ТАЙНА МУЗ ВЛАДИМИРА АБРАМЯНА
«Карине», «Рузанна», «Гаяне», «Сатеник», «Алла», «Вардуи», «Дама в сомбреро», «Женщина в красном», «Цыганка»... Эти и другие женщины «собрались» на днях на цокольном этаже Малого концертного зала «Арно Бабаджанян», чтобы всем вместе предстать перед публикой и раскрыть секрет, объединивший их однажды и навсегда.
СОЗВАЛ ИХ ИЗВЕСТНЫЙ ЖИВОПИСЕЦ, БОЛЬШОЙ МАСТЕР ЦВЕТА И РИСУНКА, заслуженный художник Армении Владимир Абрамян, выставка женских портретов которого открылась в самом сердце Еревана. «Женщина – моя муза» - так названа экспозиция, объединившая десятки женских образов и натюрморты с цветами. Выставка открылась 8 Марта и приурочена к Международному женскому дню. Она привлекла большое число посетителей, в первую очередь женщин, которые посчитали красочную экспозицию лучшим подарком для себя в этот теплый весенний день.
«Как-то раз, в одном из наших интервью, Владимир Абрамян сказал, что однажды соберет вместе всех женщин, которых встречал в своей жизни, и обязательно скажет каждой из них о своем отношении к ней. Уже третий год, как Владимира Абрамяна нет с нами, но мы решили исполнить его желание и собрать в этом уютном, камерном зале женщин, вдохновивших этого скромного художника на большое искусство», - открыла выставку член семьи живописца, арт-менеджер его наследия и журналист Нара Епремян.
Что хотел сказать маэстро Абрамян каждой из своих муз? Какие секреты он таил в своем сердце и в чем желал признаться каждой из них в присутствии остальных? Что чувствовал он каждый раз, создавая образы столь непохожих дам и находя для каждой свои жанровые особенности, стилистику, палитру цветов? Как бы ответил на эти вопросы Владимир Абрамян, нам неизвестно, но посетители выставки получили возможность приоткрыть завесу над его тайной живописания женских портретов, каждый из которых стал зеркалом чувств, эмоций, отношения и восприятия художника.
Творчество Владимира Абрамяна богато произведениями разных жанров, но женщинам в нем отведено особое место. Большинство своих героинь художник рисовал с реальных персонажей, которых встречал на улице, в выставочных залах, во время концертов (а он был большим любителем и знатоком классической музыки), в гостях, у друзей... Некоторых дам художник рисовал с натуры. Других запоминал сразу и, оказавшись в мастерской, воспроизводил их образы в памяти и запечатлевал на холсте. Но женские портреты Владимира Абрамяна трудно назвать копией с оригинала. Каждой из своих муз он дарил частицу воображения, которое подчеркивало особенность той или иной покорительницы его живописующего сердца и помогало высветить за чертами лица самобытность натуры, характера.
Сам художник как-то сказал: «Как можно жить и творить без женщин? Мне не всегда доводилось рисовать женщин, которые мне позировали. Порой я прибегал и к фантазии, создавая образы дам из своего воображения. Если вы приглядитесь внимательно, то заметите, что практически каждая из них изображена в одиночестве, без мужчин. Думаю, я сильно ревновал своих муз, вот и не желал изображать их в паре с мужчинами. В миг творчества я был их единственным кавалером и собеседником, лишь мне они раскрывали свои души и сердца, невидимые стороны натуры... Каждой из них я словно объяснялся в любви...»
ВЛАДИМИР АБРАМЯН ПРИЗНАВАЛСЯ, ЧТО, РИСУЯ СВОИХ ГЕРОИНЬ, проникался их образами, нутром, жизнью, теми эпизодами, которые пересеклись с его жизнью, стали общими для них двоих.
«Я не могу попросить женщину позировать лишь потому, что у нее, например, красивый нос. Нельзя рисовать женщин ради красивых черт внешности: надо проникнуть в их души, раскрыть в них сокровенное, то, что делает каждую непохожей, понять, кто она на самом деле, чтобы суметь привести в соответствие реальный образ с портретным», - объяснял он.
Как рассказала Нара Епремян, художник всегда творил под классическую музыку, в ней также видя палитру красок. Музыка помогала ему находить верные оттенки в богатой гамме цветов для каждого полотна, ставить нужные акценты, что-то подчеркивать, поддаваясь воздействию музыки, а что-то и приглушать.
Владимир Абрамян не боялся пользоваться и достижениями зарубежных живописцев. Будучи знатоком мирового искусства, он на разных этапах творческого пути пережил воздействие великих мастеров кисти. На ум приходят имена Рембрандта, Модильяни, Пикассо, Сезанна и других. Он учился у великих художников разных эпох, познавая их манеру и стиль, взгляды и вкусы, но создавая свои, чисто абрамяновские картины с намеком на Пикассо, Модильяни и других, словно привлекая достижения мировой живописи в армянскую традицию.
Владимир Абрамян рисовал женщин, не только разных по внешности и характеру. Завязкой некоторых портретов стали чисто женские атрибуты - шляпки, платья и т.д. В богатой сокровищнице женских образов живописца значительное место отведено ню. Полураздетые и нагие, в фас, профиль или в обороте со спины – глядя на картины этого жанра, зритель, тем не менее, сначала замечает характер и проникается нутром живописных абрамяновских ню, а после обращает внимание на их пышные и не очень тела.
