ЕСЛИ ВСЕ АРМЯНЕ ПОДПРЫГНУТ
Прежде чем записаться в профессиональные режиссеры, Наталье Беляускене пришлось получить два экономических образования в самых престижных вузах Москвы - МИНХ им.Плеханова и Академии внешней торговли. Однако неугомонная россиянка с литовской фамилией так и рвалась в кинематограф, и первым шагом стала Школа рекламы Юрия Грымова, где Наталья оказалась в поле зрения замечательных мастеров. Тут ее и заприметил Владимир Хотиненко и предложил поступить на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, причем сразу на второй курс.
Можно уверенно сказать, что именно отсюда и начался путь Натальи Беляускене не только в профессиональный кинематограф, но и в Армению, куда она прибыла 2,5 года назад для съемок своего полнометражного первенца и нашумевшей сегодня картины "Если все…". "Чем больше думаю, тем лучше осознаю, что это не случайно, - сказала она во время недавнего визита в Ереван в качестве участницы 9-го МКФ "Золотой абрикос". Сердцем я здесь с первых минут приезда в Армению для работы над фильмом, и моя любовь к этой стране, восхищение людьми изо дня в день лишь крепнут".
Фильм "Если все…" был представлен на ереванском кинофестивале в конкурсной программе "Армянская панорама". К сожалению, показ состоялся всего лишь раз за всю фестивальную неделю, но прошел при полном аншлаге. Уверена, появись фильм на большом экране повторно, его вновь и вновь хотели бы смотреть, ибо "Если все…" - из серии редких картин, в которых есть все – захватывающий сюжет на серьезную тему, нравственная идея, важный посыл, прекрасные актеры, талантливый режиссер, замечательный оператор и, наконец, и чудесная музыка. И главное – миролюбие и дружба, в атмосфере которых родилась интернациональная команда создателей картины. Собственно сам фильм также о мире, дружбе и любви, хоть и построен на фабуле о войне. Нашей, Арцахской, всерьез заговорить о которой с экранов - все равно что ступить на минное поле. И сделали это блестящий актер, режиссер, а в данном случае сценарист Микаел Погосян и российский режиссер Наталья Беляускене.
Наталья познакомилась с Микаелом в Минске за год до съемок фильма "Если все…". "Миша снимался в рекламе пива, я была там по своим делам, но мы вскоре подружились, Миша вел себя так, словно мы были давние друзья. У меня даже сохранилась фотография, на которой он запечатлен в воздухе подпрыгивающим. Этот кадр и дал толчок названию фильма, который мы изначально назвали "Если все армяне подпрыгнут", а потом убирали с конца по одному слову". Когда через год Микаел прислал Наталье сценарий, она не совсем поняла его суть, т.к., по собственному признанию, практически ничего не знала о войне в Карабахе, разве что помнила информацию из газет. Тем не менее что-то ее задело, и она согласилась на сотрудничество. Был подобран удачный состав актеров – Микаел Погосян, Екатерина Шитова, Ваагн Симонян, Мгер Левонян, Карен Джангиров, привлечены прекрасные музыканты Ваагн Айрапетян, Лилит Пипоян. Кстати, одну из песен Лилит Пипоян Н.Беляускене слышала давно, даже использовала в одной из своих лент, не зная, кто ее автор, исполнитель и на каком языке ее поют. "Тайна" раскрылась случайно в Ереване, когда Наталья обнаружила имя хозяйки любимой песни.
Работа над картиной началась с огромного количества встреч с участниками Арцахской войны. "Мне надо было поговорить с реальными людьми, которые с глазу на глаз встречались с войной, пережили ее трагичные страницы и по-своему перелистали их. Война живет в них всегда, и во время встреч мне приходилось меньше спрашивать и больше слушать", - говорит Н.Беляускене. Сюжет закручен вокруг главной героини Саши Масленниковой из Саратова, которая решает приехать в Карабах и посадить березку на могиле отца, русского солдата, отдавшего жизнь за родину своей жены-армянки. В армянах она находит свою семью, а они – свою отдушину.
