Последние новости

СЕЗОН НАЦИОНАЛЬНОЙ КЛАССИКИ

В нынешнем сезоне Государственный театр музыкальной комедии им. А. Пароняна отмечает свое 70-летие. Юбилейный год театр решил отметить своеобразно, объявив не торжества, а профессиональный праздник. Заключается же он не просто в непрерывной работе, а в работе над национальной классикой. Сообщение о таких планах художественного руководителя театра Ерванда Казанчяна предварило первый спектакль из грядущей галереи. На прошлой неделе в Театре музкомедии состоялась премьера спектакля "Кум Моргана" по знаменитой пьесе Ширванзаде.

Уже из титров, обозначенных в программке, стало ясно, что на реализацию конкретного спектакля в частности и программы-максимум в целом театр решил бросить лучшие, авторитетнейшие силы. Режиссер – народный артист РА Ерванд Казанчян, композитор – заслуженный деятель искусств Арам Сатян, дирижер - народный артист РА Юрий Давтян, балетмейстер – заслуженный деятель искусств Гагик Карапетян, оформление – главный художник Национального театра Ваагн Теванян, костюмы "от кутюр" - Мери Саркисян. Пароняновцы хорошо усвоили, что визуальный ряд спектакля стал приобретать у нынешнего зрителя первейшее значение. Времена "бедного театра" уходят. А уж в оперетте или мюзикле бедность не просто порок, а фактор, закрывающий доступ к сердцам (благодаря телевидению и интернету) видавшей виды публики. Так что финансированием от Министерства культуры театр не ограничился, сам вложился капитально, в результате заполучив в репертуар спектакль, по нашим меркам, набобской роскоши.

"КУМ МОРГАНА" ИДЕТ В ДЕКОРАЦИЯХ ДОСТАТОЧНО ТРАДИЦИОННЫХ, но исполненных модернистского шика и, можно сказать, исторического колорита. Модерн любит помещать любые истории в красивый интерьер. "Кум Моргана" идет между двух полюсов – в ложах бенуара, выстроенных по краям сцены, сидят, с одной стороны, дядя Сэм, с другой – женщина в армянском национальном костюме. Между этими двумя мирами и зависла нашедшая пристанище в Париже семья бывшего нефтяного магната Минтоева. Семья, лишившаяся не только своих миллионов, но и родины. А без нее уже нигде не будет хорошо – ни в Париже, ни в Сан-Франциско, ни в Камберре, и все пойдет прахом. Таков основной лейтмотив спектакля Ерванда Казанчяна. А если учитывать, что в списке действующих лиц есть и русская ресторанная певичка Наташа, тему эмигрантов в Париже можно выдвигать на первый, хотя и не навязчивый план.

На афише "Кум Моргана" обозначен как "мюзикл", хотя создан спектакль, скорее, по законам именно оперетты. В оперетте музыка существует по строгим формальным законам театра. Не в пример опере, где музыка создает непрерывный поток, здесь она движется вспышками, дискретно, кристаллизуясь в номерах, напоминающих интермедии театра. Именно так и выстроен спектакль.

Мюзикл или оперетта... Так или иначе – этот жанр не исповедь и уж, конечно, никак не интимный дневник. Поэтому на первый план режиссер выдвигает не "а, может, вернемся - зачем нам, поручик, чужая земля?", а насмешливую комедийную стихию, сердцевина которой – бал-маскарад, трактуемый как ярмарка тщеславия и всеобщий обман.

Тональность постановки возникала из возбуждения людного сборища, которое насмешничало, демонстрируя призрачную мораль, и веселилось, празднуя торжество артистических начал жизни. Благо сама сюжетная коллизия – Наташа, предстающая перед Минтоевым в роли сестры Моргана, – такое торжество оправдывает. Смех возникает из пародийной трактовки социально значимых действующих лиц и в пародийном отношении к эмигрантской богеме.

