ОСЕННИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ
На днях с самой высокой ноты взял старт становящийся уже традиционным международный музыкальный фестиваль “Армения”, который знаменует собой начало шестнадцатого концертного сезона Государственного симфонического оркестра РА. Фестиваль был основан совместными усилиями художественного руководителя и главного дирижера оркестра Сергея Смбатяна и президента Европейского фонда поддержки культуры Константина Ишханова при поддержке МОНКС РА.
ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО СЕРЬЕЗНЫЕ НАСЫЩЕННЫЕ фестивали и новые артистические имена нам необходимы. Это одна из самых эффектных форм концертной жизни, привлекательная и для публики, и для государства, частично финансирующего их и тем самым осуществляющего свою функцию по культуре. Выгодными они оказались и для спонсоров. Собирая музыкантов из разных стран, в числе которых и наши соотечественники, фестивали способствуют новым контактам и впечатлениям, открывают новые имена, поднимают уровень музыкальной культуры.
За сравнительно небольшой срок фестиваль “Армения” познакомил нас с самыми выдающимися артистическими силами мира. Еще сильны впечатления от гастролей солистов, организованных усилиями его руководителей. Это был подлинный фейерверк выступлений, калейдоскоп самых разнообразных чувств. Почти каждый из концертов превращался в настоящий праздник музыкального искусства.
В течение целого месяца в рамках нынешнего фестиваля пройдет 17 концертов, пять из которых посвящены музыке камерной. Судя по программам, нынешний фестиваль выльется в масштабное событие, благодаря энергии и напору его организаторов, обеспечивших приезд в Ереван целой группы мировых звезд. Это скрипачи Гил Шахам, Марк Бушков, Даниэль Лозакович, Фумияки Мируа, Сергей Догадин, пианисты Михаил Плетнев, Йол Юм Сон, виолончелисты Стивен Иссерлис и Нарек Ахназарян и другие. Концерты фестиваля пройдут под управлением дирижеров Сергея Смбатяна, Дмитрия Яблонского, Мариуса Стравинского, Феликса Коробова, Конрада ван Альфена и Джанлуки Марчиано.
Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что наш симфонический оркестр ни в коем случае не ограничивает себя исполнением только известных произведений классической музыки. Все чаще он обращается к новейшим произведениям, постоянно расширяя современный репертуар оркестра. За время работы с оркестром в течение этих лет Смбатяном были охвачены различные жанровые и стилевые пласты музыки. Энергия и огромная требовательность к себе привели к такому результату, когда он может взяться за самые сложные премьеры.
Разнообразна и репертуарная панорама фестиваля: от музыки западноевропейских классиков до современных авторов. В концертах прозвучат произведения Моцарта, Бетховена, Брамса, Мендельсона, Чайковского, Прокофьева, Грига, Бизе и Сарьяна, а также композитора-резидента Государственного симфонического оркестра Армении Алексея Шора, Сопряжение стилей разных эпох, перекличка времен, а также своеобразная коллекция современных форм располагают к размышлениям о путях развития новой музыки, к обновленному восприятию современного звучащего мира. Хорошо было бы следующую программу подобного марафона сочетать с произведениями и современных армянских авторов, имена которых давно уже вышли за пределы страны. (Справедливости ради отметим, что Сергей никогда не обходит вниманием новых авторов).
Постоянный посетитель фестиваля оценит этот репертуарный прорыв. И, может быть, тогда фестиваль обрушит на наших меломанов новую творческую витальность. Годы интенсивной и серьезной работы, которую неизменно демонстрирует Государственный симфонической оркестр под управлением С. Смбатяна свидетельствуют о великолепной форме коллектива и о том, что, скорее всего, слушатели не будут разочарованы и сейчас.
В ПРОГРАММЕ КОНЦЕРТА ОРКЕСТРА, открывающего фестиваль в Большом зале им. А. Хачатуряна, были “Марш” из оперы “Любовь к трем апельсинам” и Первый скрипичный концерт Сергея Прокофьева (солист Марк Бушков) и “Картинки с выставки” Модеста Мусоргского.
