Последние новости

4 КОСТОЧКИ ИЗ ЕРЕВАНА

Эрик Назарян – режиссер, сценарист, аниматор

Американский режиссер армянского происхождения Эрик Назарян впервые появился на "Золотом абрикосе" пять лет назад и сразу же сорвал с фестивального дерева две награды: главный приз в конкурсной программе "Армянская панорама" и приз экуменического жюри за игровую картину "Час сумерек". С тех пор он четырежды посещал Армению и как участник Ереванского международного кинофестиваля, и как его гость, и как фильммейкер, исследующий новые социальные и личностные реалии.

О фестивальных визитах Эрика свидетельствуют не только официальные бейджи и публикации в отечественной прессе, но и коллекция абрикосовых косточек, бережно хранимая в его калифорнийском доме в память о "Золотом абрикосе". Косточек всего четыре – по одной от каждого фестиваля, собраны они после традиционной для Ереванского МКФ церемонии освящения абрикосов, отведав которые, участники фестиваля проходят "боевое" крещение и смело вступают в турнир за фестивальные призы. Кроме косточек Эрик привозит домой из Еревана статьи о себе и своем творчестве. "Это для бабушки, мамы и тети, которые больше всех болеют за мои успехи и ценят мою работу", - улыбается режиссер.

В этом году Эрик Назарян представил на фестивале короткометражную игровую ленту "Полис" (по армянскому названию Константинополя), которая была тепло принята зрителем. Фильм - турецкого производства, снят в рамках международного проекта европейского агентства Capital of culture, финансируемого ЕС. Приглашение пришло из Турции в 2009г., вместе с Э.Назаряном в проекте участвовали режиссеры из Греции, Сербии, Боснии, Палестины – всего 6 человек. Премьера фильма состоялась также в Стамбуле, в одном из ведущих кинозалов которого впервые с экрана было озвучено слово "геноцид" в применении к известным событиям 1915г. Будучи одновременно автором сценария картины, Эрик настоял на данном эпизоде, а турецкая сторона, к удивлению режиссера, не воспротивилась его задумке. "Я гражданин США, и для меня неприемлема цензура. Я решил заговорить в турецком фильме о Геноциде и сделал это", - сказал Э.Назарян.

Эрик родился в Ереване в семье репатриантов из Ирана. Он был совсем юн, когда родители решили переехать из Советской Армении в Лос-Анджелес. В доме всегда было особое отношение к кинематографу, семья ни дня не обходилась без того, чтобы не посмотреть парочку интересных фильмов, устроить затем дискуссию. Отец был влюблен в кино, и когда Эрик заявил, что хочет податься в режиссеры, сказал: "Выбирай будущее сам, только люби свою профессию, и я помогу тебе во всем". Молодой Назарян поступил на отделение кино и телевидения университета Северной Калифорнии, из стен которого вышел режиссером и сценаристом одновременно.

За плечами Эрика Назаряна – 7 игровых фильмов и одна анимационная работа. Как сценарист в фильме "Богатыри" он награжден престижным призом (денежной премией) "Николь" Американской киноакадемии. Его первая полнометражная картина "Час сумерек" вышла на экраны в 2007г., до этого режиссер уже снял короткометражные ленты "Спокойная страсть", "Реквием большевика", "Эротас". Фильм "Полис" создан на основе сценария полнометражной картины, которую после приглашения в проект агентства Capital of culture Э.Назарян, согласно договоренности, сократил до 20-минутной ленты. Тема проекта была разработана вокруг понятия "память" и должна была представить истории о Стамбуле и его жителях.

"Как армянин я, не задумываясь, решил снять психологический фильм о нашем соотечественнике, корни которого уходят в Западную Армению, в Полис, ныне известный как Стамбул, - рассказывает режиссер. - Мне хотелось поведать миру о культурной среде, которая царила там в эпоху Даниела Варужана, Сиаманто, Петроса Дуряна и других представителей армянской интеллигенции, показать психологию армянина из диаспоры, который оказывается в современном Стамбуле и вынужден по-своему его воспринимать. Идея фильма родилась еще в 2007 году после убийства Гранта Динка, оставившего в моей душе глубокую рану. Я решил во что бы то ни стало обратиться к теме Геноцида художественным словом и языком кинематографа".

Фильм "Полис" рассказывает о потомке спасшихся от Геноцида армян Арменаке Мурадяне, музыканте, который впервые приезжает в Стамбул на фестиваль уда – музыкального инструмента, известного у многих народов Востока, и одновременно в поисках старого уда, некогда принадлежавшего его деду, мастеру по изготовлению и реставрации музыкальных инструментов. За простой, на первый взгляд, задумкой режиссера скрывается более глубокий смысл - армянин едет в Турцию в поисках того, что уже утеряно и не может быть возвращено. Как адекватно вести себя в настоящей жизни, как реагировать на ситуацию, в которой оказывается главный герой? – ответ приходит сам собой. Арменак пытается найти место, где раньше находился магазин музыкальных инструментов его деда, бежавшего в 1915г., и встречает его новую хозяйку, турчанку Рейгану. Немолодая женщина гостеприимно встречает армянина и с большим сочувствием выслушивает историю его предков, признавая факт исторической несправедливости. Ведь против убийства Гранта Динка вместе с армянами выступила и часть турецкой интеллигенции.

Фильм сложный и гуманный, он затрагивает наболевшую тему и вместе с тем полон надежды. Передать авторскую концепцию удалось благодаря прекрасной игре французского актера Жаки Нерсисяна, чьи предки – выходцы из Константинополя, и турецкой актрисы Серры Йелмаз, заявившей, что настала пора говорить о Геноциде армян и с турецких экранов. "Полис" Эрика Назаряна был признан лучшим короткометражным фильмом на Международном фестивале кино, музыки и искусства фонда "Арпа" в Лос-Анджелесе, США. Ереванской наградой на "Золотом абрикосе" стала буря аплодисментов, прозвучавшая в аншлаговом Красном зале столичного кинотеатра "Москва".