АРАМ САТЯН СОЗДАЛ ДЛЯ СВОИХ ПЕРСОНАЖЕЙ МЕЛОДИЧНЫЕ ЛИРИЧЕСКИЕ ВОКАЛЬНЫЕ ПАРТИИ И ДУЭТЫ и фееричные темы для каскадных танцев – от "кочари" и "узун-дара" до "калинки" и канкана. Они во втором акте с лихвой окупили музыкальную неотягощенность акта первого, больше тяготеющего к драматическому спектаклю. Здесь вокальные номера лишь периодически отвлекали зрителя от золотисто-палевого шика декораций и жемчужно-серо-розового роскошного халата манерной мещаночки мадам Минтоевой (Сатеник Ахназарян). Зато ко второму акту открылось второе, а может, главное дыхание. Спектакль обрел вихревой ритм. Каскадные танцы рождались из печальных и почти плачущих нот, элегические мелодии врывались в бешеные пляски. Здесь соблюдалось главное условие – музыкальное действие концентрировалось внутри законченных эпизодов, внутри номеров, и каждый номер был самостоятелен и ярок.

В последние годы в Театре музыкальной комедии опять запели, и запели хорошо. Это особое пение, особый вокал – его можно назвать игровым, а можно дансантным, если смотреть "Кума Моргана". Хотя здесь присутствует лирическая музыка и обращена она в спектакле к тем, кто обречен на одиночество, на изгнание. Таков здесь и Жорж, который, несмотря на аферу с собственной женитьбой на дочери Моргана, вовсе не кажется авантюристом. Придуманная интрига, скорее, вынужденный шаг. Нарек Нерсисян - изысканно элегантный, томный, цинизм в нем какой-то неспециальный, а вокальные данные – обретение театра. Начинающей актрисе Театра музкомедии Соне Мурадян в роли Лидии, несчастной, удрученной сестры Жоржа, не хватало драматизма в сценах вербальных, зато ее нежный и сильный голос был оценен по достоинству. Гвоздевой же сольной партией стала ария Наташи о неслучившейся любви. С веером из страусиных перьев, в золотом платье, златовласая красотка Ани Кочарян, несущая блеск и печаль богемы, пела голосом, в котором была и звенящая интимная нота, и пьянящая горечь, и сладкая боль.

В ФОКУСЕ ЖЕ СПЕКТАКЛЯ ОКАЗАЛСЯ МИНТОЕВ – ПОТОМСТВЕННЫЙ АРТИСТ, премьер Пароняновского театра Овак Галоян. С присущим ему обаянием он пародировал мечты бывшего миллионщика, кутилу и ловеласа – жест хозяина жизни и медвежья галантность. В его деревянных интонациях звучало несокрушимое самодовольство, а тембр голоса казался тупым. Но лишь до того момента, когда он обрушивал на зал водопад своего бурного темперамента.

В "Куме Моргана" есть еще один непременный герой – кордебалет. Он играет здесь роль непременного, хотя и необъявленного протагониста. Мелькают ножки ресторанных танцовщиц, заражая драйвом элегантных дам, кутилы во фраках кренятся и танцуют невпопад, и в результате – унисонный танец становится ансамблевым танцем, в котором все танцевальные жесты-движения создают точно рассчитанный калейдоскоп, усиленный яркой расцветкой костюмов. Вдруг все обрывается, и в тишине женщина-армянка из правой ложи начинает петь… Эта народная песня, созданная для светотени и разрубающая пополам развернутый вакхический финал, вновь возвращает зрителя к главному высказыванию спектакля – нет счастья на чужой земле. А потом вновь зазвенит музыка, завертится веселый канкан, чтобы воодушевленный лихим ритмом зритель долго-долго кричал "браво!".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КАК ПАЛ АНИ - 1000 ЛЕТ СПУСТЯ
      2021-10-28 09:23
      342

      "Так что, значит все кончено? - Не кончено! Не кончено! Не кончено!", - так завершался спектакль, прошедший и в Ванадзоре, и в Ереване в какой-то устрашающе звенящей тишине. И бурной овацией, которой, казалось, не будет конца, откликался зрительный зал на эти финальные слова - и в Ванадзоре, и в Ереване.