Партия солирующей скрипки в концерте Прокофьева виртуозна, нова по формам изложения и фактуре. Интерпретация великолепного скрипача Марка Бушкова берет за живое, откликается в слушательском сознании ощущением красоты и искренности. Скрипач покорил зал своей простотой, кристальной ясностью стиля, убедительной интонацией, пульсирующим ритмом. В манере музыканта не было ни преувеличений, ни демонстративности. Легкость, свобода, раскованность, которые проявляются во всем, даже в характере жеста. Объяснить этот артистический феномен сложно. Очевидно, исходить надо от характера игры Бушкова, свободного от всяческой показной эффектности. Все выразительные средства отшлифованы. Отсюда и образ “простой” игры, где все на своем месте, гармонично, одухотворенно.
Марк Бушков молод - ему всего 30 лет. Родился в Монпелье, в семье музыкантов. Обучаться на скрипке начал с пяти лет у своего деда Матиаса Вайтснера. В десять лет поступил в Высшую школу музыки в Лионе, а в 2007г. – в Парижскую высшую национальную консерваторию (класс Бориса Гарлицкого), затем продолжил образование в Гамбурге. Аспирантуру завершил под руководством профессора Эдуарда Вулфсона в Академии Кронберга.
Бушков - лауреат множества международных конкурсов. Как солист он играл на самых престижных сценах мира, участвовал во множестве фестивалей. Исполнял камерную музыку с Алексеем Стадлером, Георгием Дубко, Кристофером Парком, Иваном Монигетти, Элисо Вирсаладзе. Несколько лет назад вышел его дебютный альбом с музыкой Изаи, Шоссона в дуэте с Георгием Дубко. В качестве солиста и ансамблиста он успешно выступает с известными симфоническими и камерными оркестрами.
Выступление артиста в Ереване продемонстрировало, что в артистической личности Марка Бушкова слились воедино те черты современного музыканта, которые особенно привлекают слушателей во все времена: безусловный профессионализм, глубинная музыкальность, фанатичная преданность избранной профессии. Дирижер Смбатян необычайно чутко слушал солиста, ансамбль у них сложился отличный. Но была в этом вдохновенном исполнении еще одна особенность: внутренний динамизм и энергия, благодаря которым возникло удивительное по яркости сотворчество мастеров, своего рода дуэт скрипки и оркестра.
В завершение концерта на достойном уровне оркестр исполнил “Картинки с выставки” Мусоргского. Фестиваль набирает темп, не пропустите ни один концерт - все они обещают встречу с интересным искусством.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.
-
2024-10-30 09:48
31 октября классику армянского зарубежья Эдгару ШАИНУ исполнится 150 лет Время, конечно, обладает могучей властью, меняет "глаз", совершенствует видение. Его действие порой оказывается непредсказуемым. Иногда с годами от былых увлечений мало что остается: легенда развенчивается, а яркий ореол вчерашних кумиров меркнет в глазах нового поколения. Не происходит ли нечто подобное и с Эдгаром Шаином, с его произведениями? Не останутся ли они в прошлом, безвозвратно отодвинутыми иными художественными веяниями?
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2023-10-11 09:14
В программе 21-го Ереванского Международного театрального фестиваля исполнительских искусств HIGHFEST были заявлены многие звезды, вплоть до Дианы Вишневой и Джона Малковича. Но "завтра была война", и фестиваль, как выразился его президент Артур ГУКАСЯН, прошел так, как будто он есть, но словно его и нет. И все-таки он состоялся! Потому что те, кто его делает, уверены - чтобы когда-нибудь снова пройти звонким шагом, нужно, пускай на цыпочках, но ходить!
-
2023-08-29 11:06
В рамках третьего Международного летнего фестиваля современного танца SUMMEET в Ереван и Гюмри уже показались дансантные компании из России, Армении, США, Франции.... Контемпрори, классический модерн, хип-хоп...
-
2023-06-23 15:31
Молодая пианистка Гаянэ Асланян широко известна в кругу любителей классической музыки. Лауреат республиканских и международных музыкальных конкурсов, сегодня она привлекает внимание широкой аудитории слушателей, а ее выступления удостаиваются высокой оценки опытных музыкантов и горячих аплодисментов публики.