Последние новости

ПОКИДАЯ НАСИЖЕННЫЙ ШЕСТОК

Профессиональная жизнь музыканта, артиста лишь для людей, очень далеких от музыки, театра, может показаться радужной. На самом деле это череда проблем, изнуряющих душу, решить которые артисту в одиночку просто не под силу. В нашем обществе за многие годы, особенно в последнее тридцатилетие, утвердилось абсолютное неуважение к творческому труду. Многие деятели культуры считают себя людьми второго сорта, потому что их творческая жизнь зависит от кого угодно, только не от них самих. Об условиях, в которых невозможно блюсти имидж “артиста", мы много писали и поэтому повторяться не хочется.

Что особенно тревожит? Ни одна нравственная категория не сохранила своего абсолюта, ни одна не сохранилась как внутренний нравственный закон. На наших глазах развивается дегуманизация чувств. Общество с расшатанной экономикой и невнятными нравственными критериями явно не внушает оптимизма и не дает надежду на возрождение духовности.

В отсутствие социальной защищенности

В начале 90-х годов то и дело можно было слышать разговоры об отъездах на время или навсегда. Обсуждалось, как, где можно переждать, пересидеть, а может быть, плюнуть, перечеркнуть все, уехать и начать сначала. Даже людям закаленным, прошедшим все испытания эпохи, трудно было преодолеть безысходность, испытание тьмой, утешать себя мыслью о завтрашнем всеобщем благоденствии. И многие уезжали. Мы потеряли огромное количество творческих деятелей, струнников и пианистов. Падал престиж профессии.

В РЕЗУЛЬТАТЕ СЕГОДНЯ многие армянские артисты играют и преподают за пределами страны - дома они оказались невостребованными. Казалось, со временем этот поток уезжающих прекратится. Но увы... Среди творческой молодежи все еще превалирует чемоданное настроение.

У тех, кто оставляет страну сегодня, уже нет громких имен. Значит, за рубеж пошел "второй" эшелон. Давно уже стало аксиомой, что наше время, помпезно названное временем реформ и возрождения, среди творческих людей вызывает все больше скепсиса, иронии, а то и сарказма. Все чаще с болью произносим китайский афоризм: "Не дай вам бог жить в эпоху перемен"...

Сегодня многие чувствуют себя обманутыми или, скорее, ненужными. Переориентация системы ценностей - от духовности к материальному благополучию - многих загнала в тупик. Предполагали ли мы когда-нибудь, что свобода, которую так долго ждали, обернется "берлинской стеной" для нашего общего культурного пространства? Думали ли мы, что в новом "демократическом" обществе проблемами нашего искусства некому будет заниматься? И это заставляет усомниться в перспективности избранного жизненного пути.

Рынок, что и говорить, необходим. Но рыночная идеология, по определению известного ученого, "это страшная вещь". Она-то и стала у нас правящей, можно сказать, государственной, в жертву которой приносится все: все ценности, все идеалы, духовность, высокая культура. Именно эта идеология способствует превращению "гомо сапиенс" в "гомо экономикус" - человека мыслящего в человека рыночного.

Наше национальное сознание просто травмировано. Сейчас мало кто из студентов стремится к глубоким знаниям. И проблема здесь не в экзаменах, а в том, как молодые люди устраиваются на работу. Многие из них уже усвоили "истину", что важнее не знания, а связи, социальное и материальное положение родителей. Несомненно, среди окончивших вузы есть немало талантливых юношей и девушек, получивших профессиональные знания, способных в будущем составить интеллектуальную элиту своей страны. Но нет на них потребительского спроса и... они растворяются в плотных слоях атмосферы. Катастрофическое уменьшение интеллектуальной элиты уже привело к ухудшению качества населения, а это, естественно, негативно отражается на всех сферах жизни.

Как, ты еще здесь?

Этот традиционный вопрос наших музыкантов (так они шутят, встречаясь) все еще остается актуальным. И никому не приходит в голову, что нельзя все время подбрасывать в сознание отрицательные эмоции, нельзя выстраивать систему ценностей, в которой наивысшая - жизнь за рубежом. Но ведь есть такие понятия, как страстная привязанность к своей земле, чувство долга. И слово "патриотизм", затасканное и искалеченное, не выражает того, что чувствуют те, кто живет и работает здесь, кто хочет здесь быть действующим лицом сегодняшней истории.

В ЗАБЛУЖДЕНИЯХ ОТНОСИТЕЛЬНО рая за рубежом во многом, как мне кажется, виноваты и наши бывшие соотечественники. Приезжая в гости к своим, кто-то из них обязательно распустит перья, хвастаясь своими немыслимыми достижениями (неважно, что выступает он в основном в клубах или ресторанах), благополучной жизнью вдали от родины. Потом упорхнет залетным мотыльком, оставив всех в раздумье: а что же мы, дураки, сидим в этой дыре? Раз уж Кероб "там", то мы, такие талантливые и умные, через пару лет будем уже на вершине славы.