Последняя работа Эрика Назаряна – анимационный клип, снятый в технике 2D и 3D на песню Сержа Танкяна Occupied Tears ("Оккупированные слезы") о девочке и войне. Это первый опыт кинематографиста в анимации. Клип сделан за месяц и имеет высокий рейтинг. В настоящее время Эрик Назарян работает над тремя проектами в кино – армянской, американской и европейской тематики. И продолжает писать сценарии – для себя и друзей-режиссеров. "Мне дороги обе профессии. Съемка фильмов – как симфония, каждую ноту которой придумываю я и с которой не хочу расставаться, пока не закончу. А сценарное дело для меня как молитва, в которую погружаешься до последнего волоска на голове и из которой не хочешь выходить", - резюмировал Эрик Назарян, пообещав представить на юбилейный "Золотой абрикос" новую работу: "Я обязательно приеду в Ереван за очередной абрикосовой косточкой".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • РАЙСКИЙ ФИЛЬМ ДЖИВАНА АВЕТИСЯНА УЖЕ НА ЭКРАНАХ
      2019-10-19 16:00
      285

      Многоплановым и полным скрытых, но несущих смысловую нагрузку нюансов оказался и очередной фильм Дживана АВЕТИСЯНА "Врата в рай", премьера которого состоялась в столичном кинотеатре "Кинопарк".

    • Татьяна СПИВАКОВА: "В ИСПАНИИ Я БЫЛА ТАНЕЙ, ВО ФРАНЦИИ СТАЛА ТАТЬЯНОЙ"
      2019-10-18 11:24
      832

      Мое интервью с Татьяной Спиваковой началось с вопроса, который, как оказалось, задают ей чаще всего. Однако логика беседы и высвеченные в ней приоритеты заставили переместить вопрос в самый конец. Татьяна Спивакова в меньшей степени ощущает себя дочерью знаменитых родителей. В первую очередь она известная актриса театра и кино, причем за пределами родины своих предков. И если в России о ней публика все же наслышана, то в Армении ее в большей степени ассоциируют с родителями - Владимиром и Сати Спиваковыми. "Исправить" ситуацию призван фильм армянского режиссера Дживана Аветисяна "Врата в рай", в связи с премьерой которого Татьяна - исполнительница главной роли, Софии, собственно, и приехала в эти дни в Ереван.

    • Сергей ОКОЕВ: "ВСЕ АРМЯНЕ НЕМНОГО ДА ВИНЧИ"
      2019-10-17 11:13
      887

      Известный эндокринолог Сергей Окоев уверен: врач должен лечить не только тело, но и душу. Этот постулат он применяет на практике, используя в первом случае обширные знания и огромный опыт в медицине, а во-втором - свой природный дар к искусству, в котором он весьма преуспел.

    • МАЙЯ И НАРЕ: ПУТЬ К АРАРАТУ
      2019-10-16 12:05
      869

      В Союзе кинематографистов Армении прошел эксклюзивный показ фильма "Другая сторона дома" нашей соотечественницы из США, кинопродюсера и режиссера Наре МКРТЧЯН. Короткометражная документальная картина вышла в 2015 г., через год ее премьера состоялась в рамках МКФ "Золотой абрикос", а спустя еще полгода вошла в шорт-лист американского "Оскара", оказавшись первой киноработой "армянского происхождения" в списке претендентов на знаменитую кинопремию.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "Я ОТВЕЧАЮ ЗА ВСЕ!"
      2019-07-31 12:27
      3511

      Эпоха  уходит, уводя с собой тех, кто ее делал… Или это они уходят, уводя с собой свое время - время больших людей больших деяний? Армянская культура скорбит по Ерванду КАЗАНЧЯНУ…          

    • ГЛАВНОЕ В ЕГО РОЛЯХ - ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО СМЕХ
      2019-05-29 12:02
      4507

      К 90-летию со дня рождения Армена ХОСТИКЯНА В последние годы в театрах бываю редко. Но в силу обстоятельств мимо Сундукяновского театра прохожу почти ежедневно. На его афишах давно уже нет дорогих сердцу имен - Эдгара Элбакяна, Соса Саркисяна, Хорена Абрамяна, Метаксии  Симонян, Фрунзе Мкртчяна, Армена Хостикяна, Юрия Амиряна... составлявших славу театра, а ныне ставших одной из ярчайших страниц ее истории. Кажется, что никогда уже не будет хорошо в этом театре, где легко и увлеченно творили эти артисты, любившие театральную жизнь и так ценившие ее каждое мгновение.

    • ГОЛОДОВКА В ПАРКЕ ПАРЛАМЕНТА
      2019-02-04 17:59
      1885

      В недалеком будущем Армения может быть вовлечена в международный судебный процесс. Во всяком случае такова логика развития голодовки, возобновленной в парке Национального Собрания РА известным кинопродюсером и режиссером, главой кинокомпании "Параллелс Фильм Продакшн" Ованесом Галстяном. Причина - отказ руководства Национального киноцентра Армении, а с ним и Министерства культуры РА восстановить финансирование съемок полнометражного игрового фильма "Локоны моей бабушки", режиссером которого он является.

    • Череду громких разводов продолжил режиссер Сарик Андреасян
      2018-09-07 19:11
      466

      Череду громких разводов, начавшуюся этим летом, продолжил российский режиссер Сарик Андреасян, известный по фильмам «Землетрясение», «Мамы», «Что творят мужчины!». О расставании объявила в Instagram – его супруга Алена.