ЕЩЕ ОДИН ГОРОД, КРОМЕ ЭРЕБУНИ И ТЕЙШЕБАИНИ
В историко-археологическом Музее-заповеднике "Эребуни" открылась выставка под названием "Ереванская Биайнская гробница". На ней представлены около 60 артефактов, обнаруженных сотрудниками Института археологии и этнографии НАН РА и музея "Эребуни".
В 1984 Г. НЕДАЛЕКО ОТ ЕРЕВАНСКОГО ПРОСПЕКТА АРШАКУНЯЦ, на территории нынешнего торгового центра "Ереван Молл" (в советское время здесь располагался завод "Автоагрегаты") во время строительных работ была обнаружена урартская монументальная гробница. Она представляет собой подземное прямоугольное сооружение длиной в 3,46 м, шириной 1,97 м и высотой 2,15 м, датируемое VIII в. до н.э. Пол выстлан отшлифованными чёрными, красными, темно-коричневыми плитами из туфа, под которыми находились потайные помещения.
В беседе с корр."ГА" заместитель директора музея Ваге САРКИСЯН отметил, что три из пяти ниш гробницы устроены в западной стене и возвышаются над полом на 0,44 м. Еще одна такая же находится в южной. Восточная ниша больше размером, в ее верхней части туфовая балка, на которую приходится основная тяжесть всех туфовых плит. Стены сложены из пяти рядов тесаных туфовых камней.
"Сама гробница тоже покрыта пятью большими плитами,- сказал В.Саркисян.- Вход в гробницу расположен в северной стороне сооружения и наглухо закрыт снаружи большой плитой. В гробнице было найдено много глиняных сосудов различного назначения, светильник. В тайниках были спрятаны бронзовый колчан, тазик, агатовые бусы, печать из гишера с изображением грифона и полумесяца, змеевидные украшения, части 3 разных поясов, конская сбруя, ножи, кинжалы, железный меч, металлические остатки мебели и др. Археологи, исследовавшие гробницу, предполагают, что на территории Еревана существовал какой-то другой город (кроме Эребуни и Тейшебаини), пока еще неоткрытый".
На выставке представлены самые уникальные из находок. Железный меч, длиной 90 см, три кинжала, наконечники стрел миндалевидной или листовидной формы. Среди предметов, найденных в тайниках гробниц, много деталей конского снаряжения: удила, щитовые пряжки, колокольчики и налобники с выпуклыми горизонтальными и вертикальными линиями.
Отдельный стенд рассказывает о погребальном обряде урартцев. В Ванском царстве, в надписи на "Двери Мгера", упоминается бог, перевозящий души. Этот факт, видимо, свидетельствовал о переселении души в преисподнюю после смерти человека. Погребальные обряды того периода соответствовали представлениям о смерти. В Ванском царстве были известны три основных типа погребального обряда: погребение, кремация и расчленение различными способами. Царей и лиц знатного происхождения хоронили в вырубленных в скале гробницах или в гробницах с дромосом, состоящим из нескольких отсеков (иногда из одного). В ходе раскопок обнаружены также захоронения в карасах - больших глиняных кувшинах, где находили расчленённые останки усопших.
Найденные на некоторых древних стоянках Ванского царства захоронения в оссуариях свидетельствует об обряде кремации, существовавшем на Армянском нагорье еще в доурартский период.
В БИАЙНСКОЙ ГРОБНИЦЕ, У ЗАПАДНОЙ СТЕНЫ, В ТРЕХ НИШАХ были установлены оссуарии, заполненные измельчёнными костями человека, животных и птиц. На сосудах просверлены два и три отверстия в виде треугольника. Согласно общепринятому мнению, в Урартском государстве обряд кремации применялся для представителей высшего сословия. Вполне вероятно, что прах усопшего насыпали в оссуарий, а сверху прикрывали чашей. По-видимому, отверстия были сделаны для того, чтобы душа усопшего смогла перейти в загробный мир. Наличие в кувшинах раздробленных человеческих костей может свидетельствовать о том, что применялся также ритуал расчленения. А птичьи кости, скорее всего, клали для того, чтобы птицы унесли душу усопшего на небеса.
Наилучшим образцом урартского гончарного искусства является найденная в Биайнской гробнице краснолощеная керамика. Об этом рассказывает другой стенд. Один из сосудов украшен фигурками быков. Особого внимания заслуживает чаша, на дне которой имеется отпечаток с изображением кролика. Обнаружены также светильник и несколько больших и малых чаш.
