Последние новости

"ЕРЕВАН: С КРЕСТОМ ИЛИ НА КРЕСТЕ"

Новая книга Ариса КАЗИНЯНА

В апреле выйдет в свет книга обозревателя "ГА" А. Казиняна "Ереван: с крестом или на кресте", рассказывающая об истории политического развития Араратской долины и Еревана в промежутке почти тысячелетнего мусульманского владычества. Это одна из первых попыток фиксации и осмысления пестрого спектра внешнеполитических и внутренних процессов, которые прямо или опосредованно обусловливали характер развития местности в VII – XIX вв., предопределив в конечном итоге неизбежность выделения именно Еревана как главного политического и национального центра Армении.

Cегодня Араратская долина и город Ереван превратились в мишень азербайджанской информационной агрессии. Баку последовательно тиражирует тезис об "исконно азербайджанской" принадлежности земель, на которых располагается армянская столица. Проблематика исконного Азербайджана детально рассмотрена автором в исследовании "Полигон "Азербайджан", изданном в 2011г. при поддержке Центра общественных связей и информации аппарата президента РА. Новая книга, вышедшая в свет в сотрудничестве с тем же центром, в некотором смысле продолжение предыдущей.

Наша беседа с Арисом об истоках пантюркистских притязаний на Ереван.

Церковь Гетаргел, 13 век

- Отдельные комментаторы склонны трактовать такую политику бакинских властей в контексте "азербайджанского ответа на армянскую оккупацию Нагорного Карабаха". Азербайджанский радикализм вставляется, таким образом, в некую "естественную оправу" и не приковывает к себе специального внимания.

- Тем самым игнорируется важнейший аспект проблемы: притязания Азербайджанской Республики на Ереван озвучивались с момента провозглашения в 1918г. этой формы тюркской государственности и с самого начала подчинялись пантюркистским целям. Обращения азербайджанских властей к Араратской долине и Еревану как к "неотъемлемой части Азербайджана" - это не разработка сегодняшнего дня, это не придуманный здесь и сейчас "азербайджанский ответ на армянские притязания". Они базируются на пантюркистском идеологическом фундаменте.

Подобные обращения необходимо воспринимать в контексте конкретного стратегического курса, который очень громко и недвусмысленно заявил о себе еще до советизации региона и укладывался в теорию программы по окончательному очищению региона от "инородных элементов" и формированию сплошной тюркской полосы между Эгейским и Каспийским морями.

- В этот контекст, видимо, вписывается и тот факт, что с 1909-1910гг. и особенно в годы Первой мировой войны младотурецкое правительство осуществило на западноармянских землях - в пределах Османской империи - резню коренного армянского населения, лишив один из древнейших центров культурного освоения автохтонного хозяйственника...

- В отличие от этнорелигиозных притеснений, массовых избиений и погромов, которые имели место в предшествующие века, армянская резня начала прошлого века подчинялась программе зародившегося пантюркизма и помещалась в контекст провозглашенных этой идеологией целей. По убеждениям идеологов пантюркизма, административные единицы в составе Российской империи с существенным тюрко-татарским населением также обрекались "самой историей" на "собирание" под османской эгидой. В Закавказском регионе речь шла в первую очередь о восточноармянских землях, неравномерно распределенных в пределах одной Карсской области и трех губерний - Эриванской, Елисаветпольской и Тифлисской.

К началу 1918 г. поражение военно-политического блока центральных держав, в состав которого вместе с Германией, Австро-Венгрией и Болгарией входила также Османская империя, не вызывало сомнений. Однако нюанс состоял в том, что к тому времени американским президентом Вудро Вильсоном уже был разработан проект мирного договора, который в качестве документа о послевоенном устройстве и должен был лечь в основу Версальского мира. Речь шла о формировании в условиях распада четырех империй - Российской, Османской, Австро-Венгерской и Германской - новых государств, но что особенно важно - нового института регулирования международной политической жизни - "общего объединения наций", получившего позже название "Лига наций".

Гробница апостола АнанииПантюркистское руководство младотурецкой партии, предметно осознававшее не только неминуемость скорого поражения в войне, но также и прикладное значение "вильсоновской разработки", попыталось, особенно на фоне краха Российской империи, сыграть на опережение и воспользоваться тенденциями дня, а именно: теми пунктами документа о послевоенном устройстве, которые предусматривали право народов на политическое самоопределение.

Именно поэтому в течение нескольких месяцев 1918г. на восточноармянских и восточнозакавказских землях о своей независимости вдруг заявили суррогатные "тюркские демократические республики" - Азербайджанская, Аразско-Тюркская и Юго-Западная Кавказская. Последние две провозгласили независимость сразу после выхода Османской империи из войны и подписания 30 октября 1918г. Мудросского перемирия. Это принципиальный момент: османские власти, которые, согласно подписанному документу, обязывались покинуть регион, предприняли попытку совместить несовместимое: вывод своих армейских частей компенсировать созданием на тех же землях "своих" форм государственности.

