ПЛОТНИК В ОЖИДАНИИ СЫНА И СЫН ПЛОТНИКА
В книге великого Луиса Бунюэля есть такое высказывание: "Искусство, лишенное корней, есть плагиат". Если к этой достаточно парадоксальной, на первый взгляд, мысли добавить расхожее мнение о том, что хороший ученик не повторяет своего учителя, наверное, и откроется ракурс, с которого следует рассматривать фильм Нарине МАЛЯН "Плотник в ожидании сына".
ТОТ ФАКТ, ЧТО КЛАССИК ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ АГАСИ АЙВАЗЯН и классик отечественного кинематографа Генрих Малян были одноклассниками и пронесли еще школьную дружбу через всю жизнь, широко известен. Возможно, интерес и любовь к творчеству Айвазяна Нарине Малян достались в наследство от отца. Ее спектакль "Генеалогия рода" по мотивам айвазяновских рассказов не сходит со сцены уже много лет и закрепил за собой славу одного из самых интересных спектаклей на нашей сцене. Тем не менее к рассказу "Даниель-обыватель" Нарине Генриховна обратилась не сама. Непременно прочитать рассказ - и не для общего образования, а с далеко идущими намерениями - ей посоветовал известный оператор Артем Мелкумян. Случилось это еще при жизни писателя.
"Свое желание экранизировать "Даниеля-обывателя" я проговорила с Агаси Семеновичем, и он одобрил мое желание, - рассказывает Нарине Малян. - Так что к этой работе мы приступили с его благословения". Увы, вскоре Айвазян тяжело заболел и сделать из собственного рассказа сценарий был уже не в состоянии. Так что реализовать собственную идею пришлось Артему Мелкумяну. А потом потребовалось еще четыре года, прежде чем сценарий был воплощен в жизнь и фильм "Плотник в ожидании сына" вышел на экран.
История, рассказанная в фильме, лаконична, как и сам фильм, на съемки которого ушло всего четыре дня и который длится чуть более пятнадцати минут, - библейские времена, обремененный семьей, состоящей из трех дочерей и беременной жены, плотник выходит из дома в поисках сдельной работы и возвращается, заработав денег и так и не узнав, что принял участие в казни Христа… Вот и все. Если же отвечать на вопрос "о чем?", а не "про что?", "Плотник в ожидании сына" - об ответственности каждого человека перед временем и историей. Такая вот вечная тема фильма, который все-таки хочется назвать картиной. Потому что главное здесь - не "про что" и даже не "о чем", а то, как это сделано. Потому что главное здесь - киноязык, обволакивающий "Плотника в ожидании сына" изысканным кинематографизмом.
Нарине Малян сумела собрать команду действительно единомышленников - оператор Ваагн Тер-Акопян, художник Вардан Седракян, композитор Самвел Сарьян, музыкальный консультант Тигран Мансурян, "чье каждое слово, замечание очень дорогого стоило", как признается режиссер.
КАРТИНА "ПЛОТНИК В ОЖИДАНИИ СЫНА" ПРОНИКНУТА ПОДЛИННЫМ пафосом истории и подлинным пафосом культуры. Историю времен первых христиан, фабула которой могла бы разворачиваться в гораздо более масштабных планах, создатели фильма рассказывают с аскезой, ставшей художественным приемом. Дом Плотника, в стенах которого разворачивается сюжет, - это не среда, не место действия. Это череда кадров-картин, замкнутый и целостный мир, где действенное и визуальное содержание нерасчленимо и не расчленено. В этих разводах на воде в медном тазу, в этих каменных стенах, глиняной посуде, фактуру которых уже не видишь, а словно осязаешь, нет прозаичности. Этот камерный мир, окрашенный, как Армения Мандельштама, в охру, глину и сурик и задрапированный холстиной и карпетами, не кажется грубо вещественным, неартистичным - он обретает изысканную стильность. Вместе с режиссером оператор и художник стали здесь равноправными соавторами, которые фильм творят.
И исполнителей Нарине Малян выбирала, явно ориентируясь не на драматическое дарование, но на неповторимую выразительность и фактуру. Да их и не много. Три девочки, младшая из которых - совсем малышка - своим обаянием на какой-то миг словно вносит диссонанс в этот закрытый, словно бесплотный, мир. Актриса театра им. Генриха Маляна Кристина Овакимян в роли жены плотника. И Арнольд Казарян в роли главного действующего лица. Его Нарине Малян нашла по воле случая - вызвала такси, чтобы ехать на работу, и увидела в человеке, сидящем за рулем, тот персонаж, который долго искала.
