В ИТАЛИИ НЕ ЗАМЕНЯЮТ КАМНИ, ТРОНУТЫЕ ВРЕМЕНЕМ
Недавно в Ереване побывал итальянский инженер-конструктор, профессор Миланского политехнического университета Лоренцо ЖУРИНА. Это его пятый визит в Армению, связанный с работой по реставрации историко-культурных памятников. Автор проекта реставрации работ Мармашена, где в 2000-2001гг. группа итальянских специалистов во главе с архитектором Гаяне Казнатти восстановила и укрепила знаменитый Мармашенский монастырь и спасла от обрушения церковь Катохике, Лоренцо Журина сегодня занят реставрацией монастырского комплекса Аруч в Арагацотнском марзе.
- Впервые я приехал в Армению в 1998г., затем в 2000г., так пошло и поехало… И когда несколько месяцев назад Гаяне Казнатти - директор Центра документирования и исследования армянской культуры в Милане вновь предложила мне принять участие в очередной программе Армении, я немедля согласился. Армения - страна легенд, о которой не много знают в Европе, но увиденное превосходит ожидаемое. Это как Эльдорадо для испанцев... Особая прелесть в старинных армянских церквах: простые и гармонично связанные с ландшафтом, окружающей средой, сохранившиеся в первозданном виде, они с течением веков, естественно, встали перед угрозой разрушения. Именно поэтому кроме восхищения у меня возникло желание помочь их сохранить.
- В чем заключается конкретно ваша работа?
- Я инженер и больше занят вопросами укрепления строительных конструкций. Именно в этом качестве я и начал работу в Мармашене, где конечной целью было обеспечить безопасность церкви и избежать ее разрушения. В Италии эта часть реставрационной работы лежит на плечах инженера, тесно сотрудничающего с архитектором. Я в этой сфере уже 35 лет и являюсь автором ряда международных проектов, считаю, что реставрация – совместное дело инженера и архитектора.
- Что вы знали о Мармашене до приезда?
- Так как реставрация проводится по программам, разработанным в рамках официального соглашения между МИД Италии и Минкультом Армении, Гаяне Казнатти – координатор этих программ - предоставила много материалов. Прибыв в Мармашен, я был поражен увиденным. Монастырский комплекс буквально утопал в яблоневых садах, возвышаясь над рекой Ахурян и представляя собой поэтическое зрелище. Но с точки зрения надежности конструкций главная церковь монастыря Катохике находилась в удручающем состоянии, налицо была опасность обвала верхней части. Мы провели диагностику состояния церкви, после чего при помощи специальной техники, привезенной из Италии, приступили к реставрации. На сегодняшний день церковь укреплена и готова принимать прихожан и туристов. Но реставрация вообще дело непрекращающееся, это постоянный процесс. И все мы – и простые граждане, и специалисты, и руководящие органы - должны это понять и воспитать в себе культуру ежедневной охраны памятников. Не надо ждать, когда та или иная церковь окажется перед угрозой развала - работать надо ежедневно, чтобы предотвращать эти угрозы. Кстати, реставрационную технику – приборы и оборудование - мы оставили в Армении коллегам для работы с другими памятниками архитектуры.
- Вы также участвовали в реставрации церквей исторических комплексов Амберд и Татев. Чем обусловлен выбор именно этих памятников?
- Список подлежащих восстановлению церквей составляет армянская сторона, мы лишь выполняем сами работы. Насколько я знаю, пока в программу внесены памятники, не столь отдаленные от Еревана, ибо сегодня в Армении итальянские специалисты выполняют одновременно как практическую работу на территории памятников, так и участвуют в образовательных программах, проходящих в Государственном университете архитектуры и строительства. Что касается Амберда и Татева, в этих проектах я участвовал с 20 итальянскими студентами, к которым примкнула также группа армянских студентов и архитекторов. Укрепление Татева было проведено по предложению и при финансировании Первопрестольного Эчмиадзина в лице Католикоса Всех Армян Гарегина II. Моя миссия – реставрировать, сохранять памятники истории, культуры, архитектуры, а моя армянская страница этой деятельности подпитана также большой любовью Гаяне Казнатти к Армении – современной и исторической, которую я разделяю.
