ЯРЧАЙШАЯ ВСТРЕЧА В РАМКАХ ЕРЕВАНСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ
Сегодня трудно писать просто о музыке, просто о поэзии или живописи. Все вокруг так смешалось, спуталось, пришло в такие непредвиденные взаимоотношения, что вытаскивать из всего этого лишь нить музыкально-поэтическую – дело почти нереальное. Жизнь общественная, будничная, бытовая каждую минуту напоминает о себе, не давая замкнуться на Шумане, Мусоргском, Брамсе, Сибелиусе, Хачатуряне, отвоевывая у нас часы слушания музыки. Для многих наших соотечественников единственной реальностью, смыслом существования стала общественная жизнь.
К счастью, у нас есть и иная жизнь, где остались и музыка, и живопись, и другие виды искусства, призванные очеловечивать людей, не давать очерстветь окончательно, сохранить душу живую. Эту миссию пытаются выполнить и наши фестивали, которые идут параллельно, доставляя радость и ереванцам и многочисленным гостям столицы.
ОЧЕРЕДНОЙ КОНЦЕРТ 14-ГО ЕРЕВАНСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ представил нам в Большом зале филармонии имени Арама Хачатуряна прославленного российского дирижера Павла Когана и одну из самых востребованных нидерландских скрипачек Розанну Филиппенс. В программе концерта прозвучали Скрипичный концерт Сибелиуса и Вторая симфония Шумана.
Говоря об этом концерте, необходимо отдать должное нашему филармоническому оркестру. Редкое совпадение художественных интересов, высокий артистизм характеризуют это содружество. Без остатка отдавался оркестр дирижерской воле Павла Когана , играя с тем горением, которое от него требовалось, проявляя легкость и точность в самых сложных местах.
Повышенный интерес ереванцев к концерту не был случайным. Мы помним блистательные гастроли Московского академического оркестра под управлением маэстро Когана десять с лишним лет назад, когда нашему вниманию были представлены две замечательные программы, сыгранные оркестром мощно, пронзительно, эмоционально. Особый интерес объясняется и личностью самого дирижера, достойно продолжающего традиции семьи: отец - выдающийся скрипач Леонид Коган, мать – профессор Московской консерватории Елизавета Гилельс. Через несколько лет Павел Коган приехал в Ереван уже без своего оркестра, играл с нашим филармоническим оркестром. Под его управлением были замечательно исполнены Сюита N1 Бизе, балетные отрывки из оперы "Фауст" и Четвертая симфония Бетховена. 18-го апреля в 2015 года в Большом зале консерватории имени П.И. Чайковского Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана представил аудитории концерт - вечер, посвященный памяти жертв Геноцида. В концертной программе прозвучали произведения Шёнберга и Малера
Среди российских симфонических коллективов Академический московский оркестр – один из активно гастролирующих: география его гастрольных поездок охватывает США, Великобританию, Францию, Германию, Италию, Испанию, Швейцарию, Австрию, Турцию, Польшу, Японию и.т.д. Россию он представляет на крупных музыкальных форумах мира, его называют визитной карточкой русской музыки. И еще одно качество, которое выгодно отличает Когана: руководимый им оркестр неоднократно становится первым исполнителем произведений современных российских авторов.
КОГАН ОЧЕНЬ СОВРЕМЕННЫЙ ХУДОЖНИК, И ЧТО БЫ ОН НИ ИГРАЛ, СВОЙСТВО ЭТО СКАЗЫВАЕТСЯ ВО ВСЕМ. Если попытаться в нескольких словах определить сущность дирижерского почерка артиста, то это легкость, свобода, раскованность. Его интерпретации берут за живое, откликаются в слушательском сознании ощущением красоты, естественности, глубины и искренности. Объяснить этот артистический феномен сложно. Очевидно, исходить надо из характера когановского дирижирования, свободного от всяческой показной эффектности. Его выразительные средства отшлифованы. Отсюда и образ "простой" игры, где все на своем месте, гармонично.
Концерт для скрипки с оркестром - единственный инструментальный концерт в наследии Сибелиуса, представляет "одну из лучших симфоний композитора" по словам известного дирижера Леопольда Стоковского. Это, бесспорно, самое популярное произведение финского гения. Очень одухотворенно, трепетно, с большим вдохновением сольную партию исполнила нидерландская скрипачка Розанна Филиппенс. Она покорила зал своей простой, кристальной ясностью стиля, убедительной интонацией, пульсирующим красивым звуком. Как показалось, в ее исполнении присутствует какое-то волшебство. Она демонстрирует настоящую виртуозность, одновременно концентрируя внимание на самой сути музыки. Это было необыкновенно живое, прямо-таки театрализованное прочтение Концерта. Талантливая скрипачка, филармонический оркестр под управлением маэстро Когана продемонстрировали величайшее мастерство. Благодаря таким исполнителям только и понимаешь, какими оркестровыми красками, теплотой буквально переполнен концерт, казалось бы, холодного "северного" композитора.
Замечательным было и второе отделение концерта, прошедшее на одном дыхании. Во Второй симфонии Шумана Павел Коган в очередной раз доказал ошибочность мнения о Шумане, как о неважном симфонисте. Музыка Шумана получалась у Когана искрометной, легкой, почти камерной. Дирижируя симфонией Шумана, Коган буквально сиял, заражая зал своим энтузиазмом и горением.
…Фестиваль продолжается, суля новые встречи.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:48
Очерк. Из журналистского блокнота ...Рассвет. Ереван словно искрится дымчатым тюлем, пропитанным свежестью. Он не такой, как днем. Поэтичнее. Без жгучих запахов шаурмы и других съедобных продуктов, многочисленных уличных кафе и их посетителей, разносчиков-курьеров, снующих в быстром темпе то тут, то там, разметая прохожих. А пока слишком рано. Сейчас раздастся звонок в дверь, и деловой день раскрутится во всем своем торопливом напряжении.
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.