«В анонсе к выставке мы обозначили, что в экспозиции представлены «тайные женщины» Владимира Абрамяна, и в этом есть определенная доля истины, - продолжила Нара Епремян. – Кто такие Алла, Гаяне, Сатеник и другие дамы, нам не известно. Но однажды нам звонили Рузанна и Карине, и сказали, что это с них он рисовал одноименные портреты, и попросили выслать им электронные версии этих живописных персонажей. Мы надеемся, что в процессе выставки обнаружатся и другие музы Владимира Абрамяна или хотя бы их потомки, и нам удастся обогатить творческую биографию художника новыми реальными историями».
Отметим, что выставка продлится до 20 марта. Ее обязательно стоит посетить, тем более, что проходит она в очень атмосферном зале, где царят уют и уединение, где благодаря демонстрации фильма о Владимире Абрамяне слышится его тихий, спокойный голос и ненавязчивые раздумья о пройденном творческом пути. Пути, в котором обрели свою вечную жизнь «Карине», «Рузанна», «Гаяне», «Сатеник», «Алла», «Вардуи», «Дама в сомбреро», «Женщина в красном», «Цыганка»...
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 13:33
В столичном Малом зале «Арно Бабаджанян» при полном аншлаге прошел 5-й Съезд Союза строителей Армении, в котором приняли участие руководители входящих в организацию компаний, представители ответственных за сферу государственных структур, строители и архитекторы. В их числе председатель Союза строителей Гагик Галстян, председатель Комитета по градостроительству РА Егиазар Варданян, глава Палаты архитекторов Армении Александр Бадалян и другие. Мероприятие открылось гимном Республики Армения, затем епископ Вазген Мирзаханян передал участникам съезда благословение Католикоса Всех армян Гарегина II. Он отметил, что Католикос всегда поддерживал архитекторов и строителей, благодаря добросовестному труду которых многие армянские храмы и монастыри вновь восстали из руин. Одним из важных проявлений преданной деятельности представителей этих профессий стал Собор Первопрестольного Эчмиадзина, реставрированный руководимой Гагиком Галстяном строительной организацией и совсем недавно представший перед армянством и гостями нашей страны во всей красе и исторической важности.
-
2024-11-21 10:55
В Ереване, в офисе Объединения молодых ученых и специалистов Арцаха (ОМУСА) состоялась презентация очередного, № 22 (3-го за этот год) журнала "Научный Арцах". В свежий выпуск вошли 19 статей 23 авторов, из которых 1 доктор наук, 5 кандидатов наук, 17 аспирантов и соискателей. В этом номере география вовлеченных ученых была особенно широкой и охватила Ереван, Гюмри, Ванадзор, Спитак, Одзун (Армения), а также Каир (Египет) и т.д. По традиции, на мероприятии присутствовали авторы вошедших в данный номер статей. Они представили свои научные темы, ответили на вопросы коллег, выступили с замечаниями и предложениями, дав старт следующему выпуску издания. Презентацию открыл главный редактор "Научного Арцаха", кандидат юридических наук Аветик АРУТЮНЯН. Он приветствовал и поздравил авторов в связи с публикацией научно-исследовательских статей и пожелал дальнейших успехов в научной деятельности.
-
2024-11-20 11:03
Дожидаться художницу Гаянэ Шушеци в Гадрутском Культурно-молодежном центре «Дизак Арт» Еревана, где вот-вот должна была открыться персональная выставка ее картин, было одно удовольствием. Фойе центра, трансформированного в этот вечер в галерею, походило на праздничный зал, где искрился фейерверк красок, то перебивающих друг друга, то создающих гармонию.
-
2024-11-20 10:49
3000 подарочных коробок для 3000 новорожденных Арцаха – этой цифрой завершилась работа одной из самых теплых и полных любви программ, реализованных в рамках проекта Ser Artsakh. Инициированная и проводимая известной американской писательницей армянского происхождения, общественно-политическим деятелем, юристом и филантропом Анной Аствацатурян-Теркотт на базе фонда «Анна Аствацатурян», программа получила большой резонанс в сердцах арцахских мам и их малышей.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2023-07-29 11:25
29 июля (по старому стилю – 13 июля) 1817 года родился великий живописец Ованес Айвазовский 29 июля с 11 утра любители творчества художника смогут принять участие в церемонии у памятника Айвазовскому в Ереване и возложить цветы. Поклонникам мариниста будет интересно ознакомиться с экспозицией почтовых марок и открыток, посвященных творчеству Айвазовского. Выставка проходит в Центральной библиотеке им. Аветика Исаакяна в Ереване и продлится до конца недели. Аналогичная выставка проходила в разные годы в Минске, во Львове, Ереване и Санкт-Петербурге.
-
2023-07-01 09:54
Арт Студия «Седракян» открылась около года назад, но уже может гордиться успехами своих юных учеников: воспитанники этого творческой организации сегодня предстали перед широкой публикой пусть как начинающие, но уже художники.
-
2023-06-17 10:36
В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.
-
2023-06-14 13:07
Случаются в нашем искусстве события, которые иначе чем эпохальными не назовешь. В аннотации так и сказано - иллюстрация того, "какие концепции и эстетики открываются в живописи и, в целом, в актуальном искусстве дня сегодняшнего, и какие изменения происходят в искусстве и, в целом, в обществе в армянском контексте".