В течение тех пятнадцати минут, пока идет фильм, не оставляет ощущение, что его создатели - люди, живущие, мыслящие, а главное, видящие как человек XXI века и как человек древности, как художники эпохи кино и художники эры миниатюры и иконописи. Мотивы вечные, мотивы минутные, мотивы, будто подсказанные классическими полотнами раннего Возрождения, - все это сведено к итоговым формулам.
В титрах картины невольно ищешь скульптора - настолько резко здесь подчеркнуто пластическое, строительное начало. Вот возник крупный план жены плотника - словно одновременно написанный с натуры и изваянный из мрамора бюст. Глазницы, скулы скульптурны, а взгляд совершенно живой, живописный. То же можно сказать о девочке-подростке, ожидающей у окна отца - какая-то напряженная поза и убегающий блеск повернутой внутрь улыбки. Это портреты портретов, портреты в итоговой форме и совершеннейшей чистоте.
В ФИЛЬМЕ "ПЛОТНИК В ОЖИДАНИИ СЫНА" НАРИНЕ МАЛЯН НЕТ НИКАКИХ ПРЕТЕНЗИЙ НА ИЗБРАННОСТЬ И АРИСТОКРАТИЗМ, которыми так часто страдает наше авторское кино. И все-таки женщина-режиссер становится поэтом - поэтом красоты, которую находит в неправильных лицах, худощавых телах, холщовых рубахах и аскетичном интерьере. Она видит, как нежна эта молчаливая красота и сколько грации может нести в себе неудача.
"Плотник в ожидании сына" - фильм таинственных и, наоборот, обнаженно социальных значений. И возникают эти значения не из догадки при виде босых ног из-под рубища и фрагмента креста, которые прошли через смотрящего в полуподвальное окно ребенка. И не от известия, что кровь с рубахи нашедшего хорошо оплаченную работу плотника так и не сошла. Они возникают из воздуха картины - как трагическая весть. Захватывающая острота трагической вести, рождающейся словно ниоткуда.
Видимо, Нарине Малян и ее команда были глубоко захвачены своей работой. Поэтому созданная ими работа трогала глубоко.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 12:12
Ереванский Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна только что вернулся из поездки в Китай. Вернулся и сразу объявил о премьере мюзикла "Ереван 2024". Отыграют - и опять на фестиваль, на сей раз в Россию. Дальше вернутся и приступят к реализации большого международного проекта. И это не считая спектаклей, с завидной регулярностью выходящих на Малой сцене театра. Что самое удивительное: все это громадье работы театр осуществляет без получения грантов от государства. "Работай качественно, имей сто друзей и - жизнь удалась!", - считает директор театра Каро ШАХБАЗЯН.
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-01-22 10:56
"Прорабы духа"... Этот термин возник благодаря Андрею Вознесенскому - его знаменитому стихотворению и одноименному эссе. "Художнический характер, проявившись не профессионально, а в деятельности ради искусства, часто создает свое в искусстве через других. Не будь помощи таких людей - не появился бы шедевр. Это подвижники, двигатели культуры, поршни духовного процесса, строители надстройки, общественники культуры - я бы назвал их «прорабами духа»"...
-
2023-08-23 10:28
«Россия – это страна, где может быть все», - сказала на ереванской премьере игрового фильма «Сдохнуть нужно, чтобы вы приехали» известная российская актриса театра и кино Юлия Ауг. Показ фильма в Ереване прошел в Большом зале «Дома кино» в рамках программы «Эхо» Международного кинофестиваля «Золотой абрикос», он был устроен в сотрудничестве с киноклубом «Ереван».
-
2023-07-03 09:43
Фестиваль уругвайских фильмов вновь возвращается на отечественные экраны. С 4 по 7 июля ереванская публика получит уникальную возможность окунуться в атмосферу жизни, быта, обычаев и культуры страны, расположенной на расстоянии более 13 тысяч километров от Армении, но, тем не менее, имеющей с ней некую общность.
-
2022-12-21 09:56
В Ереване проходит показ полнометражного документального фильма "Armenia Terra Sacra" ("Армения - святая земля") французского режиссера армянского происхождения Нарека Восканяна. Для презентации фильма на разных столичных площадках в Ереван из Парижа приехала телерепортер, автор ряда ТВ-проектов, продюсер картины Нарэ Тадевосян.