    • СЕРИАЛ "МАНЮНЯ": АУДИОКНИГА ФИЛЬМОМ ПРИКИНУЛАСЬ
      2021-10-23 09:42
      2337

      На презентацию вышедшей на армянском языке "Манюни", культовой повести Нарине Абгарян, попасть в Камерный театр, где проходило действо, было невозможно физически. Так стоит ли удивляться, что на состоявшемся в кинотеатре "Москва" предпремьерном закрытом - ха-ха! - показе первых двух эпизодов сериала "Манюня" яблоку негде было упасть?

    • "КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ - ЭТО ВОЗМОЖНОСТИ МЫСЛИ И СЕРДЦА"
      2021-10-16 10:00
      3682

      Дебютный фильм "Анико" Анны АРУТЮНЯН - в последнее время Анны МАКСИМ - принес своей создательнице не только награды проходящего в Казани Международного фестиваля "Зиланд" и Ереванского международного фестиваля "Фреско". Рассказанная неповторимым киноязыком история маленькой девочки, приехавшей в деревню к дедушке на каникулы, неожиданно была признана ласточкой, принесшей армянскому кинематографу для детей если не новую весну, то по крайней мере надежду на возрождение. "Что должны смотреть дети, на чем воспитываться, откуда узнавать, где начало добра и зла? В этом смысле киноискусство, фильм - очень мощное оружие", - уверена молодой режиссер.

    • 500 ТЫСЯЧ ДРАМОВ - А РАДОСТИ НА МИЛЛИОН!
      2021-10-13 09:51
      3958

      Через площадь, освещенную разноцветными фонариками, в Драматический театр Абовяна шел зритель. Зритель, несмотря на холод, по-вечернему нарядный - многие дамы в платьях в пол. Это было уместно - у входа их встречали юноши во фраках и цилиндрах и провожали в свежеотремонтированное и приукрасившееся фойе, где играл струнный квартет, стояли цветы в вазах и красивый фуршетный стол. Театр Абовяна отмечал свое 40-летие и открытие Пятого театрального фестиваля, который, благодаря местной администрации и Союзу театральных деятелей Армении, уже стал традиционным.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КАК ПАЛ АНИ - 1000 ЛЕТ СПУСТЯ
      2021-10-28 09:23
      342

      "Так что, значит все кончено? - Не кончено! Не кончено! Не кончено!", - так завершался спектакль, прошедший и в Ванадзоре, и в Ереване в какой-то устрашающе звенящей тишине. И бурной овацией, которой, казалось, не будет конца, откликался зрительный зал на эти финальные слова - и в Ванадзоре, и в Ереване.

    • С КАНОНОМ В РУКАХ И С МУЗЫКОЙ В СЕРДЦЕ
      2021-10-27 09:15
      751

      Имя Асмик Лейлоян широко известно в кругах ценителей народной музыки. Одаренная, с самобытным музыкальным почерком исполнительница на каноне, она взрывала и продолжает взрывать публику в лучших залах Армении и зарубежья, а ее имя внесено в музыкальные энциклопедии более 20 стран.

    • 500 ТЫСЯЧ ДРАМОВ - А РАДОСТИ НА МИЛЛИОН!
      2021-10-13 09:51
      3958

      Через площадь, освещенную разноцветными фонариками, в Драматический театр Абовяна шел зритель. Зритель, несмотря на холод, по-вечернему нарядный - многие дамы в платьях в пол. Это было уместно - у входа их встречали юноши во фраках и цилиндрах и провожали в свежеотремонтированное и приукрасившееся фойе, где играл струнный квартет, стояли цветы в вазах и красивый фуршетный стол. Театр Абовяна отмечал свое 40-летие и открытие Пятого театрального фестиваля, который, благодаря местной администрации и Союзу театральных деятелей Армении, уже стал традиционным.

    • СИМОНЯН В 95... – ОПЯТЬ!
      2021-10-12 16:29
      5357

      12 октября 1926 года в Армавире (Краснодарский край РФ) родился легендарный советский футболист, футбольный функционер, первый вице-президент Российского футбольного союза (РФС) Никита Павлович (при рождении Мкртич Погосович) Симонян. Сегодня живой легенде исполняется 95 лет, а Никита Павлович по-прежнему в строю.