Последние новости

ТРОЕ С ОДНИМ ФЛОМАСТЕРОМ

В московском издательстве TATLIN вышла в свет книга архитектора Карена Бальяна "Артур Тарханян, Спартак Хачикян, Грачья Погосян". Она посвящена совместному творчеству трех известных зодчих Армении, имена которых ассоциируются с периодом в современной армянской архитектуре, начавшимся в 60-е годы XX века.

В первой главе Карен Бальян, близко знавший знаменитую троицу, пишет: "Когда осенью 1970 года начались наши первые занятия на кафедре архитектуры, уже шло строительство двухзального кинотеатра "Россия", велись земляные работы на фундаментах Дома молодежи, проект которого был опубликован и хорошо известен. В зале Союза архитекторов был выставлен большой макет удостоенного первой премии на конкурсе десятитысячного Дворца спорта. Авторами всех трех проектов были три молодых архитектора - Артур Тарханян, Спартак Хачикян, Грачья Погосян.

Все крупнейшие постройки этих зодчих - а к ним прибавляется еще аэропорт "Звартноц", Спортивно-концертный комплекс, а также многие другие - будут осуществлены в последующие 15 лет. Но эти три имени уже тогда в нашем восприятии стали ассоциироваться с новым временем, новым словом в архитектуре".

В 1955 году, в самый важный год перестройки советской архитектуры, Спартак Хачикян, защитив диплом в Московском архитектурном институте, вернулся в Ереван и поступил на работу в созданный в этот год институт "Армжилгражданпроект" ("Армгоспроект"). Тогда же в мастерской под руководством архитектора Самвела Сафаряна работал Артур Тарханян, который еще в студенческие годы разработал строгий и цельный интерьер зала президиума Академии наук, большую аудиторию медицинского института, угловые рельефы на фасаде академии.

В 1959 году защитив диплом у того же Самвела Аркадьевича Сафаряна, в "Армгоспроект" пришел Грачья Погосян. Личность Сафаряна занимает особое место в армянской архитектуре и сыграла решающую роль в формировании творческого пути трех молодых зодчих. Блестящий педагог, представитель одного из модернистских направлений, он позже вместе с другими стал фактически родоначальником армянского конструктивного стиля.

Кинотеатр Первое здание в этом ряду - жилой дом Академии наук (1957 г.) - первая совместная работа Артура Тарханяна и Спартака Хачикяна в мастерской Самвела Сафаряна. Он был отмечен на первом Всесоюзном смотре молодых архитекторов. В этот период Тарханян и Хачикян сделали несколько типовых проектов кинотеатров, школ и клубов. В 1960 году правительство Армянской ССР поручило разработать проект нового города Абовяна. Это поручили сделать Тарханяну, Хачикяну, Погосяну и Черкезяну, о чем Карен Бальян пишет в отдельном разделе.

Абовян представлялся одним из важных аспектов новой социально-градостроительной политики расселения республики. Расположенный вдоль Севанского шоссе, город должен был стать спутником Еревана с населением в 60-70 тысяч жителей. Несмотря на все последующие изменения первоначального градостроительного замысла, его население значительно превысило проектную цифру.

Автор книги пишет: "Абовян был одним из тех городов СССР послевоенного периода - таких, как Зеленоград, Шевченко, Навои, где принципы функционального построения градостроительной структуры были интегрированы как новые формы идеального города. А романтика градостроительных мечтаний 60-х, общие сложности и невозможности реализаций формировали своеобразную профессиональную общность советских градостроителей. В реализации Абовяна многое, конечно, осталось неосуществленным из-за обычного (практически для всех советских городов) негенпланового развития. Но при этом город сохранил отдельные аспекты замысла: скульптурность, планировку некоторых углов, идею центра, где многое построено по индивидуальным проектам".

Дворец молодежиК началу 60-х годов относится проектирование кинотеатра "Россия" в Ереване, который, как пишет Бальян, оказался одним из самых острых и спорных сооружений в армянской архитектуре 60-70-х гг. В конце 1964 года в Союзе архитекторов Армении состоялось долгое и бурное обсуждение проекта кинотеатра. Грачья Погосяну сказали: "Ничему мы не научили тебя за пять лет". Еще круче обошлись с Артуром Тарханяном и Спартаком Хачикяном: "Скажите, что это вы развесили на фасаде? Белье, что ли?".

И тем не менее кинотеатр "Россия" стал одним из знаковых сооружений Еревана тех лет. То же можно сказать и о Доме молодежи, аэропорте "Звартноц", СКК. Истории этих сооружений посвящены отдельные главы. Работая вместе 25 лет и являясь авторами 150 проектов и сооружений, Артур Тарханян, Спартак Хачикян и Грачья Погосян творили и в отдельности, и с другими архитекторами.

Достаточно вспомнить блестящий проект "Егерн" памяти жертв Геноцида армян Артура Тарханяна и Сашура Калашяна. Здесь хочется вспомнить слова Вараздата Арутюняна, который сказал: "Если бы даже Тарханян и Калашян сделали только этот проект, то их имена золотыми буквами были бы вписаны в историю армянской архитектуры". А К.Бальян пишет: "Мемориал "Егерн" - замечательное произведение зодчества, в котором наиболее целостно и последовательно выразилось стремление армянских архитекторов найти на современном языке архитектуры адекватное выражение национальным пространственным представлениям. В этой архитектуре нет повтора традиционных форм, нет цитат, нет стилизированных решений. Но его образ, основанный на точно найденном композиционно-пространственном решении, символичен и глубоко национален".

