Последние новости

ШЕЛКОВОЕ ТРИО В ЦЕНТРЕ «ТЕКЕЯН»

В преддверии Дня материнства и красоты в Культурном центре «Текеян» Еревана открылась выставка работ, созданных в технике батика. «Шелковая весна» - в экспозицию с этим названием вошла роспись по ткани трех известных армянских мастериц: Тании Мазеджян, Гоар Мачкалян и Арменуи Сагдасарян.  На выставке представлено около 60 картин, отличающихся по задумке, стилистике и смысловому содержанию, но объединенных большой любовью авторов к искусству батика.

Тания, Гоар и Арменуи не впервые организуют совместные выставки. «Шелковое трио», как прозвали этих необычных художниц в сфере армянского арта, сотрудничает в рамках разных проектов, стремясь представить батиковую живопись с разных сторон, показать, что роспись по ткани может иметь не только прикладной, но и художественный характер.

ВЫСТАВКУ ОТКРЫЛ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КЦ «ТЕКЕЯН» РУБЕН МИРЗАХАНЯН. Он поздравил художниц с очередным «выходом в свет», а посетителей - с возможностью соприкоснуться с эстетикой авторского батика. «Выставка важна тем, что знакомит широкую публику и ценителей искусства с современными мастерами армянского батика. Не будучи традиционным для нашего народа видом искусства, батик давно обрел в Армении национальные очертания, что еще раз подтверждают представленные сегодня в центре «Текеян» шелковые полотна, - сказал Рубен Мирзаханян. – В том, что батиком занимаются женщины, есть своя закономерность: этот вид творчества требует особого осмысления красоты, тонкости исполнения и красочности выразительных средств, которые должен использовать мастер росписи по шелку».

 Выставка работ в технике батика в Культурном центре «Текеян»Директор музеев Первопрестольного Эчмиадзина, иеромонах Тер Асохик Карапетян благословил событие, его устроителей и собравшихся, отметив важную роль центра «Текеян» в пропаганде армянского искусства:

 - Женщина от Бога наделена талантом и большими способностями. Ей дано счастье воспроизводить потомство, распространять добро и красоту, быть хранительницей не только домашнего очага, но и наследия своего народа. Выставка «Шелковая весна» - отражение безграничных творческих возможностей человека, воплощенное благодаря умелым рукам и эстетическому вкусу женщин. В наши дни женщины-творцы нередко превосходят мужчин как в сфере живописи, так и в искусстве традиционной армянской миниатюры, что не только отрадно, но и похвально. Желаю нашим мастерицам всегда держать руку на пульсе времени, отражать в своих работах как радости бытия, так и важные национальные идеи, которые представлены на нынешней выставке,- сказал Тер Асохик.

ИЗВЕСТНО, ЧТО ИСКУССТВО БАТИКА ПРИШЛО К НАМ С ВОСТОКА и, не являясь аутентичным для Армении, довольно быстро прижилось здесь, став, как отметила на открытии выставки Гоар Мачкалян, частью армянского декоративно-прикладного искусства, имеющей безграничные возможности.

«Шелк стал для нас не только материалом для создания разных аксессуаров с росписью. Он стал холстом, на который мы выплескиваем свои чувства, переживания, мысли и наносим краски своей женской души. Более того, батик - средство, позволяющее знакомить мир с армянской культурой, древними орнаментами, узорами и символами, средневековой миниатюрой и рукописями – всем тем, что лежит в основе нашего богатого и древнего культурного наследия, - сказала Гоар Мачкалян. – Благодаря батику мы можем творить свободно и в то же время быть миссионерами, проводниками в мир наследия предков».