Лет через 5-6 некоторым удастся достичь какого-то результата. Но в основном талантливые артисты так и остаются на всю жизнь маникюрщицами, музыканты - работниками бензоколонок, а ведущие инженеры - простыми рабочими. Так что выражение "все умные уже уехали", подхваченное желающими последовать их примеру, не соответствует действительности. Умные уезжают и становятся там глупее, ибо научные работники, ставшие дворниками, неизбежно деградируют.

Возникает вопрос: что же делать? Во-первых, думается, надо не на словах, а на деле поднять роль творческой интеллигенции. Потребуется, конечно, и некоторая смена ориентиров. У нас ведь до сих пор труд квалифицированных специалистов - ученых, музыкантов, профессоров (особенно консерватории) оценивается крайне низко, хотя во всем мире труд оценивается пропорционально его социальной значимости. Жутковато становится, когда оглядываешься вокруг: обнищание большей части интеллигенции, катастрофическое падение нравственности и очерствение душ.

Якобы исходя из интересов народа любой чиновник может судить о вещах, ничего решительно не понимая в той области, которая дана ему в управление. Ни знания, ни опыт, ни мастерство, ни талант, ни успех не могут защитить человека от бредовых идей этих "носителей народных интересов". Те, у кого сейчас власть и кто понимает важность этой проблемы, должны пойти на волевое решение.

Искусство - тоже капитал

И еще один момент, который всегда упускается нашими властями предержащими. Это осознание того, что искусство - тоже капитал. Если бы вопросами культуры занимались люди компетентные, то наш научный и творческий потенциал приносил бы республике и огромные финансовые доходы.

СЕГОДНЯ ГЛАВНОЕ - ВЕРНУТЬ достоинство человека в реальное измерение. Как показал опыт последних десятилетий, неспособность государства платить по счетам оборачивается безответственностью деятелей культуры (и учреждений) перед государством. Может быть, при нынешнем кризисном положении в экономике страны стоит отобрать оптимальное количество учреждений, без которых само существование национальной культуры окажется под угрозой. Стоит ли долго раздумывать, когда надо выбирать, например, между Оперным театром и проведением очередного помпезно-парадного мероприятия?

И утверждение о том, что не дали денег культуре, потому что другим они нужнее, - полный абсурд. Ведь славу Армении сегодня, как и всегда, по-прежнему определяет способность к творчеству.

Что упущено?

За последние годы Министерство образования, науки, культуры и спорта и творческие союзы могли бы установить контакты с крупнейшими культурными центрами - больше участвовать в фестивалях, концертах, явить, как говорится, миру свое лицо. Знание культуры нашего народа за рубежами Армении намного облегчило бы и усилия политиков. Конечно, во многом помешала пандемия, в последние несколько лет в этом направлении предпринимались какие-то усилия, но этого недостаточно.

В РАЗНЫХ УГОЛКАХ МИРА мы могли бы иметь свои культурные центры, которые занимались бы пропагандой нашего искусства, и Армению узнали бы не только по землетрясению или войне в Арцахе. При нормальном функционировании координаторами этих мероприятий могли бы стать творческие союзы и Минкульт. К сожалению, до сих пор еще делаются первые неуверенные шаги.

Если будет систематизирована пропаганда национального искусства за рубежом (естественно, этим должны заниматься государственные структуры), то, как убеждал композитор Врам Григорян в одном из своих интервью, каждый уважающий себя художник охотно отдаст на эти цели часть своего гонорара. И это составит материальную базу нашего искусства. То есть надо идти от искусства к спонсору, а не от спонсора к искусству. К тому же люди творчества перестанут быть тяжелой ношей для государства.

А что происходит сегодня? Многие деятели искусства, испытывая трудности, приватно - каждый для себя - ищут спонсоров. Среди них немало дилетантов, авторов низкопробных произведений, пропаганда которых даже в рамках диаспоры не делает чести нашему национальному искусству. А между тем Армения обладает большим потенциалом творческих работников. Но, как правило, талантливые люди не защищены. Группировки в творческих союзах и эгоизм некоторых руководителей добавляют свою долю дегтя. Сегодня многие творческие союзы потеряли свое лицо, свой пульс и нуждаются в реанимации. Творческому человеку нужна организация, которая брала бы на себя ответственность за талант. А наши организации не в состоянии решать подчас даже свои внутренние проблемы.

