НАГРАДА "АМАЗГАИН" – БОЛЬШЕ ЧЕМ ГРАН-ПРИ!
"Браво! Браво! Браво-о-о!" - казалось, этой овации не будет конца... А мы, приехавшие из Еревана и находящиеся в зале, уже после третьего вызова на поклон просто стояли и глотали слезы. И за это переполняющее чувство гордости и победности, так неожиданно пришедшее на смену преследующей нас в течение последних девяти месяцев мерзкой растоптанности, спасибо театру "Амазгаин" им. С. Саркисяна, нашим замечательным ребятам и их блистательному спектаклю! И низкий поклон Московскому международному театральному фестивалю им. А. П. Чехова.
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПЕРЕЙТИ К РЕПОРТАЖНОЙ ЧАСТИ НАШЕЙ ИСТОРИИ, ответим на главный вопрос, волнующий умы, и это вопрос о призовых местах. Так вот. Чеховский фестиваль, один из трех самых авторитетных театральных фестивалей мира, традиционно собирает вокруг себя самые сливки современного театра, культовых режиссеров и их спектакли, которым не нужны статуэтки и почетные грамоты. Но для новичка, коим был в рамках фестиваля армянский театр "Амазгаин", оказалось, уготована награда, стоящая многих медалей.
Гениальный российский артист и руководитель Московского театра наций Евгений Миронов придумал проводить во Владивостоке Тихоокеанский международный фестиваль, который впервые пройдет в сентябре нынешнего года. Реализовывать этот проект будет фестиваль Чеховский. Семь спектаклей в программе. На открытии - спектакль из Японии "Махабхарата", настолько грандиозный, что на одну монтировку сцены требуется четыре дня. Там будет со своей командой волшебный Джеймс Тьерре, внук Чарли Чаплина и просто маг сцены. Там будут человеки, давно ставшие большими пароходами театрального океана. И там будет наш театр "Амазгаин" со своим спектаклем "Пышка"! И к его режиссеру Нарине Григорян и художнику Виктории Риедо-Оганесян как к признанным мэтрам уже обратились с просьбой провести мастер-классы для студентов Театрального вуза Владивостока. А вы говорите - медали!
Правда то, что нет худа без добра: закрытые ковидом границы не позволили привезти на Чеховский две заранее запланированные труппы с мировым именем. Правда и то, что друзья познаются в беде. Ведь генеральный директор фестиваля и один из выдающихся театральных продюсеров современности, Валерий Иванович Шадрин, мог спокойно совершить адекватную в плане престижа замену, и каждый был бы счастлив приехать - столь велик престиж Чеховского фестиваля. Но звонок раздался в Союзе театральных деятелей Армении. Видеозапись была отсмотрена. А дальше, как любят говорить Иван Ургант и стафф фестиваля, "работаем!"
НАРИНЕ ГРИГОРЯН, КОТОРАЯ ЗА ТРИ ДНЯ В МОСКВЕ успела услышать самые лестные слова, какие только может услышать режиссер от коллег, критиков, людей театра и просто зрителей, неожиданно сказала: "А ведь в том, что нас пригласили, есть заслуга всех режиссеров моего поколения и даже более молодых ребят". И это правда. За последние 15 лет на всех форумах, лабораториях, летних школах, куда с фанатичным упорством отправлял молодых режиссеров председатель СТД Армении Акоп Казанчян, наши ребята шаг за шагом доказывали, что в них можно и нужно верить.
Об этом говорил и Валерий Иванович Шадрин на приеме, организованном в Посольстве Республики Армения в Российской Федерации. И спасибо, которое хочется сказать и сотрудникам посольства, и лично послу г-ну Тоганяну, абсолютно искренне. Потому что есть, знаете ли, жизненный опыт. И, знаете ли, когда твой театр играет за рубежом, а в зале сидят официальные лица, приятно осознавать, что ты не бродячий цирк-шапито, а представитель страны и государства.
