НАД АРЦАХОМ НАВИСЛА УГРОЗА АНКЛАВИЗАЦИИ
С 1994 по 2020 годы семь освобожденных районов были важнейшим аргументом в обеспечении безопасности Республики Арцах. Позиция Армении на переговорах основывалась на жизненном важном характере статуса Арцаха, необходимости примирения с этим Азербайджана взамен на уступку части освобожденных территорий в качестве компенсации. Поскольку Баку не соглашался с возможностью какого-либо статуса Арцаха вне состава Азербайджана, освобожденные территории продолжали оставаться под нашим контролем, одновременно обеспечивая надежную защиту населенных пунктов Арцаха.
ПОСЛЕ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ войны и трехстороннего заявления желаемого, то есть захвата всех освобожденных территорий и даже части бывшей Нагорно-Карабахской автономной области, Алиев ужесточил свою позицию, закрыв, по его словам, вопрос статуса, хотя в мирных переговорах это должно было стать уступкой со стороны Баку. Для армянских властей вопрос статуса и независимости Арцаха также сегодня не является приоритетным, более того, он даже не стоит в их повестке.
Естественно, Азербайджан никогда не согласится на какой-либо международный статус даже оставшейся нам части Арцаха, учитывая, что после окончания войны мы документировано покинули оставшиеся освобожденные территории – Карвачар, Акну и Кашатаг и даже не упомянутые в трехстороннем заявлении части Ковсакана и Воротана.
В результате сложившегося на данном этапе международного консенсуса против Турции и Азербайджана, возможно, Париж или Вашингтон заговорят о важности статуса Арцаха, но с точки зрения реальной политики это будет ничто. Пашиняновский режим отказывается вносить этот вопрос в свою внешнеполитическую повестку, Азербайджан никогда не подпишет какой-либо документ, касающийся статуса Арцаха, а вот контроль армянской армии над освобожденными территориями был той единственной реальной гарантией, которая позволяла оказывать давление на врага и приближаться к заветному компромиссу.
Сдача освобожденных территорий создала серьезные угрозы военной безопасности также в краткосрочной и среднесрочной перспективе. С формированием новой арцахско-азербайджанской передней линии, возникновением вражеской пропасти между Арменией и Арцахом значительно удлинилась линия фронта, несравнимо усложнилось снабжение войск, сотни населенных пунктов стали приграничными и пограничными, тридцать лет спокойно и мирно жившие жители Сюника и Гегаркуника оказались под прямым прицелом врага. Самым печальным является кризис доверия местных жителей к собственным вооруженным силам, когда граждане вынуждены сами защищать свои села.
Смысл заложенной на протяжении многих лет в основу переговоров уступки освобожденных территорий в формате «5+2» состоял именно в том, чтобы не потерять надежную сухопутную связь между Арменией и Арцахом с расчетом на то, что Баку не признает окончательный статус Арцаха и Карвачар и Кашатаг останутся армянскими. Сегодня над Бердзорским коридором – единственным связующим звеном Армении с Арцахом – также нависла угроза установления вражеского КПП. Не говоря уже о том, что, согласно одному из положений трехстороннего соглашения, должна быть построена новая дорога, в случае которой мы потеряем контроль также над трассой Горис-Степанакерт.
Это будет означать окончательную анклавизацию Арцаха, а затем – изгнание армян и тюркизацию армянского края.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2022-02-28 10:26
Кто сегодня помнит, что именно наобещал с приходом к власти Пашинян в сфере внешней политики и дипломатии в числе множества других популистских обещаний социально-экономического характера? Выяснилось, в Министерстве иностранных дел, так же, как и в других сферах, не только растеряны многолетние институциональные традиции, но и дипломатическая служба и межгосударственные контакты стали предметом насмешек. Все это более чем наглядно было продемонстрировано в течение всей 44-дневной войны и после ее окончания – по сей день. Тогда как именно в этот критический период необходима была неустанная внешнеполитическая работа.
-
2022-02-24 13:26
Провал правящим большинством проекта заявления, осуждающего «Шушинскую декларацию», - отнюдь не экстраординарный и вполне ожидаемый шаг. Куда более удивительным было бы обратное, поскольку не изменились ни Турция с Азербайджаном, ни наши власти. Армянская дипломатия, в том числе и парламентская, сегодня настолько беззубая и услужливая, что не может позволить себе даже обсудить, а уж тем более - осудить очевидно антиармянский документ. Только заслужившие звание национального героя Азербайджана деятели могут обосновать свой отказ так, как это несколько дней назад сделали члены правящей ГД на заседании комиссии НС по внешним связям.
-
2022-02-24 10:29
Кто испытывает боль от потерь в войне? Власть, оппозиция, национальная элита или весь народ? Может, никто? Если бы мы ощущали общую боль утраты, вряд ли после такого тяжелого поражения проявили бы столь недопустимое национальное равнодушие и игнорировали постоянные предупреждения и угрозы. Народ, осознающий потерю, не пошел бы за виновным в ней, не поверил бы более его лжи, сориентировался бы, наконец, что для него важнее: ненависть к предыдущим властям или любовь к государству и Родине.
-
2022-02-22 10:57
Системный государственный кризис в стране власти пытаются замаскировать фрагментарными решениями и реформами, приправив их завесой своей легитимности. Тезисы Пашиняна о собственной легитимности на самом деле, конечно же, надуманны и ничтожны, поскольку его решения - от кадровой политики до отраслевых реформ - не сопровождаются публичными обсуждениями.