Гоар Мачкалян занимается батиком уже более 20 лет, она познала все его возможности и секреты и сегодня отдает предпочтение работе с армянским шелком. Если ранние ее картины были неким поиском творческого кредо, авторского я, то на выставке «Шелковая весна» она предстает уже как зрелый художник, глубоко связанный с историей своего народа, его богатым культурным наследием. Сочетая технику росписи по ткани и принт, Гоар Мачкалян насыщает свои картины глубоким содержанием, связывая в одном полотне содержащуюся в древних манускриптах мудрость и филигранную работу армянских резчиков по камню, достижения христианской архитектуры и орнаменты ковров. Чтобы усилить эмоциональное воздействие на зрителя, художница использует сепию, придавая ей оттенок старины. На выставке представлены и красочные композиционные полотна художницы. Работы Гоар Мачкалян  находятся в галереях и частных коллекциях разных стран.

 Выставка работ в технике батика в Культурном центре «Текеян»Арменуи Сагдасарян обратилась к искусству батика в 2015 г. и практически сразу же поняла, что необычное творчество привлекает ее безграничными возможностями и неким таинством. Уроженка Ливана, она была знакома с восточными традициями батика, а вот как используется эта техника в Армении, ей еще предстояло узнать. И она открыла для себя не только сам этот вид искусства, но и возможность связать его тонкими нитями с армянской сутью и в то же время  сказать в этом искусстве новое слово. Изучив особенности армянского алфавита, каллиграфии и миниатюры, Арменуи по-своему интерпретировала их в росписи по шелку. Она изучала историю Армении, ее древнюю культуру дохристианского, а затем христианского времени, символику, орнаменты, узоры и способы их передачи, опираясь на такие понятия и категории, как вечность, верования древних армян, их переход в христианство и связанное с ним создание армянского алфавита, открывшего новую страницу в армянской истории. В то же время, как отметила на открытии выставки искусствовед Ивет Таджарян, в работах Арменуи Сагдасарян есть важная особенность, отличающая армян Спюрка от уроженцев Армении: это  взгляд на Родину издалека и страстное стремление воссоединиться с ней, как минимум, через истоки культуры своего народа.

Тания Мазеджян также уроженка Ливана, оказавшаяся в Армении уже в зрелом возрасте и обретшая здесь Родину. Ее батиковые картины – золотая середина между Западом и Востоком, Ливаном и Арменией, в них отражены ее размышления и эмоции, говорящие о творческом поиске, в состоянии которого пребывает художница.

«Наши мастерицы отошли от традиционных методов живописания в технике батика и попытались найти свою нишу, сказать свое авторское слово, вдохновляя тем самым других художников на эксперименты и поиск новых решений», - отметила Ивет Таджарян.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПАМЯТНИКИ КАШАТАГА В КНИГЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
      2024-04-27 11:14

      "Историко-культурное наследие Нагорного Карабаха в зонах конфликта" - так названа объемная книга-альбом, вышедшая на днях в Ереване на английском языке и презентованная в Музее истории Армении. Мероприятие было приурочено ко Дню памятников и исторических мест и собрало полный зал ереванцев, беженцев из Арцаха, а также занимающихся арменоведением иностранцев - всех тех, кому небезразлична судьба монастырских комплексов, церквей, крепостей, мостов, хачкаров, надгробий с армянскими надписями и других немых свидетелей многовекового присутствия армян на этой древней земле.

    • АРМЯНСКИЙ СЛЕД КИПРА
      2024-04-25 12:06

      Прошедшая в Доме камерной музыки им. Комитаса фотовыставка "Армянские памятники Кипра" вызвала широкий интерес армяно-греческой общественности нашей страны, а также гостей из Кипра, представляющих как армянскую диаспору островного государства, так и его общественно-политические круги. Познакомиться с армянским историческим следом на дружественном Кипре собрались также деятели разных сфер Армении и Арцаха. Среди гостей были глава Международной школы UWC-Дилижан Адам Армански, председатель Армянского национального комитета Кипра Акоб Казанджян, профессор хирургии, бывший член Европарламента, представляющая интересы Армении и Арцаха, Элени Теохарус, профессор, хирург и бывший председатель НС РА Ара Баблоян, Омбудсмен Республики Арцах Гегам Степанян, бывший госминистр Арцаха Артак Бегларян и другие. Выставка сопровождалась концертом: в исполнении музыкантов Государственного камерного оркестра Армении звучали народные, классические и другие произведения двух наших стран. Событие состоялось за несколько дней до Дня памяти жертв Геноцида армян 1915 г., который вместе с армянами больше ста лет назад пережили греки и ассирийцы.