...В первые дни января 1989 года Грачья Погосян вошел в свой родной институт "Армгоспроект" директором, чтобы начать, возможно, одно из самых главных дел жизни - проектирование городов и сел, разрушенных Спитакским землетрясением 1988 года. В эту же работу включились в Госстрое Армении Спартак Хачикян и Артур Тарханян.

...Но, к сожалению, все в этой жизни имеет свой конец. Распался и этот творческий союз, хотя они до конца оставались близкими друзьями. Ушли из жизни Спартак Хачикян и Артур Тарханян, Артур Артаваздович долго болел и после тяжелой болезни полного восстановления не произошло, полноценного творчества уже не было. Спартак Еремович, потеряв жену и соавтора Лию Самвеловну Сафарян, в одиночестве прожил недолго. Грачья Погосян сейчас работает в большой мастерской в центре Еревана, наблюдая, как ломается его город, как исчезают его строения...

Нет больше союза "трех мушкетеров", нет их зданий. Но "Трое с одним фломастером" очертили свой "меловой круг", к которому имели отношение многие. От этого круга пошли волны. В первую очередь - это дети, которые начали работать рядом с отцами и вместе с ними. Анаит - дочь Артура Тарханяна, Тигран - сын Грачья Погосяна, Ашот - сын Спартака Хачикяна. Сегодня они достойно продолжают дело своих замечательных родителей.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЕРЕВАН НАПОМИНАЕТ БЕСХОЗНУЮ КВАРТИРУ
      2021-12-06 12:09
      963

      Правительство Армении в середине 2018 года одобрило программу по завершению строительства недостроенных в 90-e годы зданий и их дальнейшей эксплуатации. Проект должен был создать правовые основы для реализации работ по строительству, сносу недостроенных зданий и благоустройству территорий в рамках социальных домостроительных программ, финансируемых грантовыми или другими средствами.

    • ОТРАВЛЕНИЯ СТАНОВЯТСЯ ОПАСНОЙ СИСТЕМОЙ
      2021-12-03 10:06
      2234

      Мало нам было коронавируса, так еще с середины ноября начали поступать сигналы из различных точек общественного питания о массовых отравлениях.

    • ГОТОВЫ ЛИ ВЛАСТИ К ВИЗИТУ АФРИКАНСКОГО ГОСТЯ?
      2021-11-30 10:47
      1614

      Новый штамм коронавируса "Омикрон" разлетается по планете и закрывает страны. Всемирная организация здравоохранения весьма тревожно отреагировала на его появление и призвала быть более бдительными.

    • ЕРЕВАН ВО ВЛАСТИ БЛОКИРУЮЩЕГО АНТИЦИКЛОНА
      2021-11-29 11:05
      952

      Сформировавшийся над территорией Араратской долины мощный блокирующий антициклон вот уже 4 дня держит Ереван в плотном тумане и холоде. В беседе с корр."ГА" заместитель директора Центра гидрометеорологии и мониторинга Армении Гагик СУРЕНЯН сказал, что это явление в последние годы стало для этой территории частым.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВЫШЛА В СВЕТ СЧИТАВШАЯСЯ УТЕРЯННОЙ КНИГА ЛЕВОНА МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯНА
      2021-10-27 09:18
      2580

      В 2001-2002 годах известный армянский политолог, автор многочисленных публикаций, монографий и книг по проблеме Арцаха и политологическим вопросам Левон МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯН работал над очередной монографией, посвященной геополитике региона и Армении в частности. Книга была набрана и готова к печати, оставалось найти издательство для ее публикации. И вдруг старенький домашний компьютер заглох... 200-страничный готовый труд, казалось, был утерян навсегда.

    • ВЕЧНОЕ ДРЕВО АРМЯНСКОЙ ИСТОРИИ
      2021-10-16 10:00
      2839

      Виктор Вухрер, глава культурной общественной организации немцев "Тевтония", человек разносторонний. Химик, подполковник, да еще книги пишет. Главной его темой была судьба немцев Поволжья, сосланных в августе 1941 года в места не столь отдаленные. Там познакомились будущие родители Вухрера: мать прибыла из Поволжья, отец - из Катариненфельда (Грузия). Потом они с детьми оказались в Армении.

    • 8 ПОЛОЖЕНИЙ "КОДЕКСА ЧЕСТИ"
      2021-09-30 10:24
      2041

      История армянской армии насчитывает тысячелетия, имеет давние традиции и сформированную в веках систему ценностей, дошедшую до наших дней в трудах известных летописцев. Обширные письменные источники исследовал историк и политолог, директор Центра стратегических исследований "Арарат" Армен АЙВАЗЯН. Результаты исследований он изложил в книге "Кодекс чести армянского воинства", презентованной 27 сентября в Культурном центре "Текеян".

    • МЕЖДУ СЦИЛЛОЙ КАПИТАЛИЗМА И ХАРИБДОЙ СОЦИАЛИЗМА
      2021-09-27 09:21
      1210

      Статьи статьями, а книга - другое дело. В ней, выстроенной из публикаций разных лет, вырисовывается поиск автором истины. На этом пути случаются препятствия, заблуждения, прозрения. Но в итоге жизнь и время подводят тебя к выводам, которым ты уже не изменишь. Для людей пишущих вдвойне, втройне приятно, что высказанное ими мнение разделяют другие. Именно это чувство солидарности с чужой позицией довелось испытать при чтении многих страниц книги Вилла ПОГОСЯНА "Революция и экономика".