Среди предметов, найденных в Биайнской гробнице, особую группу представляют украшения из бронзы и полудрагоценных камней. Примечательна бронзовая фибула, увенчанная скульптурами четырех овнов. Цилиндрический выступ украшен двумя и тремя рядами выпуклых линий. Среди вышеперечисленных артефактов отдельную группу составляют восемь змееголовых браслетов. Обнаружены также 12 круглых и 28 бочковидных агатовых бусин и 3 полированные дискообразные бусины. Заслуживает внимания обнаруженная в гробнице печать с подвеской из камня гишер (гагат), в нижней части которой изображена птица, а у клюва последней - змея. Подобные сцены борьбы птицы и змеи отражают космическую борьбу добрых и злых сил.
"На территории Урартского царства, помимо клинописи, использовались иероглифы, - продолжил В.Саркисян.- C левой стороны передней части входа в Биайнскую гробницу сохранилась односторонняя надпись. При исследованиях гробницы были обнаружены 2 каменных фрагмента с аналогичными надписями. Одна надпись - двухстрочная, причем два знака второй строки совпадают с буквами "j" и "c" средневекового армянского письма. В этом контексте важно отметить, что многие урартские знаки нашли отражение в армянских средневековых буквах. Надписи на каменных блоках отличаются от урартских. Сочетание таких знаков и точек, напоминающих письменность, можно увидеть на одной из глиняных плиток, найденных в крепости Русахинили (Топрак Кале) в Урарту. Это можно доказать тем, что буквы отделены горизонтальными линиями".
СРЕДИ НАХОДОК ИЗ БИАЙНСКОЙ ГРОБНИЦЫ ОСОБОЕ МЕСТО ЗАНИМАЮТ 3 ПОЯСА. Их сохранность относительно плохая – все раздроблены. Один из поясов украшен геометрическими узорами. Другой орнаментирован полумифическими существами, сценами боев между разными животными. Особо выделяется пояс, украшенный головами быка и льва. Здесь изображены сцены охоты возниц и всадников на льва и быка. Такие мотивы были широко распространены в урартской пиктографии. В древнем мире охота на быков и львов ассоциировалась с борьбой с врагами и злыми духами и с победой над ними. Здесь особое значение имеет образ царя-героя, который является воплощением и гарантом мощи государства. Эти пояса удалось восстановить благодаря долгой и упорной работе реставратора музея "Эребуни" Манвела Калачяна.
"Обнаруженные в последние годы артефакты и сооружения - не рядовое открытие, и это осознают не только специалисты Армении, но и их коллеги из разных стран мира. Артефакты позволяют прояснить многие аспекты урартоведения в Армении, а также включить нашу страну в список тех, на территории которых были обнаружены аналогичные сооружения, но с более скудными находками. Попытки некоторых горе-исследователей найти турецкий след в урартских памятниках не имеют никаких оснований, и артефакты из Биайнской гробницы - еще одно тому доказательство",- заключил В.Саркисян.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:38
В 2023 году врач-радиолог из Великобритании Николь Стрикленд отправилась в отпуск на карибский остров Тобаго, настоящий тропический рай с живописными пустынными пляжами. В первый день она прогуливалась вместе с подругой и нашла несколько сладко пахнущих зеленых фруктов, напоминающих яблоки. Обе женщины решили попробовать плоды и через несколько мгновений почувствовали жжение и мучительную боль в горле. Через несколько часов они скончались.
-
2024-11-21 11:02
"Болезнетворные бактерии обнаружены в партии куриного мяса общим весом 3850 кг, которое было поставлено в 146 детсадов cтолицы", – заявила в понедельник и.о. начальника Управления контроля мэрии Анна Геворкян.
-
2024-11-21 10:45
Праздничное оформление столицы в этом году началось за два месяца до Нового года. На площади Республики устанавливается елка, электрическими гирляндами полностью увешан Дом правительства, в супермаркетах появились елочные игрушки и т.д.
-
2024-11-19 09:35
15 ноября при содействии Министерства образования, науки, культуры и спорта РА в ереванском Доме-музее А. Спендиаряна в зале "Творческий путь композитора" открылась экспозиция с новыми уникальными материалами. Корр. "ГА" побывал в этом уютном и очень гостеприимном очаге культуры, где в обновленных выставочных залах хранятся в общей сложности 1345 экспонатов, рукописей, писем и книг А. Спендиаряна. При реставрации и обновлении залов сотрудники музея учитывали интересы посетителей с тем, чтобы как молодым, так и пожилым людям было интересно сюда приходить и получать по возможности полную информацию о жизни и творческом наследии композитора.