МУЗЕЙ, ОВЕЯННЫЙ СВЕТОМ
Среди круглых знаменательных дат этого года – полувековой юбилей Музея современного искусства. Летом 1972 года произошло событие, которое ознаменовало собой новый этап в художественной жизни не только Армении, но и всего бывшего Союза. Открытие первого и единственного в СССР Музея современного искусства в Ереване всколыхнуло и взбудоражило всех. Это был подлинный прорыв в художественной жизни страны и свидетельство ярчайшего подвига его создателя – Генриха Игитяна.
ЕСЛИ БЫ НЕ УПОРСТВО И СМЕЛОСТЬ ИГИТЯНА, ЕГО ЭНЕРГИЯ И СТРАСТЬ, не было бы у нас первого в мире Музея детского творчества, первым директором которого была его жена Жанна, Эстетического центра с его многочисленными филиалами по всей республике, Музея современного искусства, тысяч выставок, организованных им не только в республике, городах бывшего Союза, но и за рубежом.
Генрих Игитян был настоящим энергетическим донором, человеком, вдохновившим несколько поколений молодых художников, да и простых людей, убедив их, что искусство - это питательная среда для человека. К людям масштаба Игитяна неприложимы обычные мерки. Он был наступателен, порывист, предприимчив, но никак не односложен. Но личные качества не затмевали в нем главного – полной отдачи поставленной цели.
Многие вещи в Стране советов, кроме него, никто никогда не делал. Нетрудно представить, ценой каких невероятных усилий создавались те очаги культуры, которыми мы сегодня по праву гордимся. Думается, нет смысла перечислять и называть все уловки, хитросплетения и маневры, к коим приходилось прибегать, чтобы протащить свою большую правду сквозь игольное ушко дозволенного и разрешенного. Когда что-то не клеилось, он не сдавался: упрямо ходил по кабинетам, доказывая, требуя, пробивая. Хитрил, порой обводил начальство вокруг пальца и в итоге добивался своего. Как у Наполеона, у него почти не было поражений. А побед - много, они налицо.
Я была свидетельницей рождения его детища - Музея современного искусства. Это было прекрасное время оттаивания общественной жизни. Когда выпотрошенный долгими хождениями по мастерским, спорами, где сталкивались художественные поколения, Игитян возвращался в мастерскую Акопа Акопяна, Акопа Ананикяна или Александра Григоряна, он и сам еще не подозревал, что уже приобрел иное качество дарования. Сейчас я думаю, что Музей современного искусства (впрочем, как и Эстетический центр) был не просто удачей Игитяна. С появлением этого музея с его стен, увешанных яркими полотнами современных мастеров, авангардистов, к нам тихо пришла художественная революция. Мы ее просто не сумели тогда провозгласить, определить, как таковую.
Игитян бросил вызов тем, кто не верил в возможность подобного музея в Ереване. Многие считали, что это – "утопия", "бред сумасшедшего", "авантюризм", "вздор", "ересь", "сказка", над которой потешались. Но эта "сказка" сбылась. Игитян победил. Музей открылся. В нем представлено творчество самых разнообразных художников – представителей разных стилей и направлений, вплоть до авангарда. Игитян один из первых встал на защиту художников – абстракционистов, пропагандировал их творчество, открывал выставки.
ГОВОРЯ О МУЗЕЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА, НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ, что он не состоялся бы в той системе с ее идеологией, если рядом с Игитяном не оказались бы единомышленники, среди которых, в первую очередь, – председатель тогдашнего исполкома Ергорсовета Григорий Оганесович Асратян. Он был настоящим хозяином города, истинным патриотом, светлой личностью.
… "Я неравнодушен к людям, которые преданы своему делу и отдают ему всего себя – признавался Г. Асратян. - Я мог бы рассказать десятки историй, свидетельствующих о том, что ради блага своего Музея Генрих Игитян мог не спать ночи, сутками не есть, не жалеть ни себя, ни семьи, ни друзей. Потому-то мы и имеем такой Музей современного искусства. Такой, каков он есть, каким он представляется посетителям".