Не буду пересказывать сюжет картины – ее лучше один раз увидеть. Мировая премьера фильма "Если все…" состоялась в Москве в рамках 34-го Московского международного кинофестиваля. Фильм был представлен в престижном конкурсе "Перспективы", высоко оценен и зрителями, и кинематографистами, и критиками. Затем картина отправилась в Париж, где также с интересом была принята публикой. Затем она вернулась в Ереван, на "Золотой абрикос", на пресс-коктейле которого удалось побеседовать с Натальей Беляускене.
- Как был встречен фильм в Москве, Париже?
- После показа мы получили множество заявок на показы в разных странах мира как на фестивалях, так и вне подобных смотров. Мы получаем немало писем от дистрибьюторов таких стран, как США, Канада, и уже работаем в направлении международного проката фильма. Эта картина подарила мне такой опыт жизни, такие встречи с удивительными людьми, которые навсегда запали мне в душу. В Армении я видела места, о которых даже многие армяне не знают – столь быстро я сроднилась с вашей страной. Хотелось бы показать картину и в Азербайджане с надеждой на то, что там поймут ее мирное намерение. Хотя в Париже после премьеры фильма двое сотрудников азербайджанского посольства подошли ко мне с претензиями, заявив, мол, "нам жаль, что наши дети эту землю не увидят". Пришлось ответить, что они могут посещать Карабах в качестве туристов и в этом нет беды.
- Как известно, фильм "Если все…" стал вашей дипломной работой. Есть ли у вас иные работы в кино?
- Я не вчера пришла в кино, у меня за плечами короткометражные фильмы, обласканные разными фестивалями. Есть работы и на ТВ - сериалы и прочая продукция...
- Есть ли у вас жанровые предпочтения в кино?
- Не особенно, я просто должна полюбить сюжет, идею, персонажей, и тогда с головой уйду в работу. Первая моя картина – документальная, сделанная во время учебы на режиссерских курсах и удостоившаяся массы призов. Если сегодня мне понадобится снимать документальное кино и я буду гореть этой историей, то, конечно, это сделаю. Я человек мобильный, хожу повсюду с камерой и умею снимать сама. Как-то раз со мной произошла уникальная история, связанная с известным мимом Вячеславом Полуниным. Снимала девочку-клоунессу из Московского циркового училища и спровоцировала ее поступление на курс Полунина. Работа длилась год, я не знала, как завершить фильм. Потом девочка попала на "Корабль Дураков" Полунина, который отправлялся на полтора месяца в турне по Волге. И я придумала финал – корабль уходит, я прощаюсь с героиней, машу ей рукой… И вдруг Полунин заметил меня и пригласил в путешествие. Переполненная чувствами и свалившейся вдруг возможностью снимать клоунов, я укатила с ними на "Корабле Дураков", продолжив свою картину в новом русле.
- Как вы шагнули из экономики в кинематограф?
- Очевидно, творческое начало во мне было выражено ярче, чем все остальное. Но у папы было другое мнение: "Девочке надо быть или экономистом, или врачом". Врача я сразу отмела, потому что мне это не интересно, а экономистом стать согласилась, хотя не представляла, что это за профессия. А потом натура свое взяла.
- В этом вы схожи с исполнительницей роли Саши Масленниковой в фильме "Если все…", дебютанткой Екатериной Шитовой…
- Да уж. Катя окончила в Москве архитектурный факультет, теперь учится в Лондоне по смежной специальности по требованию отца. Когда мы ее обнаружили, она училась в Щукинском училище на первом курсе и мечтала стать актрисой. Получив предложение сниматься в фильме "Если все…", она вновь встала перед выбором – отец отпускал ее на съемки при условии, если она покончит со "Щукой" и после фильма уедет учиться в Лондон. Катя выбрала кино.
- Соавтор сценария фильма Тереза Варжапетян считает Катю его "самым светлым пятном". Что скажете вы?
- Катя была 16-й в кастинговом списке и привлекла внимание необычайно веселой фотографией своей особы, которую нам выслало одно из агентств. Мы пригласили ее на пробы, она пришла накрашенная донельзя и, заметив безудержный ужас в наших глазах, расплакалась, оправдываясь, что просто хотела показаться взрослой. Мы дали ей прочитать текст, это тоже было ужасно. Но в девушке было нечто необычайно притягательное, и я решила пригласить ее в кафе, разговорить, заставить раскрыться, заснять на камеру. Я поняла – нам нужна именно она. Дальше сценарий переделывался под нее, и все сложилось как нельзя лучше. Сейчас она вне кино, но мы все уверены – Катя еще будет сниматься.