... А Валерий Иванович говорил следующее: "Честно скажу, я безумно счастлив, что сегодня случился такой успех, огромный успех, который вы по праву получили здесь, в Москве. Я думаю, что армянский театр долго накапливал-накапливал скрытые силы, и вот сегодня вы выдали нам, москвичам, то лучшее, что есть у него сегодня. И это лучшее - совершенно блестяще. Мы видели и слышали, как реагировала публика. Я общался со многими людьми, которые выходили из зала, они были в восторге от режиссерского решения Нарине, от ее легости, от такого удивительного, ясного, открытого взгляда на жизнь, на мир, на историю. И, конечно, от актерских работ. Ваш ансамбль - как вы дополняете друг друга! Актеры... Я скажу, у нас не все московские театры владеют таким арсеналом, каким владеете вы. И музыкальный, и визуальный ряд, жесты, мимика - от театра почти до цирка - все это вместе потрясающе влияет на зрителя. Это очень современно, очень "театральное сегодня", это высший пилотаж. Я поздравляю и всех вас, и нас. Я рад, что мы взяли вас в программу. Вы украсили нашу программу, вы ее оживили, и оживили очень сильно, вы сделали ее настоящим театральным праздником. А поэтому низкий вам поклон".
Генеральный директор Чеховского фестиваля словно резюмировал то, что довелось услышать за эти дни в адрес амазгаиновцев. Театральный обозреватель канала "Культура" Валерия Кудрявцева назвала "Пышку" спектаклем-безе - легко и фантастически вкусно! Артем Ким, композитор и музыкант с мировым именем, делавший музыку к десяткам спектаклей, погруженный в себя восточный человек, неожиданно разразился подробной и восторженной устной рецензией, завершившейся словами: "Это абсолютно армянский спектакль с больной для вас на сегодня темой и абсолютно французский. Так не бывает, но это факт!"
"Я могу высказать только свое искреннее восхищение и радость. Мне доводилось видеть работу Нарине в Кишиневе, уже тогда наслаждаться, так что все это не случайность. И так приятно сказать своим коллегам: ребята, замечательно, спасибо за удовольствие!" - говорил народный артист РФ Игорь Ясулович. Поверьте, этот ряд можно множить долго...
В ГОЛОВЕ КРУТИЛАСЬ МЫСЛЬ - ЗАВЕРШИТЬ МАТЕРИАЛ об участии театра "Амазгаин" в Московском международном театральном фестивале им. Чехова фразой "как жаль, что вас не было с нами, что вы не пережили это чувство победы!" Но на следующее утро после возвращения из Москвы мы шли с Наринкой по центру Еревана. К ней подошла незнакомая дама: "Поздравляю! Мы видели репортаж по ОРТ. Когда за последнее время по главному Российскому телевидению об Армении говорили так долго и с таким восхищением! Спасибо вам!" А потом еще раз. И еще...
Спасибо Чеховскому фестивалю! Спасибо театру "Амазгаин", спасибо нашим ребятам за так неожиданно пришедшее на смену преследующей нас в течение последних девяти месяцев мерзкой растоптанности это потрясающее чувство гордости и победности, которые воскрешают веру.
Ереван - Москва - Ереван
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 12:12
Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
-
2024-10-14 10:00
Драм-машины и басы социального рока сопровождают финал мировоззренческой дуэли с печальным концом - никто не убит, но два живых героя спектакля, точно трупы, сидят перед могилой и мертвыми глазами смотрят в зал... Невероятный по нашим меркам масштаб и театральность постановки позволяют избежать тривиальных ответов на хрестоматийно-плоские вопросы "кто виноват?" и "почем нынче нравственные ценности?" и превращают новый спектакль Русского театра им. Станиславского "Деньги. Страсть. Власть" в постановке Сурена Шахвердяна в исследование - серьезное, но и экстрастильное.