Последние новости

ШЕСТЬ ЛЕТ БЕЗ ГРАНТА ДИНКА

В течение пяти лет, приближаясь к 19 января, трудно было поверить, что Гранта нет больше с нами. Но чем дальше удаляешься от этого злосчастного дня, тем меньше веришь в то, что такой человек вообще мог быть среди нас.

Рука убийцы произвела 3 выстрела и удостоверилась, что Грант убит. На самом деле убиты были мы: это мы носом стукнулись об острый угол жизни, и в нашем мозгу прогремела горькая истина о смерти. Не Грант был этой смертью. Он просто ушел. А мы остались наедине со смертью. Вспомним концовку "Человеческой комедии" Уильяма Сарояна. Юный герой повести узнает о том, что его брат Марк погиб на войне. Что мог почувствовать в этот момент и как он мог сообщить об этом матери и младшим брату и сестре? И тут шеф его заботливо напутствует: "Обожди, не ходи домой. Подожди, пока та часть его, которая умерла, умрет также в тебе, та часть, что плоть и кровь, та, что приходит и уходит. Потерпи, и ты домой пойдешь с облегченной душой, не неся в себе смерти. Потерпи, пока смерть покинет тебя…"

Не знаю, сколько времени потребовалось герою Сарояна, а мне, свидетельнице последних дней жизни и убийства Гранта, понадобилось ровно 6 лет, чтобы без потрясения касаться этой темы.

Сразу после убийства и беспрецедентных проводов в последний путь армянского журналиста в турецкой прессе начались выпады против массовых проявлений симпатий по отношению к Гранту и даже его героизации. Примечательно, что никто не мог в чем-либо обвинить Гранта - лишь призывали "вспомнить смерть 34 избранников Турции - послов, павших от пуль армян". Кто-то сетовал, что тему убийства Г.Динка слишком раздули в Турции, да и во всем мире, что когда убивали турецких дипломатов, никто не кричал "Все мы турки!" Напоминали, что в Армении не оставили ни одного азербайджанца или турецкого памятника, как будто Ереван никогда не был Реваном, находящимся под властью турок. Вспомнили и Артин Беника, который в 1982-м в знак протеста против действий АСАЛА совершил на площади самосожжение, скончавшись через 4 дня: "Турецкий соотечественник армянского происхождения осознал важность национального самосознания и единения".

Вот оно что! А что делал Грант Динк? Он целился именно на турецкое национальное самосознание, искусственно взращенное и навязанное многонациональному народу Турции. 4 февраля 2004 года он посягнул на символ Турции и турецкости - Сабиа Гйокчен, сообщив в статье "Тайна Сабиа Гйокчен", что первая в Турции женщина-пилот, гордость Военно-воздушных сил Турции, подавившая восстание в Дерсиме, - армянка по имени Хатун, которую удочерил президент Ататюрк, забрав ее из сиротского дома. Статью эту перепечатала 21 февраля самая влиятельная газета Турции "Хюрриет" ("Свобода"). И вот Грант, находясь у себя дома в воскресный день, слушает по телевизору, как начальник генерального штаба объявляет во всеуслышание, что эта весть может взорвать и разрушить национальное единение Турции.

Дело в том, что в Турции все жители считаются турками. Нет различий по национальному признаку - есть лишь по религиозному, так что греки, армяне и евреи относятся не к национальному меньшинству, а к религиозному. Причем традиционно в сознании людей мусульманская вера превосходила все другие веры, так что мусульманин-правоверный считает немусульман неверными, гяурами, и это слово звучит как оскорбление - вроде нечисти. И сказать, что Сабиа была армянкой, означало оскорбить символ Турции, каковой она являлась.

И что же - испугался Грант, когда его публично обвинили в оскорблении, взрыве Турции без бомбы? Физически - да, но дух его был раззадорен: он вновь напоминал об этом, дразня уже свою смерть, поскольку отныне он значился в списке "фашистов" и подлежал уничтожению как враг Турции. Но жители страны отнюдь не в день проводов Гранта проснулись в другой Турции, а в апреле 1996 года - за 10 лет до его убийства, когда стал выходить армянский еженедельник на турецком языке, на страницах которого рассказывалась невыдуманная история армян, которая была также историей турков.

В дни второй годовщины ухода Гранта перед собравшимися у входа в редакцию "Акос" выступил политический деятель Халил ЭРГЮН. Вот что он сказал:

"Товарищи…Друзья Гранта…Земля эта всегда питалась смертью. Во время военных потрясений многих поубивали, на виселицу вздернули и дальше тоже продолжали убирать ребят, борющихся за свет и справедливость.

Я был дома, когда убили Гранта. Меня словно испепелили - до такой степени меня потрясла эта весть. Все тело мое пронзила острая боль. Когда убивали Денизов или Зайянов, было тоже больно, но я мог разделить эту боль с друзьями. Смерть Гранта отличалась от других случаев. Я потерял дар речи. Ни с кем не хотел говорить. Совесть моя крайне взбудоражена. Как выразить то глубочайшее горе, которое меня постигло? История разбушевавшейся совести - вот как остался Грант в нашей жизни. Грант был осиротелым сыном осиротелого народа…"

Динк всегда повторял, что говорит сугубо от своего имени, но люди тысячами пошли вслед за ним – их совесть заговорила только тогда, когда его заставили замолчать...