- Над чем вы работаете сейчас?
- Есть какие-то старые проекты, но они пока витают в воздухе. Сейчас моя сердечная рана – Гандзасар, если бы я сейчас снимала документалку, то обязательно взялась бы за эту тему.
ФОТО АЙКА ПАПИКЯНА
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-12-11 09:47
Стартовавший в Ереване Международный фестиваль женских фильмов "КИН" открылся показом документально-игровой картины "Было - не было" американского режиссера армянского происхождения Эмили Мкртчян. Фильм уже известен армянской публике по прошедшему летом кинофестивалю "Золотой абрикос", на котором был удостоен сразу двух наград - "Специальное упоминание" и приз ФИПРЕССИ. Но, несмотря на это, зрительский интерес к этой работе Эмили Мкртчян не убавился, и "КИН" стал еще одной возможностью окунуться в истории героинь этой очень трогательной, лирической и в то же время трагической картины.
-
2024-12-09 11:05
Уже третий семестр на факультете истории Ереванского государственного университета проводятся не имеющие аналога рабочие конференции с участием школьников Еревана и марзов Армении. Вовлеченные в этот профессиональный проект ученики предстают перед аудиторией в качестве докладчиков, разработавших разные научные темы в соответствии с направленностью того или иного мероприятия.
-
2024-12-06 09:34
В Доме-музее Арама Хачатуряна дан старт новому проекту, нацеленному на вовлечение в культурную жизнь представителей инклюзивных групп. 3 декабря, в Международный день инвалидов, между Домом-музеем и Объединением глухих Армении был подписан Меморандум о сотрудничестве, в рамках которого многие материалы этого очага культуры будут переведены на язык жестов и станут доступны людям с ограниченными возможностями. Мероприятие состоялось в присутствии сотрудников Дома-музея и членов Объединения глухих и началось с показа трейлера анимационного фильма «Путешествуем с Хачатуряном» в новом формате – с сурдопереводом.
-
2024-12-04 10:55
Международный кинофестиваль женских фильмов «КИН» уже 20 лет распахивает свой занавес в декабре, приглашая к экрану ценителей кино, созданного женщинами. И, надо отметить, делает это ненавязчиво, но настойчиво, что и обеспечивает его долголетие. Исключением не станет и нынешний год: 6 декабря МКФ «Кин» начнет работу в 21-й раз и в течение 5 дней проведет зрителя по самым необычным историям, созданным режиссерами-женщинами из разных уголков мира.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2022-11-12 11:47
Если бы вместо давно приевшихся лиц и однотипных речей 5 ноября на площади Франции в Ереване показали фильм "Ишханутюн" (пусть только 1 часть, ибо премьера второй состоялась в кинотеатрах 9 ноября), то резонанс от митинга оппозиции был бы гораздо больше. Парламентская оппозиция не в состоянии выйти за рамки ошибок прошлого политического века, но сегодня разговор не о ней, а о тех, кому, в отличие от оппозиции, удалось оказаться на одной волне с народом…
-
2022-11-02 09:24
"Мы шагаем, движемся вперед. Наши мысли движутся с нами, рождая разные идеи, настроения. Эти мысли сталкиваются или со стеной, или, как в моем случае, с собственной тенью на сгоревшем доме, заходят в тупик. И не всегда мы способны объяснить эти мысли сами себе: очень многое дается нам мучительно трудно..."
-
2022-09-10 08:52
"Весь мой творческий путь посвящен Армянину - его корням, его биографии, его многочисленным типажам. Я всегда пытался понять: кто мы? Кто он - Армянин? О чем он - Армянин? Про что мы живем, чего хотим, куда идем и как идем? И эта моя картина тоже об Армянине.
-
2022-07-27 09:28
В рамках прошедшего в Ереване 19-го МКФ "Золотой абрикос" один из главных призов – "Серебряный абрикос" в номинации "Международное кино" был вручен полнометражной анимационной картине "Рассвет Авроры". Автор фильма, режиссер Инна Саакян (Германия) принимала награду под шквал аплодисментов – такой же, который охватил переполненный зал столичного кинотеатра "Москва" после показа.