Последние новости

ВСПОМИНАЯ САМВЕЛА САФАРЯНА

24 сентября в Национальном Музее-институте архитектуры имени А. Таманяна прошел вечер, посвященный 120-летию со дня рождения выдающегося армянского архитектора Самвела Сафаряна. Почтить память зодчего пришли его родственники, ученики, студенты.

САМВЕЛ САФАРЯН РОДИЛСЯ В 1902 ГОДУ В ШУШИ. Среднюю школу окончил в Баку. В девятнадцать лет приехал в Ереван и в 1928 году стал выпускником строительного факультета Ереванского госуниверситета, получив специальность инженера-архитектора. За год до окончания учебы начал работать в мастерской Исполкома горсовета столицы, которой руководил Александр Таманян. Сафарян помогал великому архитектору в завершении проектов Дома правительства и Народного дома (Оперы).

 Таманян дал высокую оценку таланту молодого архитектора и доверил ему проекты зданий анатомикума при Медицинском институте, Института физиотерапии, а также нового диспансера в Ленинакане.

 Архитектор Самвел Сафарян с друзьями-единомышленниками С 1934 года Самвел Аракелович начал проектировать здания, в которых ощущались новое дыхание, оригинальное решение и уникальный почерк. В их числе - жилой дом на ул. Агаяна в Ереване (совместно с архитекторами Арсеном Агароняном, Оганесом Маркаряном, Ашотом Мелик-Мартиросяном), cредняя ‎школа 8 им. А.С. Пушкина на ул. Московян в Ереване, Государственный аграрный университет, жилой дом Академии наук на проспекте Маштоца, комплекс зданий на проспекте Тиграна Меца (совместно с архитектором Марком Григоряном), Дом приемов правительства (бывший особняк первого секретаря ЦК КП Армении Григория Арут‎юняна) на проспекте  Маштоца в Ереване и многие другие.

Проектируя жилой дом, зодчий в первую очередь обращал внимание на удобное расположение квартир: большие комнаты, высокие потолки, широкие окна. "Квартира - главная узловая точка работы архитектора, здесь начинается и здесь заканчивается его видение", - писал он.

За проект здания Армянского павильона на ВДНХ в 1940 году Сафарян был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств Армении». С 1941 по 1945 годы он спроектировал и построил жилые дома в районе завода "Каучук". Особое место, несомненно, занимает и проект здания президиума Академии.

С 1932 года преподавал в Ереванском политехническом институте. Cреди его учеников были такие выдающиеся зодчие, как Джим Торосян, Арцвин Григорян, Григор Агабабян, Артур Тарханян, Спартак Хачикян, Грач Погосян, Гурген Мушегян и другие. В 1941-1953 годах Cафарян был председателем правления Союза архитекторов Армении. Ушел из жизни в 1969 году.

В беседе с корр. "ГА" профессор, член-корреспондент Международной академии архитектуры Карен Бальян подчеркнул, что личность Сафаряна занимает особое место в отечественной архитектуре. Он вошел в нее в конце 20- х годов прошлого века как представитель одного из модернистских направлений, которое позже, вместе с другими, уже c учетом различий, стало причисляться к единому конструктивному стилю.

"ПОСЛЕ РАЗГРОМА МОДЕРНИСТСКИХ ДВИЖЕНИЙ в начале 30-х он обратился в "классическую веру" и именно здесь достиг своих высот. По его проекту были построены комплексы Академии наук, Бюраканская обсерватория. В этике конструктивизма, как и его коллеги, Сафарян видел структурные связи с рациональными канонами классической армянской архитектуры. Позже, вместе с некоторыми другими архитекторами, и в первую очередь с Рафо Исраеляном, Сафарян стал развивать своеобразный архитектурный язык. Используя формы национальной архитектуры, он, как никто другой, стремился не терять чувства современности.

Этот изысканный языковый стиль, присущий лишь нескольким мастерам, просуществовал до середины 50-х и был стерт как "излишний" вместе со сталинским ампиром. В этот период Сафарян начал активно осваивать индустриальные методы строительства. Используя свой багаж в ограниченных возможностях типового индустриального проектирования, он стремился достичь высокого профессионального уровня. И именно в эти годы Сафарян начал формировать свою школу, обращая в "праведную" архитектурную веру целое поколение на удивление талантливой молодежи. Из молодых архитекторов 50-60-х гг.  сложилась "школа Сафаряна", во многом определившая развитие армянской архитектуры в последующие десятилетия", - сказал К. Бальян.

На вечере памяти внучка Самвела Аракеловича Анна Микаелян зачитала воспоминания ушедших из жизни родственников и учеников.