- Не потому ли в вашем послужном списке значится древняя армянская столица Ани, развалины которой вы также исследовали?
- В Ани я оказался волею судьбы и безгранично рад этому. Однажды я получил предложение принять участие в программе Фонда Всемирного наследия ЮНЕСКО по исследованию состояния памятников Ани. Была организована международная группа специалистов, к нам подключились и сотрудники университетов Турции. Цель работы заключалась в сборе информации по памятникам Ани с дальнейшим их внесением в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В течение 12 дней мы исследовали 10 памятников, внесли предложения по их конструктивному креплению, представили общую картину в ЮНЕСКО. Прошло 14 лет, и недавно я узнал, что уже сделаны шаги по включению памятников города Ани в списки ЮНЕСКО. Древний Ани и сегодня одно из сюрреалистических мест на земле, подобных которому мне не доводилось встречать. Множество уникальных церквей - караван-сарай (церковь Святых Апостолов), сельджукская мечеть – в течение веков возвышалось на Шелковом пути и потому представляло большой интерес для торговцев. Ани – часть всемирной истории, которая должна охраняться международными организациями, в том числе и ЮНЕСКО.
- Нынешний ваш приезд связан с проектом реставрации Кафедрального собора в селе Аруч, как вы оцените его состояние?
- К сожалению, очень плохо. Купола практически нет, а фронтальная часть как бы отделяется от основного каркаса и вот-вот может свалиться. То есть собор нуждается в скорейшей реставрации, не то мы его потеряем. Сейчас проводится диагностика памятника.
- Как работается итальянцам с армянскими специалистами?
- Весьма продуктивно. Безусловно, есть определенные расхождения в методиках реставрации и т.п. Например, в Армении больше принято заменять треснутые, подпорченные временем камни памятников архитектуры новыми, в Италии же мы оставляем старинные камни с их естественными трещинами и укрепляем эту часть сооружения специальными средствами при помощи укрепляющих слоев, поясов. Это позволяет сохранить визуальную древность памятника, его историчность, а тем самым и его ценность. Сейчас есть тенденция возврата к старине – античному состоянию как в Италии, так и других странах. Но, несмотря на это, мы находим плоскости для сотрудничества с армянскими коллегами, пытаясь нащупать золотую середину. Известно, что Италия находится на передовых позициях в вопросах реставрации, и мы можем и готовы передать свой опыт и знания не только армянским студентам, но и опытным специалистам. Этот обмен опытом полезен обеим сторонам. В каждой стране есть свои методы работы – традиционные, и, например, то, что мы делаем у нас, порой не принимают в Испании. Надо научиться брать друг у друга лучшее, профессиональное. Ведь работа реставраторов сродни врачеванию, только наш объект – архитектурное сооружение, а не человек. Наша задача - приостановить и замедлить процесс разрушения старинных памятников, будь то в Армении или другом уголке земного шара.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-07-17 10:35
В Доме-музее Арама Хачатуряна прошел вечер, открывший для армянской публики новые имена в сфере литературы, музыки и меценатства. Наталья ГАРНИЦ, Ральф КЕОЧКЕРЯН, Василий ПАСЕЧНИК – эти три незнакомые нам прежде фигуры объединились вокруг общего проекта «Армянская тетрадь» - по названию сборника стихов, презентация которого состоялась в хачатуряновской обители нашей столицы.
-
2025-07-14 11:15
В Ереване стартовал ХХII Международный кинофестиваль «Золотой абрикос». Торжественная церемония открытия состоялась в столичном Доме кино, который в последние годы заменил кинотеатр «Москву» в плане как показа большинства фестивальных фильмов, так и проведения знаковых мероприятий. В этом году открыть самый крупный праздник кино в Ереване было доверено одному из крупных представителей иранского кинематографа, опальному кинорежиссеру и сценаристу Джафару Панахи. Его последний фильм «Простая случайность», пару месяцев назад удостоившийся «Золотой пальмовой ветви» 78-го Каннского кинофестиваля, зажег экран МКФ «Золотой абрикос». Сам режиссер, несмотря на тяжелое душевное состояние из-за ирано-израильского конфликта нашел в себе силы приехать в Ереван, чтобы лично приветствовать своего зрителя.