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ИМЕНА И СУДЬБЫ
      2013-10-15 00:00
      1264

      15 октября - день рождения автора "Майрик", французского режиссера Анри Верноя Западные армяне именины предпочитают дням рождения. Последние известны только самым близким, но на именины от гостей не увернешься. Обычно при крещении дают то же имя, что и при рождении, но вообще у армян на Западе по два имени: одно армянское, а второе большей частью европейское.

    • МЫ ЕСТЬ… МЫ ЖИВЫ
      2013-04-25 00:00
      1233

      В центре памяти В марте в Ереване прошла конференция, посвященная вызовам 100-летия Геноцида. Каждый из 29 докладов был достоин особого внимания, но остановимся, в частности, на двух выступлениях.

    • У НАС ЯПОНСКОЕ КИНО
      2012-12-01 00:00
      1479

      Время от времени в ереванском кинотеатре "Москва" проходят кинофестивали, собирающие особую публику. Задыхаясь от пошлости отечественных телепередач и не находя в окружающем узком, таком предсказуемом мире пищу для души и интеллекта, люди с благодарностью ходят, к примеру, на британское или японское кино. Это именно тот случай, когда ходят не на режиссера или звезду, а на другой тип мышления, определяющий другой образ жизни. Если с помощью кино можно что-то сказать, то японское кино не только говорит, но и дает.

    • ВАСИЛИЙ СИГАРЕВ И МИХАЕЛЬ ХАНЕКЕ
      2012-09-15 00:00
      831

      Как жить и как любить Рано или поздно каждый сталкивается с этим. Но мысль витает вокруг этого постоянно - что же нас поджидает за гробовой доской.А ПОКА МЕРТВЫЕ МОЛЧАТ, единственный способ рассмотреть смерть - это возвести ее в искусство.Бог жизнь подарил тебе, но затем,чтобы ты умереть не колеблясь мог -это из поэзии Бориса Рыжего. К нему мы еще вернемся, а теперь, минуя множество других талантливых режиссеров, которыми изобиловала программа минувшего "Золотого абрикоса", рассмотрим, что общего между 35-летним российским новичком в кино Василием Сигаревым, признанным на "Кинотавре -2012" лучшим режиссером, и 70-летним Михаелем Ханеке, числящимся на сегодняшний день в ряду лучших западных режиссеров. В первую очередь сила воздействия на зрителя, а сила исходит от смелости, с которой оба режиссера идут до конца в исследовании затрагиваемой темы.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЕВРЕИ И АРМЯНЕ. ЭТНОГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ
      2021-04-17 09:57
      1363

      В ХХ веке эти два народа получили или, точнее, завоевали право иметь собственный дом, государство, хотя, скорее всего, лишь 20% евреев живет в Израиле (это столько же, сколько ирландцев проживает на своей исторической родине) и что-то около 30% армян - в сегодняшней Армении. Каждый народ в меру собственной воли и интеллекта реконструирует в своем сознании реальность, которая окружает его.

    • ЛИЦЕМЕРИЕ США ТОЛЬКО ВРЕДИТ ИДЕЯМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
      2021-03-18 09:55
      1498

      США верны своей десятилетиями проводимой политике двойных стандартов и лицемерия: защиту прав человека и продвижение демократии США используют в качестве инструмента для продвижения своих геополитических интересов, оказания давления на страны, которые воспринимаются Штатами как угроза их национальной безопасности, считает эксперт Центра политических и экономических стратегических исследований, адвокат Эрик ПЕТРОСЯН. В своей статье "Обвинения США в адрес Китая в совершении геноцида: еще один пример лицемерия США" он приводит ряд примеров, включая вторую Карабахскую войну, наглядно демонстрирующих, как США, закрывая глаза на реальных нарушителей прав человека, таких как Турция и Азербайджан, эксплуатируют тему защиты прав человека, религиозной свободы в борьбе против своих геополитических соперников.

    • СУДЬБА АРМЯН НАХИЧЕВАНА - СУДЬБА АРМЯН КАРАБАХА?
      2021-03-09 10:06
      1688

      "ГА" продолжает публикацию документа, направленного Академией наук СССР в ЦК КПСС в 1988 г. Приведенные факты основаны на официальных данных и документах, полным списком которых располагает редакция "ГА".

    • ПРЕДАТЕЛИ, СПАРАПЕТ И ОБРАТНАЯ СТОРОНА КАМЕЛОТА
      2020-12-25 10:27
      1607

      Деньги – главный двигатель предательства Многие до сих пор осуждают Спарапета за его отношение к предателям и дезертирам в годы первой войны за освобождение Арцаха, но об этом ниже, сначала немного истории.