после ухода из жизни Вардана Аджемяна, когда в нем что-то ушло, особенно когда в 90-х годах атмосфера в театре резко ухудшилась.
Много ролей сыграл Юрий в кино. Его физические данные были будто специально приспособлены к киноигре. Его глаза, в особенности руки, вся его фигура, способны были выражать без слов состояние человека, иногда лучше, чем это делает слово. Поэтому он был киноактер с головы до пят. Запомнились его Армен из фильма "Сестричка из Лос-Анджелеса", Азат Ервандович из фильма "Дыхание", беженец из фильма "Рождение". Некоторые другие сцены с его участием проводились с большим юмором и комедийным блеском. У него получались пластически яркие образы. Он обладал безукоризненным вкусом, отлично владел армянским языком, был прекрасным чтецом, что, как ни странно, хочется отметить как, увы, редкостное явление.
Однажды в узкой компании на него "сошло вдохновение", и он стал показывать, как надо играть. Он брал из каждой роли по нескольку фраз - и в течение короткого времени перед нами прошли все образы пьесы "На дне" Горького, которые изумляли своей подлинностью и разнообразием. Движения его были поразительно легкими. Он был выразителен даже в безмолвных эпизодах. Четкость мысли, всегда оттененной иронией, легкая небрежность манеры при полной внутренней собранности - эти черты были узнаваемы в любой работе Юрий Амиряна. Вот почему память о нем удивительно стойка.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.
-
2024-10-30 09:48
31 октября классику армянского зарубежья Эдгару ШАИНУ исполнится 150 лет Время, конечно, обладает могучей властью, меняет "глаз", совершенствует видение. Его действие порой оказывается непредсказуемым. Иногда с годами от былых увлечений мало что остается: легенда развенчивается, а яркий ореол вчерашних кумиров меркнет в глазах нового поколения. Не происходит ли нечто подобное и с Эдгаром Шаином, с его произведениями? Не останутся ли они в прошлом, безвозвратно отодвинутыми иными художественными веяниями?
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-05-17 11:01
"Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.
-
2024-04-13 10:02
Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.