С провозглашения этих республик и стартовал современный этап притязаний на Араратскую долину и Ереван. Тюркские образования призваны были предотвратить перспективу международного признания Армянской Республики, территорию которой они охватывали в своих заявленных границах. Пантюркисты намеревались поглотить пространство до Каспия и расчистить дорогу на Туран. Как справедливо указывал русский дипломат Андрей Мандельштам, "туркам нужно было уничтожить инородный клин, вонзившийся между Турцией и Азербайджаном".

- Аразско-Тюркская и Юго-Западная Кавказская республики провозгласили независимость в пределах уже существующей Армянской Республики. То есть еще задолго до нынешнего этапа карабахской проблемы Турция и ее марионеточные образования уже были нацелены на Араратскую долину и Ереван.

- Одним из кураторов двух республик был османский генерал Якуб Шевки-паша, который в мае 1918г. начал продвижение на Ереван. В течение недели ожесточенные бои велись в Сардарапате. Как отмечает британский историк Кристофер Уолкер, "если б армяне проиграли Сардарапатскую битву, то, вполне возможно, слово "Армения" сохранилось бы только как термин исторической географии". Попытка сдать в архив исторической географии понятие "Армения" была предпринята пантюркистами и в 1919г., когда начались военные действия против Армении, обреченные на скорое перерастание в войну между Армянской и Азербайджанской республиками.

Аванский храмОднако опосредованное участие Турции в войне было настолько прямым, а скрытый характер ее воздействия настолько явным, что турки серьезно рисковали предстать перед британским командованием мишенью для обвинений в нарушении пунктов Мудросского перемирия со всеми вытекающими последствиями. Осознание Турцией подобной угрозы вкупе с британским давлением, которое она испытывала в этой связи, позволили армянской армии ликвидировать в апреле 1919г. Юго-Западную Кавказскую, а в июне - Аразско-Тюркскую республики, что, впрочем, спровоцировало войну между Арменией и Азербайджанской Республикой. Тогда-то Эриванская губерния и Эриванский уезд и были названы "неотъемлемой частью Азербайджанской Республики".

- То есть сразу после падения Аразско-Тюркской и Юго-Западной Кавказской республик Араратская долина уже была названа "землей Азербайджанской Республики", которая осталась единственным из трех суррогатных тюркских образований, уцелевшим в водовороте военно-политических потрясений. Очень похоже на заявления Гейдара Алиева о том, что "современная Армения – это Западный Азербайджан".

- Речь как раз и идет о преемственности политического курса. Более того, с советизацией Закавказья пантюркистские идеи по учреждению на территории Восточной Армении суррогатных форм тюркской государственности были реанимированы и увенчались фактическим восстановлением - в той или иной форме, под тем или иным названием - Аразско-Тюркской и Юго-Западной Кавказской республик. Ведь именно в годы большевистско-турецкого стратегического партнерства были подписаны документы, по которым Карсская область и Сурмалинский уезд Эриванской губернии отошли к кемалистской Турции, а земли Нахичеванского и отчасти Шаруро-Даралагязского и Эриванского уездов Эриванской губернии – Советскому Азербайджану.

Известно, что азербайджанская нация сформировалась в тридцатые годы прошлого века из разрозненной среды десятков племенных объединений – выходцев из Центральной Азии. Казалось бы, одного этого фактора уже достаточно для разоблачения азербайджанских притязаний на Арцах, Зангезур, Араратскую долину и Ереван. Тем не менее не следует, особенно перед международной читательской аудиторией, ставить исключительный акцент на возрастных характеристиках той или иной этнокультурной общности - ведь в мире существуют более древние и менее древние нации. Отдельно взятый возрастной фактор никак не может претендовать на статус нравственного мерила, определяющего степень правоты одной из конфликтующих сторон. Нельзя в качестве отдельного политического аргумента рассматривать и функцию аборигенности-пришлости. Уязвимость такого подхода - в его несостоятельности в качестве механизма всеобщего дипломатического одобрения и понимания. Те же американцы, которые одновременно являются и молодой, и пришлой нацией, объективно не в состоянии принять подобные аргументы.

