Последние новости

«ДНИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ» БЕНИКА ПЕТРОСЯНА

С 11 по 13 ноября по столичному адресу ул. Анрапетутян, 38 прошли «Дни открытых дверей», посетить которые спешил каждый, кто небезразличен к армянской культуре. И не удивительно, ведь в течение всех трех дней посетителям была дана эксклюзивная возможность соприкоснуться с творчеством одного из талантливейших скульпторов Армении Беника Петросяна. И не где-нибудь, а на территории дома, где каждый уголок связан с творчеством этого непревзойденного Мастера, чье богатейшее наследие было вновь представлено в эти дни публике.

«Дни открытых дверей»БОЛЬШАЯ ВЫСТАВКА РАБОТ БЕНИКА ПЕТРОСЯНА, ОРГАНИЗОВАННАЯ его дочерью, известной художницей Арев Петросян, и поддержанная супругой, известной скрипачкой Алисой Адамян, была названа «Мое наследие - поколениям». Но члены семьи скульптора предпочли говорить о событии просто, назвав его «Дни открытых дверей», так как встреча с гением Беника Петросяна начиналась именно у входа, распахнувшего двери навстречу сотням поклонников скульптора. Казалось, работы Мастера, выстроившиеся в ряд, сгруппировавшиеся в том или ином уголке или нашедшие свой персональный пьедестал, уже с улицы встречают каждого посетителя и ведут за собой по двору, комнатам и балконам в таинство Беника Петросяна, заполненное скульптурными жемчужинами. В них – весь внутренний мир Мастера, где сконцентрировались впечатления от окружающего его мира в его индивидуальном восприятии, воплощенные в разных образах.

Посетители выставки ощущали присутствие здесь самого скульптора, который, словно гостеприимный хозяин, встречал и провожал каждого, знакомя со своими скульптурными персонажами. В чувственных и эмоциональных типажах, в их красноречивых, говорящих лицах, полных движения небольших фигурах собравшиеся видели самого Бено. Именно так называли Беника Петросяна родные, близкие, друзья и коллеги, вкладывая в это слово искренность и простоту своего отношения к этой воистину великой личности. Ведь таким – простым, добрым, искренним и человечным - был сам Беник Петросян, такими же дружелюбными, отнюдь не вычурными, а скорее по-детски наивными, чистыми и в то же время мудрыми стали и его скульптуры. Не зря многие искусствоведы считают, что секрет величия и мирового признания Беника Петросяна заключается в простоте образов, которые он создавал из всевозможных материалов – бронзы, стали, меди, дерева, шамота и др.

 «Дни открытых дверей»«Крупнейший мастер малой скульптуры», «Огромный талант в небольшом человеке», «Одно из редких сокровищ армянской культуры» - о Бенике Петросяне посетители отзывались подобными фразами, передавая захлестнувшие их эмоции друзьям и в соцсетях, заражая всех желанием успеть на «Дни открытых дверей». Все три дня поток посетителей выставки не прекращался. Нашлись и такие, кто побывал в этом «месте притяжения» дважды, чтобы зарядиться энергией Бено и унести с собой частичку его таланта.

ЗА БЕНИКОМ ПЕТРОСЯНОМ ДАВНО ЗАКРЕПИЛОСЬ ЗВАНИЕ ОСНОВОПОЛОЖНИКА армянской школы миниатюрной скульптуры, на что в рамках трехдневной выставки не раз указала его супруга Алиса Адамян. Но это лишь часть интересов Мастера в искусстве. Бено принадлежал к числу редких творцов, которые, впитывая традиции своего народа и наследие прошлого, выстраивают на них свое авторское искусство. Он одним из первых возродил, развил и довел до новых высот искусство чеканки – самобытный вид армянского декоративно-прикладного искусства. Удавалось ему и создание станковых монументальных скульптур: Беник Петросян стремился пробовать себя в разных жанрах и направлениях творчества, был оформителем интерьеров и экстерьеров общественных зданий, чем внес личный вклад в развитие эстетики городской среды.

