ВАСИЛИЙ СИГАРЕВ И МИХАЕЛЬ ХАНЕКЕ
Как жить и как любить
Рано или поздно каждый сталкивается с этим. Но мысль витает вокруг этого постоянно - что же нас поджидает за гробовой доской.
А ПОКА МЕРТВЫЕ МОЛЧАТ, единственный способ рассмотреть смерть - это возвести ее в искусство.
Бог жизнь подарил тебе, но затем,
чтобы ты умереть не колеблясь мог -
это из поэзии Бориса Рыжего. К нему мы еще вернемся, а теперь, минуя множество других талантливых режиссеров, которыми изобиловала программа минувшего "Золотого абрикоса", рассмотрим, что общего между 35-летним российским новичком в кино Василием Сигаревым, признанным на "Кинотавре -2012" лучшим режиссером, и 70-летним Михаелем Ханеке, числящимся на сегодняшний день в ряду лучших западных режиссеров. В первую очередь сила воздействия на зрителя, а сила исходит от смелости, с которой оба режиссера идут до конца в исследовании затрагиваемой темы.
Как жить без матери
Дебютная картина Сигарева "Волчок", награжденная главным призом "Кинотавра-2009", рассказывает о девочке, отвергнутой матерью: она уходит на кладбище и находит дружбу с покойным мальчиком, поверяя ему свои тайны.
СИГАРЕВ ДАЖЕ УМУДРЯЕТСЯ ПОКАЗАТЬ СЦЕНУ, где девочка спит и в этой же постели оказываются мать с дядей Колей, который не собирается спать. С этой сценой режиссер блестяще справляется. Мать говорит только матом. Актриса Яна Троянова в роли матери бесподобно владеет этим языком: "Ведь мат нам когда режет уши? Когда актеры не умеют им говорить". Кстати, "Волчок" был навеян именно Трояновой, женой Сигарева, из воспоминаний и ощущений ее детства.
Как жить без бога?
Самое страшное явление нашей жизни - это материалистическое отношение к смерти, которое утвердилось из идеи отрицания Бога. За пределами бывшего СССР никто понятия не имеет, что мы держим покойника два дня на обеденном столе, а потом хороним в открытом гробу. Кого в детстве не тревожили покойники, увиденные во дворах домов? Особенно умершие дети.
"В 5 ЛЕТ ПОГИБ МОЙ ПЛЕМЯННИК МАКСИМ. Когда гроб с телом вынесли на улицу, у него пар изо рта пошел. А батюшка заревел: "Я в первый раз такого отрока отпеваю". В такие моменты ты понимаешь, зачем, ради чего нужно делать искусство. Умирать вообще не страшно. Самое страшное, когда умирают близкие. Из этого и возникает потребность делать фильмы. Я снял фильм не про то, что такое смерть. А про то, как с ней жить и можно ли с ней жить". Второй фильм Сигарева так и называется - "Жить".
Покойники никуда не уходят, они остаются в сознании, и самое интересное в кино Сигарева - это картины, возникающие в сознании: избитый до смерти муж возвращается к жене, перелезая через окно, и когда она (Яна Троянова) дотрагивается до перевязки на его голове, то вся пропитывается кровью. А мать (Ольга Лапшина), потерявшая дочек-близнецов, идет на могилу, откапывает детей, и тут (блестящая работа оператора) возникают буквально сказочные сцены с купанием детей, кормлением и сном. Алишер Хамидходжаев был признан на "Кинотавре-2012" лучшим оператором.
Как же бог допускает смерть невинных детей?
От отрицания Бога мы пришли к его признанию, но лишь для того, чтобы обвинить его в попустительстве бедам и несчастьям. А между тем именно смерть приближает человека к Богу. Вот как реагировал, например, Л.Н.Толстой на смерть 7-летнего сына, умершего от скарлатины в 1895г.: "Смерть Ванечки была для меня как смерть Николеньки, нет, в гораздо большей степени, проявление бога, привлечение к нему. И потому не только не могу сказать, чтоб это было грустное, тяжелое событие, но прямо говорю, что это (радостное) - не радостное, это дурное слово, но милосердное от бога... Да, жить надо всегда так, как будто рядом в комнате умирает любимый ребенок..." (Из дневника Толстого, год 1895-й)
А спустя век лучший из поэтов России, Борис Рыжий(1974-2001), окрестивший себя поэтом черного горя, пишет:
...Все, что я понял, я понял тогда:
Нет никого, ничего, никогда.