А каким он представляется посетителям? Вот некоторые свидетельства:
"Должен признать, что ваши произведения смелы, а это присуще всем великим произведениям". Давид Альфаро Сикейрос, художник (Мексика)
"Жизненность, ум, верный живописный инстинкт, чувство фантазии и цвета - все это в Музее современного искусства, рожденного по воле группы искусствоведов и художников, благодаря щедрости художников. Этот музей вызывает у меня ощущение (помимо того, что нельзя не признать высокие профессиональные достоинства многих экспонирующихся художников) чего-то героического, ощущение истинного патриотизма. Ренато Гуттузо, художник (Италия)
"Прекрасное собрание, талантливо и яростно отражающее мир. На мир смотрят разные, но честные глаза. И это, как мне кажется, самое замечательное в Музее современного искусстве". Михаил Ульянов, Народный артист СССР
"Ваш музей достиг уровня лучших музеев современного искусства в мире. Слава великим художникам современности, которые обогащают новым содержанием и новыми формами духовную жизнь Армении". Эдуардас Межелайтис, поэт (Литва)
"Музей современного армянского искусства в Ереване - огромное разнообразное собрание экспонатов живописи и скульптуры. В этих произведениях я вижу армянский народ более сильным, жизнеспособным, чем когда-либо. Талант огромен, музей совершенен. Здесь очень приятно бывать. Каждый посетитель-армянин должен ощущать счастье того, что за короткий промежуток времени достигнуто столь многое". Уильям Сароян, писатель (США)
ИТАК, МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА АРМЕНИИ ОТКРЫЛ СВОИ ДВЕРИ ПОЛВЕКА НАЗАД. "И вопреки утверждению Агаси Айвазяна (вспомним: "в одной системе невозможно создать другую систему"), войдя в помещение Музея, зрители попадали в другую, незнакомую им по всем прежним вернисажам, "систему". В незнакомую им по обилию "измов", по культуре экспозиции, по своим высоким художественным достоинствам "систему". Здесь было все, что душе угодно, все виды, типы, жанры изобразительного искусства"… - писал биограф Игитяна Яков Заргарян.
Среди первых работ, которые мы видели в Музее современного искусства, были "Скорбь", "Женщина в красном", "Натюрморт с черными рыбами" Джотто, "В городе", "Женская баня", "Сбор туты", "Выпечка хлеба" Овсепа Караляна, пейзажи Бардуха Варданяна, "Ужасы войны", "Живопись в пространстве", "Видение" Ерванда Кочара, произведения Акопа Гарибджняна, Минаса Аветисяна, Акопа Акопяна, Рудольфа Хачатряна, Гарника Зулумяна (Гарзу), Арташеса Унаняна…
С годами Музей пополнялся работами нового поколения армянских художников – Саркиса Амалбашяна, Марины Диланян, Самвела Багдасаряна, Рубена Григоряна и других, а также многих зарубежных армянских мастеров кисти и резца: Талин Забунян, Ваче Демирчяна, Лорана Ниссу Сена, Шариса Карапетяна (Франция), Зиты Афшар, Герри Джона, Майкла Гормана, Себастьяно, Криса Брауна (США), Сэма Григоряна (Германия), Айка Месропяна (Швейцария), Оника Атамяна (Великобритания), Арутюна Джинаняна (Россия),Эмиля Казаза, Гарена Бедросяна. Директором музея ныне является Нуне Аветисян.
… Смотрю на фотографию, сделанную в день открытия Музея. Многих к сожалению, уже нет с нами: Минаса, Акопа Ананикяна, Сейрана Хатламаджяна, Вруйра Галстяна, Ашота Ованесяна, создателя этого музея Генриха Игитяна, журналиста и друга художников Юрия Аракеляна, Вароса Шахмурадяна и некоторых других… И вот о чем подумалось: нам посчастливилось жить в счастливое время: мы жили в одно время с Мартиросом Сарьяном, Ервандом Кочаром, Ованесом Ширазом, Паруйром Севаком , Арамом Хачатуряном, Арно Бабаджаняном,Александром Арутюняном, Эдвардом Мирзояном, Лазарем Сарьяном, Адамом Худояном, Ваграмом Папазяном, Рафаелем Арамяном, Сильвой Капутикян, Геворгом Эмином, Сергеем Параджановым… Они составляли цвет и гордость страны…
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.
-
2024-10-30 09:48
31 октября классику армянского зарубежья Эдгару ШАИНУ исполнится 150 лет Время, конечно, обладает могучей властью, меняет "глаз", совершенствует видение. Его действие порой оказывается непредсказуемым. Иногда с годами от былых увлечений мало что остается: легенда развенчивается, а яркий ореол вчерашних кумиров меркнет в глазах нового поколения. Не происходит ли нечто подобное и с Эдгаром Шаином, с его произведениями? Не останутся ли они в прошлом, безвозвратно отодвинутыми иными художественными веяниями?
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.
-
2024-09-28 10:44
О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…