 «Дни открытых дверей»Интерес к скульптуре у Бено проявился в детские годы, когда он изваял из глины змею, чем привлек внимание домочадцев. Тогда никто не подозревал, что спустя годы скульптуры Беника Петросяна будут выставляться по всему миру – в России, США, Канаде, Франции, Швейцарии, Польше, Югославии, Сирии, Японии, Голландии и других странах. Впервые творчество молодого Петросяна было представлено в Голландии: в 1957 г. 18-летний студент Художественного училища им.П.Терлемезяна участвовал в Международной выставке с авторскими работами из дерева. Затем последовали выставки в Швейцарии, Германии, России, где Бено каждый раз появлялся перед публикой в новом обличии. В 1969 г.  по его инициативе в одном из скверов нашей столицы состоялся первый Ереванский пленэр. А затем одну из его работ украли, что заставило советских искусствоведов задуматься: что же так привлекает в творчестве молодого скульптора?

Беник Петросян был из редких армянских скульпторов, кто использовал различные стили, методы и технические приемы ваяния для выражения творческих замыслов. Каждая новая работа представлялась ему чем-то общественно важным и в то же время сугубо личным. Так зарождалось общечеловеческое начало его творчества, пронизанное неким интимным чувством и персональным пониманием жизни, взаимоотношений, окружающего мира и его образов. Постепенно он создал свой, особый скульптурный мир. Стоило его молотку застучать, а это происходило практически непрерывно, все знали: Бено работает над очередной жемчужиной миниатюрной скульптуры или ваяет величественный памятник, которому обязательно найдется достойное место в Армении или за ее пределами.

 «Дни открытых дверей»Беник Петросян ушел из жизни в 1996 г. в возрасте 57 лет. Спустя 6 лет после его смерти Министерством культуры РА был инициирован и проведен Первый международный Биеннале малой скульптуры им.Беника Петросяна. На протяжении последней четверти века семья Мастера инициировала его выставки, но нынешние «Дни открытых дверей» выделились своеобразием. В экспозиции были представлены как знакомые работы Бено, так и те, которые были представлены широкой публике впервые. Проект стал первым шагом к реализации мечты самого Бено и членов его семьи.

«У нас есть средневековая миниатюра, почему бы не иметь и школу миниатюрной скульптуры? Я бы очень хотел, чтобы в Ереване открылся международный центр скульптуры малой формы со своим выставочным залом и мастерскими. Чтобы со всех уголков мира сюда были приглашены скульпторы, которые могли бы здесь работать и увезти с собой часть своих творений. Пусть мое творческое наследие станет основой для реализации этой идеи. Это моя мечта, но я надеюсь, что однажды она сбудется...», - гласила запись на выставочном плакате, сделанная со слов самого скульптора.

 «Такая знаковая фигура в отечественном искусстве, как Беник Петросян, должна иметь свой именной музей. И это не семейный вопрос, а проект, нуждающийся в государственной поддержке, - заметила дочь скульптора Арев Петросян. – Когда мы покупали этот дом на ул.Анрапетутян, 38, мы мечтали однажды реорганизовать его в музей творчества Бено, где каждый образец его уникального наследия найдет свое достойное место. Сегодня есть ряд проблем с реализацией мечты Мастера, но мы намерены идти за ней, чтобы претворить в жизнь его завет, оставленный нам, потомкам».

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ВОССТАНИЕ" ЕРВАНДА КОЧАРА ВЫШЛО ИЗ СТЕН МУЗЕЯ
      2024-04-19 11:15

      Итальянскому муралисту Фабио Мария Феделе понадобилось 15 дней, чтобы украсить одно из зданий Еревана увеличенной в разы копией картины "Восстание" Ерванда Кочара. Арт-менеджеру Давиду Хачатряну и директору кочаровского Дома-музея Карине Кочар пришлось потрудиться больше 6 месяцев, чтобы вынести это полотно из музея и сделать его достоянием ереванцев и гостей столицы.