Где бы я ни был - на черном ветру
В черном снегу упаду и умру.
Екатеринбуржцы Сигарев и Рыжий вот-вот должны были встретиться, но Рыжий погиб в дуэли со временем, подобно Пушкину и Лермонтову (ибо дуэль - наверняка самоубийство), повесившись в 26 лет на дверной ручке.
Что убьет тебя, молодой? Вина.
Но вину свою береги.
Перед кем вина? Перед тем, что жив...
Эпиграфом к фильму "Жить" послужили строки из поэзии Рыжего:
"...душа моя, огнем и дымом, путем небесно-голубым, любимая, лети к любимым".
Как с этим бороться
В фильме Ханеке "Белая лента", победившем ("Золотая пальмовая ветвь") на Каннах-2009, пятилетний мальчик, узнав, что все в конце жизни должны умереть, возмущается:"И никто с этим не борется?"
НАМНОГО РАНЬШЕ, В 1997-м, ХАНЕКЕ СНИМАЕТ ЖЕСТОЧАЙШУЮ ИЗ СВОИХ КАРТИН "ЗАБАВНЫЕ ИГРЫ" (Вим Вендерс демонстративно покидает зал, где показывали фильм), которую почему-то повторяет точь-в-точь через 10 лет - "Забавные игры US" для американцев. Первый раз фильм был на немецком, а во второй раз - англоязычным.
Загородный дом на озере. Двое молодых парней в одежде для игры в гольф заходят в дом, где отдыхает семья, состоящая из отца, матери и сынишки, и без всякой на то причины вежливо, играючи, садистически уничтожают последовательно всех, начиная с собаки. Покончив с этой семьей, они стучатся в дверь к следующей.
Обычно в триллерах подобного типа садистически орудует маньяк с испорченным детством, которого в последний миг останавливает полиция. Но в фильме Ханеке саспенс (тревожное ожидание опасности) ничего общего не имеет с приемами, скажем, Хичкока. Зритель недоумевает, а для чего, собственно, все это нужно было, что это за эксперимент над психикой зрителя, забывая, что кино Ханеке не коммерческое, а авторское, и слово всегда остается за автором. Через десять лет он создает авторемейк, чтобы показать, что это вовсе не кино, а самая что ни на есть наша с вами жизнь, где нас не спросясь, вежливо и садистически в любой момент может настигнуть смерть, ибо элегантные ребята - не что иное, как метафора.
Любить
Ну а "Любовь", победившую в Каннах-2012, которую все интерпретируют как испытание любви пожилой пары, есть самый что ни на есть естественный конец человека, только тут удар настигает не извне, как в "Забавных играх", а в виде инсульта со всеми вытекающими обстоятельствами.
И ЗДЕСЬ ГЛАВНОЕ, КТО ОКАЖЕТСЯ РЯДОМ С УМИРАЮЩИМ: это может быть не только любящий муж, но и дочь, сын или брат, главное, чтобы он наделен был эмпатией (сопереживание) по отношению к умирающему, а не сдал бы в руки профессионалам. Фильм по большому счету посылает message человечеству: живите с любовью, относитесь друг к другу с любовью, и даже любите с любовью.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2013-10-15 00:00
15 октября - день рождения автора "Майрик", французского режиссера Анри Верноя Западные армяне именины предпочитают дням рождения. Последние известны только самым близким, но на именины от гостей не увернешься. Обычно при крещении дают то же имя, что и при рождении, но вообще у армян на Западе по два имени: одно армянское, а второе большей частью европейское.