-
2025-07-14 09:34
В последние годы в Азербайджане сформировалось конкретное, отнюдь не доброжелательное отношение к памятникам Великой Отечественной войны, которые планомерно уничтожаются, словно этой страницы в жизни азербайджанцев и не было. После 44-дневной Арцахской войны 2020 г. и особенно после изгнания армян из Арцаха в сентябре 2023 г. мемориалы, установленные на территории Нагорного Карабаха в честь победы над фашизмом, оказались под прицелом. Всевозможные организации, в том числе и международные, постоянно отслеживают ситуацию с культурным наследием на временно оккупированной Азербайджаном земле Арцаха. Согласно данным отчетов, то в одном, то в другом уголке страны полностью или частично разрушается ее наследие разных эпох, от древних храмов до мемориалов, воздвигнутых после Великой Отечественной войны и уже в период независимости Нагорного Карабаха в честь национальных героев. Делается это, по мнению экспертов, с разными целями: с одной стороны, чтобы уничтожить армянский след с исконно армянской земли, а с другой, - чтобы стереть память о героическом прошлом в умах и душах нового поколения.
-
2025-07-12 10:43
Выставка к 115-летию Александра Саиняна У известного армянского архитектора Александра Саиняна было две дочери, однако друзья и коллеги называли его отцом троих детей. Третьим и, пожалуй, самым любимым его ребенком был красавец Гарни – единственный сохранившийся на территории Армении языческий храм, который своим вторым рождением обязан именно Саиняну.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 10:51
Реставрация историко-культурных памятников имеет в Азербайджане свои, особые традиции. Если весь цивилизованный мир понимает под этим термином укрепление и восстановление разрушающихся памятников материальной культуры с целью их долгого сохранения в максимально оригинальном виде, то азербайджанские «профессионалы» к данному вопросу подходят с точностью до наоборот. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники армянского наследия, которые «реставрировались» по приказу официального Баку как в советскую эпоху, так и сегодня, когда их «приводят в порядок» на территории оккупированного Арцаха. Под рукой горе-специалистов и по приказу высшего эшелона власти соседнего государства армянские церкви, монастыри, хачкары, надгробия и другие образцы мирового цивилизационного наследия теряют свой исконный вид, лишаясь не только многочисленных надписей на армянском языке, оставленных нашими предками на камне, но и теряют свой истинный архитектурный стиль и предназначение.
-
2024-05-06 14:25
Спикер парламента Армении Ален Симонян официально заявил, что Никол Пашинян не примет участия в церемонии инаугурации президента РФ Владимира Путина. Хотя в церемонии инаугурации выставляющего Армении условия президента Турции, страны не отрицающей своего участия в 44-дневной войне, армянский премьер принял участие не только с радостью, но и с подарком для Реджепа Эрдогана. В принципе, спикер мог бы ничего и не говорить, не только потому, что участие Пашиняна в этом мероприятии было бы верхом лицемерия, но еще и потому, что ранее уже было заявлено, что 7 мая Никол Пашинян проводит очередную пресс-конференцию.
-
2024-02-15 09:55
В политологии отсутствует точное определение правящего политического строя Армении. Режим Пашиняна – нечто среднее между тиранией, авторитарно - подданнической традицией и абсолютизмом. В нашей стране давно уже не действует "гражданский договор": в отличие от демократического устройства, насильственное подчинение правящему режиму исключает договорные отношения граждан и власти.
-
2023-04-08 11:40
"Когда-то армянин Питоев построил в Тбилиси здание театра имени Руставели - Грузинского Национального театра. Теперь грузин Иванишвили построил в Тбилиси здание Армянского театра. Все правильно - по долгам надо платить", - говорил великий театральный режиссер и руководитель грузинского Национального театра им. Ш. Руставели Роберт Стуруа. Тбилисский Армянский театр ждал этого дня 12 лет. И вот - еще немного, еще чуть-чуть... Здание полностью готово. Остались какие-то внутренние работы и техническое оснащение. По крайней мере, труппа надеется