Последние новости

"ЛЮБОВЬ К ДЕЛУ И ЛЮБОВЬ К УЧЕНИКАМ"

"Память нужна живым" - так назвал свои "Страницы истории института", а нынче Государственного лингвистического университета им. В. Я. Брюсова профессор, отдавший десятилетия жизни не только этому институту, но русской словесности, блестящий педагог и крупный филолог Эдуард НУРАЛОВ, которому в эти дни исполнилось бы 90 лет. Память нужна живым...

...ПРОФЕССОР ВПЕРВЫЕ ВОШЕЛ В АУДИТОРИЮ. Фантазийность и любовь к театру включились, факт "узнавания" произошел сразу, как сразу возникла мысль - чего-то не хватает. Конечно - эспаньолки. А в остальном - убираем костюм и галстук, надеваем доспехи, шлем, копье в руки - это же абсолютный Дон Кихот! Высокий, сухопарый, с гривой соль с перцем волос, усами и горящим взглядом. Тогда про замечательного педагога и крупного филолога нам ничего известно не было. Перед нами стоял человек, способный привлечь внимание раньше, чем заговорит - важное качество для преподавателя. Особая энергия этого человека, похожего на благородного идальго, какой-то внутренний артистизм ощущались мгновенно. И если первое могло быть качеством врожденным, то на приобретение второго наверняка повлиял прекрасный Тбилиси, город, в котором он родился, где прошли детство и юность, первое приобщение к русской литературе, ставшей делом жизни.

"Профессор Нуралов, долгие годы проработавший в ведущих вузах Армении, всегда умел отказываться от проторенных, хотя и весьма привлекательных дорожек. Честность и преданность преподавательскому поприщу, науке, свойственные Нуралову, присущи лишь тем, кто знает, что занят настоящим делом, не сомневается в своем призвании и убежден в нужности и важности своих исследований", - в "In Memoriam", изданной в 2012 году, после ухода профессора из жизни.

 Делом его научной жизни было изучение необъятного и неисчерпаемого толстовкого наследия. Его монографии об эстетических взглядах великого русского писателя были во многом этапными и невероятно доказательными. Вот так подумаешь, а может это гуманно - уход из жизни таких людей, как Эдуард Лазаревич Нуралов, может судьба просто уберегла их от времени, в котором едва ли не предаются анафеме Пушкин и Толстой, Достоевский и Тургенев? Как бы реагировал он на "новую этику"? Или, может быть, она придала бы ему новые силы, вооружившись пером, как донкихотовским копьем, всем собой доказывать великий нравственный посыл великой русской литературы, имманентное для человечества взаимопроникновение культур и литератур, этики и эстетики.

 Ведь именно на этих перекрестках культур слагалась его биография человека и ученого. В 1961 году вместе с другими молодыми преподавателями Ереванского государственного университета он был направлен в МГУ для завершения кандидатской диссертации. Вместе с аспирантурой Эдуард Лазаревич получил и общественную нагрузку - посодействовать проведению в Ереване всесоюзных Брюсовских чтений - а заодно и соответствующую официальную бумагу, которая давала ему полную свободу в выборе имен и статусных персон. Будущим чтениям необходимо было сразу создать себе имидж.

Молодой преподаватель включал не только свой интеллект, который и не выключался вовсе, но и свое чертовское обаяние и шел в V.I.P.-люди... И позже, будучи уже серьезным ученым, окруженным ореолом высокого профессионального и человеческого авторитета, он не бряцал копьем, не сотрясал заслугами. А ведь во многом именно благодаря ему тогда Педагогический институт русского и иностранных языков им. В. Я. Брюсова стал обладателем и хранителем многих реликвий большого поэта и преданного друга Армении Валерия Брюсова. Нуралов оказался на одной волне, сумел завязать тесные связи с вдовой поэта Жанной Матвеевной, его братом и сестрой. В первый же день знакомства Жанна Матвеевна подарила институту 12 страниц неопубликованных рукописей Брюсова. А дальше буквально за несколько дней были приготовлены и отправлены в Ереван две картины - холсты с изображением кабинета Брюсова - посмертная маска поэта, черновики стихотворений, несколько прижизненных изданий с пометками Брюсова на полях...

"ПОРАЖАЛИ ЕГО ЖИВЫЕ, СВЕТЯЩИЕСЯ ГЛАЗА, энергичная манера излагать самый серьезный материал доступно и интересно. Главная специальность его была человековедение. Эдуард Лазаревич Нуралов сочетал в себе лучшие черты интеллигента: высокую образованность и научную требовательность, честность и требовательность педагога-подвижника, чуткость и уважение к людям", - написала кандидат наук и ученица Карине Тамироглян в своем "Слове об учителе".

Он был не только строг и требователен - его влюбленность в дело, которому служишь, была заразительна: он светился, не прилагая усилий, становился тем, кто создает и задает атмосферу. Особо экзальтированные студентки посвящали ему восторженные стихи, коллеги писали остроумные мадригалы к юбилеям. Таким было время - время, делавшее поколение. Таким было поколение - поколение, делавшее время.

 Однажды было даже создано эссе-акростих, каждый абзац которого начинался с букв фамилии, имени и отчества профессора Нуралова - "Легко было говорить с вами, Эдуард Лазаревич. Сразу возникало со-звучие, со-гласие, со-чувствие, со-мнение (не в смысле "сомнения", а в первозданном смысле этого слова - единства мнений) во взглядах. А за этим следовало со-действие, столь редкое нынче... Русская литература помогла нам понять друг друга. Скорее всего, она"...

Лев Толстой, творческое наследие которого стало делом научной жизни профессора Нуралова, заметил: "Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам - он совершенный учитель". А память - она действительно нужна живым. Память о тех, кто не сомневается в своем призвании и занят настоящим большим делом.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
      2024-11-21 10:33

      "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    • "ПАРАДЖАНОВ-100" – ВЕЧНОСТИ ЗАЛОЖНИК У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ
      2024-10-28 10:57

      Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НЕУТОМИМЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЗАПАДНОАРМЯНСКОЙ ПЕЧАТИ
      2024-11-09 11:32

      К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.

    • АРМЯНИНА В АРМЯНИНЕ НЕ УБЬЕШЬ - ДОКАЗАНО HAYAT PROJECT
      2024-10-23 09:52

      "Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...

    • УРОКИ ЗОРИЯ БАЛАЯНА
      2024-10-10 10:55

      К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.

    • 10 ЛЕТ ЕАЭС: УСТРАНЯЯ «ШВЫ» И НАКЛАДЫВАЯ «ШИНЫ»
      2024-09-28 10:44

      О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…