Лия САФАРЯН, дочь:

"Особенно содержательными и богемными были вечера в доме 17 по улице Агаяна. Здесь собирались друзья отца, люди, которых объединяло родство души. За пианино садился Марк Григорян. Удивительную пластику танца демонстрировала его супруга - Нина Кечек. Стихи армянских поэтов читал архитектор Андрей Буров. Неисчерпаем был юмор художника Михаила Арутчяна.
   Холодная и величественная Шагане Тальян делилась самым дорогим -  воспоминаниями о Сергее Есенине. Бесконечно увлекательными были устные рассказы зодчего Николая Колли.  Никогда не забыть неповторимый колорит Рафо Исраеляна и Юрия Яралова, статность, глаза и голос Каро Алабяна, красоту и элегантность Рубена Самарцяна, доброту Ашхен и Овика Маркарянов, утонченные комплименты архитектора Игоря Фомина".

Джим ТОРОСЯН, народный архитектор СССР:

"Дорогой Самвел Аракелович, я бесконечно горд, что вы были моим учителем. Вы были архитектором от Бога. Я никогда не забуду и вашу замечательную супругу Люсю Арисовну. с которой вы приходили на спектакли с участием моей супруги Марго Мурадян. Сколько незабываемых воспоминаний связано с вами и вашей замечательной семьей…"

Эдуард АРЕВШАТЯН, заслуженный архитектор Армении:

" Работая над проектами, Самвел Аракелович часто напевал арии из оперы "Тоска". Любил и ценил классическую музыку. Благодаря ему, архитектура навсегда вошла в мою жизни".

Григор АГАБАБЯН, заслуженный архитектор Армении:

"Сафарян был единственным из армянских архитекторов, ставшим членом Академии архитектуры СССР в 1950 году. Был первым, кого Армения представила в 1968 году к получению звания народного архитектора СССР. Однако помешала смерть нашего выдающего учителя. Образ Сафаряна навсегда останется в моей памяти".

На юбилейном вечере были продемонстрированы слайды с проектами мастера, фотографии с друзьями и коллегами, которые раскрыли для собравшихся, особенно для молодого поколения, творческий путь Самвела Аракеловича Сафаряна.

Галерея (3 фото)

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЯБЛОКО СМЕРТИ
      2024-11-22 09:38

      В 2023 году врач-радиолог из Великобритании Николь Стрикленд отправилась в отпуск на карибский остров Тобаго, настоящий тропический рай с живописными пустынными пляжами. В первый день она прогуливалась вместе с подругой и нашла несколько сладко пахнущих зеленых фруктов, напоминающих яблоки. Обе женщины решили попробовать плоды и через несколько мгновений почувствовали жжение и мучительную боль в горле. Через несколько часов они скончались.

    • ЗАРАЖЕННАЯ КУРЯТИНА В ДЕТСАДАХ ЕРЕВАНА
      2024-11-21 11:02

      "Болезнетворные бактерии обнаружены в партии куриного мяса общим весом 3850 кг, которое было поставлено в 146 детсадов cтолицы", – заявила в понедельник и.о. начальника Управления контроля мэрии Анна Геворкян.

    • ШИРОКО ШАГАЕТ ЕВРОПЕЙСКИЙ НОВЫЙ ГОД...
      2024-11-21 10:45

      Праздничное оформление столицы в этом году началось за два месяца до Нового года. На площади Республики устанавливается елка, электрическими гирляндами полностью увешан Дом правительства, в супермаркетах появились елочные игрушки и т.д.

    • НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ О ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСАНДРА СПЕНДИАРЯНА
      2024-11-19 09:35

      15 ноября при содействии Министерства образования, науки, культуры и спорта РА в ереванском Доме-музее А. Спендиаряна в зале "Творческий путь композитора" открылась экспозиция с новыми уникальными материалами. Корр. "ГА" побывал в этом уютном и очень гостеприимном очаге культуры, где в обновленных выставочных залах хранятся в общей сложности 1345 экспонатов, рукописей, писем и книг А. Спендиаряна. При реставрации и обновлении залов сотрудники музея учитывали интересы посетителей с тем, чтобы как молодым, так и пожилым людям было интересно сюда приходить и получать по возможности полную информацию о жизни и творческом наследии композитора.

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НЕУТОМИМЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЗАПАДНОАРМЯНСКОЙ ПЕЧАТИ
      2024-11-09 11:32

      К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.

    • АРМЯНИНА В АРМЯНИНЕ НЕ УБЬЕШЬ - ДОКАЗАНО HAYAT PROJECT
      2024-10-23 09:52

      "Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...

    • УРОКИ ЗОРИЯ БАЛАЯНА
      2024-10-10 10:55

      К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.

    • 10 ЛЕТ ЕАЭС: УСТРАНЯЯ «ШВЫ» И НАКЛАДЫВАЯ «ШИНЫ»
      2024-09-28 10:44

      О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…