При представлении природы азербайджанских притязаний нужно проявлять комплексный подход и рассматривать все без исключения факторы в единой системе ценностей. Только в этом случае возможно вскрытие злободневности каждого из указанных факторов. Философия азербайджанских притязаний на материальное и духовное наследие целого региона зиждется не столько на молодости и пришлости этой нации, сколько на неизменности тех выдуманных ценностей, вокруг которых и собиралась в конце Первой мировой войны Азербайджанская Республика, а двадцатью годами позже - и азербайджанская общность.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • GREENWASHING АЛИЕВА: ЧЕМ ОТВЕТИТ ПАШИНЯН ЛУИСУ МОРЕНО ОКАМПО?
      2024-07-25 09:09

      «Это самое опасное, что может произойти. Потому что тем самым Армения подыграет и послужит азербайджанской пропаганде», - заявила в недавнем интервью «ГА» французский общественно-политический деятель Хильда Чобоян, комментируя возможность участия Армении в конференции СОР29 в Баку. Спустя всего две недели появилась новость о приглашении главы МИД РА Мирзояна принять участие в этом глобальном климатическом мероприятии ООН, право на проведение которого Азербайджан добился в результате очередной циничной сделки с пашиняновским режимом.

    • «МЫ, НИКОЛ ПЕРВЫЙ» И АНДРЕАСЯН В ПРИДАЧУ
      2024-07-13 09:45

      Сейчас уже мало кто вспоминает о том, как Пашинян 6 лет назад сам себя нарек «народным варчапетом», как вдохновенно врал о том, что «в Армении 3 миллиона варчапетов», и что важнейшие для страны вопросы будут решаться на «Агоре» - площади Республики. Этот субъект так часто и нагло врал по судьбоносным для государства и нации вопросам, что эти (как и множество других) дешевые популистские заявления и обещания давно забыты в силу своей «незначительности» на фоне более глобальных проблем.

    • ХИЛЬДА ЧОБОЯН: НОВАЯ СТРАТЕГИЯ ВЛАСТЕЙ РА В ОТНОШЕНИЯХ СО СПЮРКОМ ОБРЕЧЕНА НА НЕУДАЧУ
      2024-07-10 09:23

      Окончание. Начало интервью здесь. Собеседник «ГА» - глава парижского Центра права и урегулирования конфликтов «Кавказ», известный французский общественно-политический деятель Хильда Чобоян.

    • ХИЛЬДА ЧОБОЯН: МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ, ЕСЛИ НЕТ «ДВИЖКА»
      2024-07-08 09:05

      Руководитель парижского Центра права и урегулирования конфликтов «Кавказ» Хильда Чобоян хорошо знакома читателям: в «ГА» не раз публиковались интервью с проживающей в Лионе нашей соотечественницей. На этот раз мы поговорили с ней на актуальные темы, касающиеся армянских пленных, предстоящей в Баку конференции ООН об изменении климата СОР29, намерении властей РА переформатировать отношения с Диаспорой.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ОТКУДА НА ЗЕМЛЕ КИСЛОРОД: ВЫШЛО ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ УЧЕНОГО АРТЕМА ОГАНОВА
      2024-07-03 09:35

      Всемирно известный ученый армянского происхождения, популяризатор науки Артем Оганов сообщил о выходе новой редакции книги для детей "Химия. Атомы, молекулы, кристаллы". Первое издание книги под названием "Химия с Артемом Огановым" (2022 год) не только оказалось успешным по продажам, но и удостоилось премий. За эту книгу Оганов получил Всероссийскую премию "За верность науке" и две премии просветительского общества "Знание".

    • Издана книга «Государственная политика вандализма в Азербайджане»
      2024-06-21 11:26

      Предстоятель Арцахской епархии ААЦ, епископ Вртанес Абрамян издал книгу «Государственная политика вандализма в Азербайджане».

    • 120-ЛЕТНИЙ ПУТЬ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ АРМЕНИИ
      2024-04-27 09:56

      Вышла в свет книга Рубена ГРДЗЕЛЯНА "История железных дорог Армении", изданная по заказу ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога".  Автор, филолог по образованию, отмечает в предисловии, что дорога создавалась в одном государстве, пережила три государства-собственника, приходила в полный упадок и возрождалась. 

    • УРОКИ АРМЕНИИ ВЛАДИМИРА ПОЗНЕРА
      2024-04-25 10:44

      "Я хочу поблагодарить всех людей, которые работали над моей книгой. Никогда не думал, что она будет переведена на армянский язык. Сказать, что она переведена на немецкий или французский язык - ну, подумаешь! А все-таки на армянский… Это предмет моей гордости!" - эти слова, произнесенные Владимиром Познером в Ереване в мае 2019 г., когда вышел в свет армянский перевод его книги "Прощание с иллюзиями", он, скорее всего, повторил бы и теперь.  В Центре "Текеян" состоялась презентация книги "Владимир Познер. Мое сердце на армянской стороне", автором-составителем которой стал известный армянский журналист Серго ЕРИЦЯН.