АЛАВЕРДИ - ТОЖЕ СТОЛИЦА ТЕАТРАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ
Революция, о которой так долго говорили большевики, наконец свершилась - на сцене Ванадзорского Драматического театра им. О. Абеляна состоялся показ спектакля "Рузан" в постановке народного артиста РА Ваге Шахвердяна, в котором приняли участие артисты Национального театра им. Сундукяна, степанакертского театра им. Папазяна и абеляновцы. Эта постановка, полная не только патриотизма, но большого художественного наполнения, стала мощным финальным аккордом XXI международного фестиваля "Театральный Лори", который на сей раз был посвящен великой Гале Новенц.
Так уж случилось, что все многочисленные события последних двадцати лет - политические и художественные - если и повлияли на лорийский фестиваль, то только в лучшую сторону. Основанный еще в 1979 году как смотр самодеятельности, он не захирел, но возмужал, оброс мускулатурой, сменил любительский профиль на гордый профессиональный анфас и даже расширил географию, обретя статус международного. Оговоримся сразу - с подобными декларациями учредители фестиваля явно поторопились. Если умеешь бить в барабан, это не повод браться за операцию на сердце. Если среди участников фестиваля арцахцы, армянский театр из Тбилиси и одна танцевальная группа из Беларуси, это не повод заявлять об "укреплении культурных связей между различными странами мира и содействии развертыванию межкультурных контактов между народами". Нет, конечно, стремиться к этому не зазорно, но...
Но нас губит гигантомания. Ведь можно просто порадоваться тому, что в наше время, когда вся "культура" концентрируется в столице, лишая жителей регионов элементарного права на духовную пищу, есть такой замечательный фестиваль, который для жителей Лори - как глоток воды среди иссушающего летнего зноя. А фестиваль действительно замечательный, делающийся не для галочки, а с любовью - порукой тому патриотизм к малой родине его художественного руководителя Ваге Шахвердяна - и любовь рождающий. Ведь покрытая патиной снобизма столичная публика, ей-богу, давно разучилась смотреть на артистов такими влюбленными глазами, так реагировать в едином радостном порыве, окружать такой заботой и вниманием после спектакля, так восторженно аплодировать и так искренне благодарить.
Еще можно порадоваться тому, что руководство марза, и в первую очередь глава администрации Артур Налбандян, реально заинтересовано в том, чтобы жители региона были бы обеспечены не только хлебом, но и зрелищами. Вернее, не только пищей, но пищей духовной. Практика показывает, что никакие подвижки, продиктованные сверху, в регионах не работают, если местная власть считает, что ей не до жира, сиречь не до культуры. Так что Налбандяна впору ставить в пример и снимать перед ним шляпу.
Нынешний "Театральный Лори" был как никогда насыщен - 28 спектаклей, 22 труппы. Но, что важнее, количество здесь явно переходит в качество. В этом году число профессиональных именитых столичных театров сильно потеснило аматерские народные. Кроме того, перед жителями края театр предстал во всем своем жанровом многообразии. Кукольный спектакль для детей, показанный театром кукол им. Туманяна, сменяло выступление артистов оперной студии, эстафету веселой комедии "Ах, женщины, женщины" театра им. Пароняна подхватывала лоркианская драма "Дом Бернарды Альбы" сундукяновцев, на смену моноспектаклю актера Русского театра Роберта Акопяна шла эпическая "Рузан". И все спектакли - а в нынешнем году к сцене Дома культуры Алаверди прибавились театральные площадки Ванадзора и Спитака - проходили при экстрааншлагах, лишний раз доказывающих, что тезис "народ хочет только сериалы" - досужий глупый вымысел.
Особым спросом пользовались творческие вечера мастеров культуры, также ставшие новацией "Театрального Лори". Ерванд Казанчян, Александр Григорян, Виген Степанян - таланты и поклонники, которые заполучили возможность не просто "Иштояна видеть, даже так потрогать", но и вступить в диалог, ощутить приобщенность, задуматься или растрогаться. И в такие моменты каждый раз понимаешь, что эти люди, так предательски заброшенные, не держат обиды. Они принимают назад, даже если от них отреклись. Они готовы раскрывать объятья и дарить любовь в обмен на толику внимания, на чувство, что и они - зрители, публика, соотечественники, граждане страны...
Несмотря на свою культуртрегерскую миссию, "Театральный Лори", тенденция которого - перейти от фестиваля любительского к профессиональному - налицо, имел конкурсную программу. А значит, и профессиональное жюри, возглавляемое одним из старейших наших театроведов Айказом Ераносяном. Так что некоторые участники фестиваля уезжали, увозя с собой не только любовь зрителей, но и призы, которые в заполненном до отказа ДК Алаверди вручал им Шахвердян.
В номинации "Лучший спектакль" оказалось целых два победителя - "Дом Бернарды Альбы" Национального театра и "Sale" Государственного театра "Амазгаин". Исполнительница из того же спектакля, Карине Джанджугазян стала "лучшей актрисой фестиваля", а Роберт Акопян из театра Русского - "лучшим актером". За лучший "второй план" были отмечены замечательная актриса-сундукяновка Женя Мкртумян и Мхитар Аветисян - опять же "Амазгаин". А вообще организаторы фестиваля сделали все, чтобы никто из участников высокой миссии - "привести театр к людям" - не уехал с тяжелым сердцем. Так что кроме традиционных конкурсных номинаций "театральный Лори" учредил с десяток дополнительных, которых удостоились как отдельные артисты, так и целые театры.
Остается сказать спасибо Министерству культуры и администрации Лори, мэриям Алаверди и Спитака, Valex-group, генеральному спонсору и Союзу театральных деятелей - всем тем, кто понимает, что культурная пища должна быть хлебом насущным не только для столичных жителей.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-12-13 10:29
"40 минут для полного самосожжения", - емкая характеристика, данная моноспектаклю "ВАРЕЧКА", продукции Международного фестиваля ARMMONO, в постановке Елены Варданян и исполнении Лилии Мукучян.
-
2024-12-12 09:56
Какое желание загадали, задувая свечи на торте в честь своего 36-летия, члены команды театра "Гой" им. А. Мазманяна? Это, конечно же, вопрос риторический... Ко дню своего рождения театр объявил о прекращении сидячей забастовки, которая продолжалась несколько дней и стала лишь еще одной формой почти двухгодичного "Гой"-протеста. Но Министерству... и культуры радоваться рано: театр объявил, что переходит в активную фазу борьбы.
-
2024-12-12 09:47
Московский Международный фестиваль им. А. П. Чехова был и остается одним из знаковых театральных событий не только России, но и мирового театра. По традиции пресс-конференция, презентующая программу очередного, уже XVII Чеховского фестиваля, который пройдет в Москве с 23 мая по 25 июля 2025 года, состоялась на днях, в финале года уходящего.
-
2024-12-05 12:03
5-6 декабря на сцене Национального театра им. Г. Сундукяна состоится показ спектакля " ЭЛЕКТРА НА ДНЕ" французской Compagnie des 5 roues, "Компании пяти колес". Автор пьесы и режиссер спектакля - артист с мировым именем, звезда фильмов «Арам» Роберта Кешишяна, «Арарат» Атома Эгояна и «Шрам» Фатиха Акина Симон АБГАРЯН.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-12-13 10:29
"40 минут для полного самосожжения", - емкая характеристика, данная моноспектаклю "ВАРЕЧКА", продукции Международного фестиваля ARMMONO, в постановке Елены Варданян и исполнении Лилии Мукучян.
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.