Если союз не может выйти на мировой рынок и принести своему народу определенные дивиденды, кому он нужен? Быть во главе крупной организации - значит быть не только умным и талантливым, но и человечным, проницательным и объективным, а главное, действенным. Все это требует гигантских нравственных усилий. Нередко мы говорим о бюрократизме тоталитарного времени. Но бюрократизм и демагогия характеризуют и некоторых нынешних руководителей от искусства, не понимающих, к каким катастрофическим последствиям может привести падение культуры.

За нынешнюю массовую миграцию людей искусства мы еще долго будем расплачиваться. Уже сегодня очевиден низкий уровень преподавания во многих вузах. Как мы допустили, что один за другим исчезли целые творческие коллективы? Без общения с мировой культурой не может появиться интеллектуальный опыт, не рождаются стимулы к творчеству. Да и талант трудиться, несмотря ни на что, утрачивается. Все это наполняется реальным смыслом только тогда, когда заложены основы, определены цели. А для этого нужна созидательная работа.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПАМЯТИ АРТИСТА, КОТОРОМУ НЕ ВЕК СУДЬЯ (Видео)
      2021-11-26 10:43
      2700

      В Национальном театре оперы и балета им. А. Спендиарова состоялся юбилейный концерт, посвященный 70-летию Гегама ГРИГОРЯНА. Луч выхватил портрет из полутьмы сцены. Этот лоб, эту выразительную, чуть ироничную складку губ, эти добрые и мудрые глаза. Он смотрел в зал из-под тяжелых, словно вырубленных из камня век своим по-детски доверчивым взглядом черных, как вечность, глаз.

    • НА ОПЕРНОЙ СЦЕНЕ – "ТОСКА"
      2021-11-24 09:33
      4355

      "Истинный вкус состоит в чувстве соразмерности и сообразности", - обмолвился некогда поэт. Эти слова в полной мере соответствуют замечательному спектаклю "Тоска" Пуччини на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова. В минувшую пятницу спектакль прошел с большим успехом, набрав огромную аудиторию в амфитеатре, где я сидела, хотя спектакль был вовсе не премьерным.

    • ТРИУМФ МУЗЫКИ И ЕЕ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
      2021-11-22 10:33
      4382

      Впечатление самое отрадное от блистательного концерта Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна. Вдвойне радостно, что эта великолепная удача известного коллектива произошла после некоторой паузы: оркестр гастролировал в Италии. Первая после гастролей встреча - настоящий сюрприз для ереванских меломанов и гостей столицы.

    • ВСТУПАЯ В ВЕК ВТОРОЙ
      2021-11-13 08:35
      6034

      Свой вековой юбилей отмечает в эти дни Театр имени Евгения Вахтангова. 13 ноября 1921 года состоялось открытие постоянного театра Третьей студии Московского художественного театра. Его адрес неизменен с того дня - Арбат, 26.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • HIGHFEST - ТЕАТР КАК АТТРАКЦИОН
      2021-11-23 09:41
      2281

      Взял старт ереванский Международный фестиваль исполнительских искусств HIGH FEST. Начался не в срок. Потому что обстоятельства. В том числе уход из жизни художественного руководителя фестиваля Евгении Подпомоговой. Жеки. Которую можно характеризовать долго и с нежностью, а можно совсем коротко и точно - "ходячий креатив".

    • ВСТУПАЯ В ВЕК ВТОРОЙ
      2021-11-13 08:35
      6034

      Свой вековой юбилей отмечает в эти дни Театр имени Евгения Вахтангова. 13 ноября 1921 года состоялось открытие постоянного театра Третьей студии Московского художественного театра. Его адрес неизменен с того дня - Арбат, 26.

    • СЕЛИМСКИЙ КАРАВАН-САРАЙ: УНИКАЛЬНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК НУЖДАЕТСЯ В ЗАБОТЕ И РЕСТАВРАЦИИ
      2021-10-06 10:37
      3957

      Примерно на полпути из Ехегнадзора в Мартуни, на вершине одного из бесконечных холмов, расположено издали неприметное черное строение. Если не знать, что это – можно запросто проехать.

    • ЖИВЫМ - УНИЧТОЖЕНИЕ, МЕРТВЫМ - ЛЬГОТЫ!
      2021-09-18 09:45
      3808

      Хочу быть прозектором! Хочу с ланцетом в руках добраться до мозга, что прячется в маленькой черепушке, венчающей огромное тело НОКСозавра, - что-то там спрятано? И с удивлением, а если совсем честно, то и без оного обнаружить - ни-че-го! Нет, все-таки считать, что нынешняя власть совсем забила на культуру, - преувеличение. Только за последнее время по культурной сфере было принято два решения, и оба - произведения искусства. Оба провели арт-сферу через целую анфиладу чувств. От радости - к горечи, от горечи - к истерическому веселью с переходом в брезгливость и - до глубокого омерзения.