    • ХУДОЖНИК, ДИЗАЙНЕР, ПЕДАГОГ ЭДУАРД СЕДРАКЯН
      2024-04-16 10:35

      Не каждому дано перешагнуть восьмой десяток лет в расцвете творческих сил и полноте энергии, заставляющей не сходить с выбранного пути. Известный армянский художник, педагог, профессор Эдуард Сeдракян из тех, кто заслужил божью благодать работать, не останавливаясь, несмотря на седину волос и солидную дату в графе "возраст". В этом широкая общественность убедилась на персональной выставке Эдуарда Артаваздовича, открывшейся на днях в Союзе художников Армении в честь его 80-летия.

    • БАБКЕН СИМОНЯН: «РАЗДУМЬЯ ПЕРЕД АРАРАТОМ»
      2024-04-12 09:29

      Презентация сборника стихов «Раздумья перед Араратом» известного поэта, писателя, переводчика Бабкена Симоняна вылилась в теплую встречу с друзьями, коллегами и поклонниками его творчества. На цокольном этаже Малого концертного зала «Арно Бабаджанян» собрались все, кому дорога и понятна его литература, кто разделяет его взгляды и ценит в нем не только писательский талант, но и верность собственному кредо – служить Родине.

    • КНИГА РУБЕНА ИШХАНЯНА ОБ АРЦАХЕ ВНОВЬ В ТОП-ЛИСТЕ
      2024-04-11 10:50

      С 4 по 7 апреля в Гостином дворе в Москве прошла международная ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction. Ежегодно из большого массива книг для топ-листа отбираются самые лучшие произведения. Уже дважды книга об Армении и Арцахе «Армения: 110 лет ожидания» попадает в этот список. Предлагаем читателям «Голоса Армении»  интервью с ее автором, писателем и директором издательства «Оракул» Рубеном Ишханяном.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ТВОРЧЕСТВО АЙВАЗОВСКОГО В МАРКАХ И ОТКРЫТКАХ
      2023-07-29 11:25

      29 июля (по старому стилю – 13 июля) 1817 года родился великий живописец Ованес Айвазовский 29 июля с 11 утра любители творчества художника смогут принять участие в церемонии у памятника Айвазовскому в Ереване и возложить цветы. Поклонникам мариниста будет интересно ознакомиться с экспозицией почтовых марок и открыток, посвященных творчеству Айвазовского. Выставка проходит в Центральной библиотеке им. Аветика Исаакяна в Ереване и продлится до конца недели. Аналогичная выставка проходила в разные годы в Минске, во Львове, Ереване и Санкт-Петербурге.

    • СИНТЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО АНАТОЛИЯ АВЕТЯНА
      2023-06-17 10:36

      В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.

    • ГОГЕН, ПИРОСМАНИ И... ПАШИНЯН
      2023-06-14 13:07

      Случаются в нашем искусстве события, которые иначе чем эпохальными не назовешь. В аннотации так и сказано - иллюстрация того, "какие концепции и эстетики открываются в живописи и, в целом, в актуальном искусстве дня сегодняшнего, и какие изменения происходят в искусстве и, в целом, в обществе в армянском контексте".

    • ОН КИСТЬЮ ВОЗРОЖДАЛ АРМЕНИЮ – 75 ЛЕТ НАЗАД НЕ СТАЛО АРШИЛА ГОРКИ
      2023-04-24 10:05

      Более 120 лет отделяют нас от дня рождения и 75 лет от дня кончины величайшего армянского художника, подлинного новатора Аршила Горки, творчество которого так же своеобразно и многолико, как и выдвинувшая его эпоха. Этот признанный новатор был из тех, кто в полной мере испытал на себе все ужасы армянской трагедии начала XX века – резню, беженство, сиротство, чужбину.