Последние новости

ВСЛУШАТЬСЯ В "ВЕЛИКУЮ ТИШИНУ"

Кто платит деньги, тот заказывает музыку...

Международный театральный фестиваль в Гюмри, который пройдет при очень нехилой финансовой поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта Республики Армения, мэрии Еревана, мэрии Гюмри и областной администрации Ширака - всех "сопредельных" государственных структур - можно было бы назвать редким здоровым проявлением культурной политики. Если бы только в бочку меда не добавили большую ложку дегтя, и к здоровой культурной политике не присоседилась бы просто политика. Точнее, не "просто", а политика подлая, то есть актуальная, в данном контексте таки откровенно кощунственная.

Большой театральный Праздник возьмет в Гюмри старт ... 24 апреля, в День Общенациональной Памяти и Скорби.

Если перефразировать знаменитую горинскую фразу - "Сначала планировалась скорбь, потом - праздники. Потом решили совместить"...

В КАКОЙ ЦИНИЧНОЙ ИЛИ ПРОСТО БОЛЬНОЙ ГОЛОВЕ РОДИЛАСЬ ЭТА НАРЯДНАЯ МЫСЛЬ?.. Очевидно - в одной, общей, единой. Государственной. Если судить по списку многочисленных госорганизаторов-спонсоров, определение "государство, больное на всю голову" - самое оно, собирающее отдельные части в тот самый, единый паззл.

И вот только не надо сказок про то, что открывается фестиваль 24 апреля спектаклем Ереванского Драматического театра им. Капланяна "Великая тишина" по пьесе Перча Зейтунцяна, посвященном теме армянского Геноцида! Бедный Перч Арменакович, для которого память о жертвах Геноцида армян 1915 года, память о крестной муке своего народа и требование справедливости и возмездия были не только темой творчества, но темой жизни...

"Великая тишина" не спасет. Вообще с тишиной выходит как-то не очень. И дело не только в искристой парадоксальности совмещения - "День Общенациональной Скорби" и "Пара -Тон", Праздник Чествования. Если не играть словами, а взирать на лица, на лица конкретных организаторов, исполнительных продюсеров фестиваля, профессионалов своего дела, можно не сомневаться, что ослепительно-торжественная сторона действа будет свинчена по полной программе. Так, чтобы праздник, как йод, заполнил бронхи гюмрийцев и гостей города настолько, чтобы - не выдохнуть. Где уж там думать о памяти полутора миллионов соотечественников, павших под ударами турецкого ятагана, распятых, разрезанных на куски.

Исполнительных продюсеров не обвинишь - они просто делают свое дело, которое умеют делать хорошо. А кто платит деньги, тот заказывает музыку... Не исключено даже, что перед началом спектакля "Великая тишина" зал почтит вставанием память жертв Геноцида - все-таки вдаваться в крайности не стали, какую-нибудь развеселую комедию на день открытия 24 апреля не поставили. И на том спасибо!.. Но гюмрийский театр вмещает порядка 600 зрителей, которые так или иначе приобщаться к "Великой тишине". А вообще и дальше большой театральный праздник - 20 спектаклей, практически все театры Армении, плюс гости из Тбилиси и Санкт-Петербурга - как ластиком сотрет память о Геноциде армян 1915 года в Османской империи и Геноциде армян 2023 в Арцахе, сотрет память о тысячах наших солдат, погибших за эту землю и эту страну, которая на наших, уже и не изумленных глазах становится едва ли не с каждым днем все меньше и меньше. Словом, сотрет все "мелкие неприятности"...

ЖИЗНЬ, КОНЕЧНО, ПРОДОЛЖАЕТСЯ. ОНА ПРОДОЛЖАЕТСЯ ВСЕГДА - ДАЖЕ ПОСЛЕ ВОЙНЫ И ДАЖЕ ПОСЛЕ ГЕНОЦИДА. Но, Господи, до чего глубоко тошнительны все эти дешевые приемчики по стиранию памяти. До чего глубоко тошнительны все эти методолги, пиарщики, манипуляторы общественным сознанием, все эти деконструкторы и популяризаторы "новой европейской мысли", все эти интеллектуальные спекулянты и теоретики армянского небытия.

Впрочем, почему теоретики - уже и практики. И только от нас самих зависит, позволим ли мы им "практиковать" до тех самых пор, пока теория армянского небытия станет реальностью.

"Без прошлого нет будущего". Как ни малосимпатичны всяческие штампы, но тот самый случай, когда без трюизма этого не обойтись. И для того, чтобы не когда-нибудь, а когда-нибудь в обозримом будущем услышать голос армянского Возрождения, 24 апреля, в День Общенациональной Памяти непременно нужно вслушаться в "Великую тишину". Впрочем, на данном историческом этапе нам стоит вслушиваться в нее почаще.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ" - НО СВЕТ БЕЗУСЛОВНО НАСТУПИТ!
      2024-11-21 10:33

      "Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической?  В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".

    • "ТЕАТРАЛЬНАЯ АКУСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА – ШКОЛА, СПОСОБНАЯ БЫТЬ УСЛЫШАНОЙ"
      2024-11-20 10:25

      Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...

    • НАЙТИ ТО, ЧЕГО СЕГОДНЯ ВСЕМ ТАК НЕ ХВАТАЕТ...
      2024-10-29 10:55

      С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.

    • "ПАРАДЖАНОВ-100" – ВЕЧНОСТИ ЗАЛОЖНИК У ВРЕМЕНИ В ПЛЕНУ
      2024-10-28 10:57

      Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ВЕЧНЫЙ СВЕТ" ПРИДЕТ В 2025 ГОДУ?
      2024-07-26 10:25

      "Знаете, почему я не использую слова? Портреты, дела, звуки, голоса, шум, музыка... все вместе говорит больше, чем слова. С помощью музыки и лиц вокруг фильма выстраивается "эмоциональное поле". Я стремлюсь к тому, чтобы звукозрительное сочетание уподоблялось не физической смеси элементов, а их химическому соединению. Я монтирую не только имеющиеся кадры, но и отсутствующие. Именно в этом причина того, что вы, смотря фильм, находите в нем что-то новое. Весь фильм создан, но половина фильма, половина кадров отсутствуют. Однако благодаря монтажу, музыке и образам они присутствуют в подсознании", - написал когда-то Артавазд ПЕЛЕШЯН, классик мирового кинематографа, которого Сергей Параджанов назвал «одним из немногих подлинных киногениев»...

    • "ВСЕ НЕЛЕГКО, НО ЛЮДИ КУЛЬТУРЫ ПРОДОЛЖАЮТ ЗАНИМАТЬСЯ ТВОРЧЕСТВОМ"
      2024-07-12 10:48

      Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран.  Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване.  Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.

    • ТРАДИЦИИ + НОВАЦИИ = ПЕРСПЕКТИВА
      2024-06-20 10:37

      "Хочу сказать не как председатель жюри, а как человек, который следил за жизнью форума, я получил несказанное удовольствие! И от спектаклей, и от встреч, и от той лабораторной работы, которая шла. Я хочу поблагодарить всех за то, что в наше сложное время вы, мы занимаемся театром, тратим на это наши силы, нашу жизнь. На это прекрасное, может быть, немножко странное, но очень благородное дело. Занимаемся театром, который объединяет людей!" - говорил Евгений Писарев, заслуженный артист России, художественный руководитель Московского драматического театра им. Пушкина.  В начале июня в Алматы проходил V Международный молодежный театральный форум стран содружества, Балтии и Грузии.

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…