-
2013-04-25 00:00
В центре памяти В марте в Ереване прошла конференция, посвященная вызовам 100-летия Геноцида. Каждый из 29 докладов был достоин особого внимания, но остановимся, в частности, на двух выступлениях.
-
2013-01-19 00:00
В течение пяти лет, приближаясь к 19 января, трудно было поверить, что Гранта нет больше с нами. Но чем дальше удаляешься от этого злосчастного дня, тем меньше веришь в то, что такой человек вообще мог быть среди нас.Рука убийцы произвела 3 выстрела и удостоверилась, что Грант убит. На самом деле убиты были мы: это мы носом стукнулись об острый угол жизни, и в нашем мозгу прогремела горькая истина о смерти. Не Грант был этой смертью. Он просто ушел. А мы остались наедине со смертью. Вспомним концовку "Человеческой комедии" Уильяма Сарояна. Юный герой повести узнает о том, что его брат Марк погиб на войне. Что мог почувствовать в этот момент и как он мог сообщить об этом матери и младшим брату и сестре? И тут шеф его заботливо напутствует: "Обожди, не ходи домой. Подожди, пока та часть его, которая умерла, умрет также в тебе, та часть, что плоть и кровь, та, что приходит и уходит. Потерпи, и ты домой пойдешь с облегченной душой, не неся в себе смерти. Потерпи, пока смерть покинет тебя…"
-
2012-12-01 00:00
Время от времени в ереванском кинотеатре "Москва" проходят кинофестивали, собирающие особую публику. Задыхаясь от пошлости отечественных телепередач и не находя в окружающем узком, таком предсказуемом мире пищу для души и интеллекта, люди с благодарностью ходят, к примеру, на британское или японское кино. Это именно тот случай, когда ходят не на режиссера или звезду, а на другой тип мышления, определяющий другой образ жизни. Если с помощью кино можно что-то сказать, то японское кино не только говорит, но и дает.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-12 12:28
20-й Международный фестиваль детско-юношеских фильмов "Ролан" завершил работу. Он продлился всего 5 дней, с 5 по 9 ноября, но его охват был достоин юбилейной даты и стал демонстрацией масштабной деятельности, осуществленной за весь период жизни этого прекрасного праздника на отечественной кино-карте. Торжественная церемония закрытия фестиваля стала одним из ярких его событий. Одним - потому что каждый из фестивальных дней был полон взрывных мероприятий, которые вспыхивали морем детских улыбок, радости и счастья в разных уголках Армении. Ереван, Гюмри, Ванадзор, Гавар - детская и юношеская публика получили возможность не только окунуться в мир кино, создаваемый именно для нее и о ней, но и стать неразрывной частью культурной программы фестиваля.
-
2024-07-17 10:04
Торжественная церемония закрытия 21-го МКФ «Золотой абрикос» прошла в столичном Доме кино при полном аншлаге. На сцену один за другим выходили члены жюри, которые, объявляя свой вердикт, приглашали призеров и победителей.
-
2023-07-17 14:06
От юбилейных событий всегда ожидаешь чего-то особенного, яркого, запоминающегося. Но они, как правило, проходят без помпы, порой уступая в красочности рядовым событиям, не связанным с круглыми датами. Так случилось и с 20-м МКФ «Золотой абрикос», который по своей насыщенности уступал многим «абрикосовым» киносмотрам прошлых лет. Тем не менее, ереванский праздник кино сохранил главную черту – гостеприимство, которое отмечали все гости: и те, кто уже не раз бывал на фестивале, и те, кто впервые оказался в его теплых объятиях.
-
2023-07-15 10:29
Встреча с кинорежиссером Сергеем Дворцевым, состоявшаяся в рамках 20-го МКФ «Золотой абрикос», стала одним из долгожданных фестивальных событий. Прошедшая в ереванском офисе AGBU, она собрала полный зал. Послушать этого скромного, непубличного и в то же время снискавшего мировую известность мастера кино пришли как коллеги по цеху и начинающие кинематографисты, так и множество зрителей, ценящих характерное кино.