    • Рубен ГАЛИЧЯН: "АЗЕРБАЙДЖАН СТРЕМИТСЯ УСТАНОВИТЬ КОНТРОЛЬ НАД АРМЕНИЕЙ"
      2024-04-25 11:40

      "Подписание мирного договора с Азербайджаном не даст Армении никакой безопасности. Безопасность можно завоевать одним путем - созданием мощной системы вооружений, равной с азербайджанской по своим возможностям. Это позволит противостоять поползновениям "соседей", в противном случае мы продолжим терять территории и суверенитет", - заявил на прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" известный исследователь-картограф, автор многочисленных книг и статей по истории и картографии Кавказского региона Рубен Галичян.

    • Овик АВАНЕСОВ: "ПАМЯТНИКИ СЕЛ ТАВУША БУДУТ СТЕРТЫ, КАК И КАНАЧ ЖАМ В ШУШИ"
      2024-04-24 10:15

      В рамках прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" кавказовед, защитник культуры из Арцаха Овик Аванесов выступил с докладом о задачах сохранения культурного наследия в приграничных зонах РА и связанные с этим вызовы. Он обратил внимание на два главных аспекта вопроса - физическую и нефизическую составляющие охраны памятников культуры и истории. По его мнению, физический аспект, в частности в Тавуше, изменился после эскалации 2014 г. и стал более явным после 44-дневной войны в Арцахе в 2020 г., когда азербайджанские ВС незаконно вторглись и заняли некоторые участки суверенной территории Армении, расположив там боевые отряды. Это стало угрозой не только местному населению, но и историко-культурным памятникам, поскольку и культурные ценности, и люди стали мишенью для вражеских сил.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ТВОРЧЕСТВО АЙВАЗОВСКОГО В МАРКАХ И ОТКРЫТКАХ
      2023-07-29 11:25

      29 июля (по старому стилю – 13 июля) 1817 года родился великий живописец Ованес Айвазовский 29 июля с 11 утра любители творчества художника смогут принять участие в церемонии у памятника Айвазовскому в Ереване и возложить цветы. Поклонникам мариниста будет интересно ознакомиться с экспозицией почтовых марок и открыток, посвященных творчеству Айвазовского. Выставка проходит в Центральной библиотеке им. Аветика Исаакяна в Ереване и продлится до конца недели. Аналогичная выставка проходила в разные годы в Минске, во Львове, Ереване и Санкт-Петербурге.

    • СИНТЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО АНАТОЛИЯ АВЕТЯНА
      2023-06-17 10:36

      В Союзе художников Армении прошла выставка авторских работ одного из талантливейших мастеров отечественного арта Анатолия Аветяна. Рассчитанная на одну неделю выставка продлилась еще 7 дней, что позволило большему числу ереванцев и гостей столицы соприкоснуться с магией творчества Аветяна, в которой живопись гармонично сливается с техникой работы по металлу, а декоративность одних панно лишь подчеркивает глубину замысла других.

    • ГОГЕН, ПИРОСМАНИ И... ПАШИНЯН
      2023-06-14 13:07

      Случаются в нашем искусстве события, которые иначе чем эпохальными не назовешь. В аннотации так и сказано - иллюстрация того, "какие концепции и эстетики открываются в живописи и, в целом, в актуальном искусстве дня сегодняшнего, и какие изменения происходят в искусстве и, в целом, в обществе в армянском контексте".

    • ТАЙНА МУЗ ВЛАДИМИРА АБРАМЯНА
      2023-03-13 09:58

      «Карине», «Рузанна», «Гаяне», «Сатеник», «Алла», «Вардуи», «Дама в сомбреро», «Женщина в красном», «Цыганка»... Эти и другие женщины «собрались» на днях на цокольном этаже Малого концертного зала «Арно Бабаджанян», чтобы всем вместе предстать перед публикой и раскрыть секрет, объединивший их однажды и навсегда.