Последние новости

ШЕКСПИРОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ - С НАДЕЖДОЙ НА ЛУЧШИЕ ВРЕМЕНА

Сегодня в Национальном академическом театре им. Г. Сундукяна спектаклем "Король Джон" возьмет старт ереванский Международный театральный шекспировский фестиваль, который пройдет в нашей столице уже в восьмой раз.

ЗА УЖЕ ПОРЯДОЧНУЮ ИСТОРИЮ СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ ЕРЕВАНСКИЙ ШЕКСПИРОВСКИЙ успел сделать себе имя и завоевать поклонников. В его рамках ереванскому зрителю довелось в разные годы воочию увидеть нашумевшие спектакли именитейших театров - МХТ им. Чехова, Et Cetera, тбилисские театры им. Руставели и Марджанишвили, французская труппа Ирины Брук... Благодаря фестивалю на авторитетных площадках Польши, Румынии, Венгрии, Москвы состоялись показы наших лучших шекспировских спектаклей. Но, как ни парадоксально, появление в нынешнем году Шекспировского фестиваля в нашей культурной панораме вызвало в определенном смысле удивление. Ведь сколько раз его основатель и директор Акоп Казанчян прилюдно божился, что "это - в последний раз", что больше никогда и ни за что он не ввяжется в этот тяжелый проект, который, оказывается, никому не нужен. Под "никому", естественно, следует понимать отнюдь не людей театра и публику...

шекспировский фестиваль"Я действительно каждый раз даю себе слово бросить это дело и каждый раз не выдерживаю, - признается директор фестиваля, - все-таки безумно жалко всех трудов, контактов, возможностей и перспектив для наших театров, которые открывает этот фестиваль. С одной стороны, ни для кого не секрет, что привезти большой спектакль со звездными актерами, которые наша публика действительно жаждет видеть, стоит серьезных денег. Мне до смерти надоело каждый раз ходить с протянутой рукой к потенциальным спонсорам, долго объяснять, что людям нужны не только "мероприятия", но и настоящее искусство... С другой стороны, спасибо - фестиваль выписан отдельной строкой в бюджете Министерства культуры. Этих денег явно недостаточно, чтобы провести масштабный фестиваль с "именами", но, с другой стороны, отказаться от него полностью, перечеркнуть десятилетиями формировавшуюся традицию и очевидные перспективы тоже рука не поднимается. Мы обсуждали этот вопрос с министром Асмик Погосян. Возможно, будем проводить Шекспировский раз в два года с финансированием "один год за два". Будем работать и ждать более просвещенных спонсоров". Словом, как и многое в нашей жизни, Шекспировский фестиваль состоится - во многом не "благодаря", а "вопреки".

В ПРОШЛОМ ГОДУ УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ АНДЖЕЙ ЖУРОВСКИЙ - ШЕКСПИРОВЕД С МИРОВЫМ ИМЕНЕМ, автор многих книг и монографий, человек энциклопедических знаний, красавец-мужчина, лекциями которого заслушивалась и ереванская аудитория. Он был постоянным гостем фестиваля - благодаря уговорам и обещаниям поддержки Анджея Журовского, многие годы руководившего авторитетнейшим Шекспировским фестивалем в Гданьске, Казанчян и запустил проект в Ереване, а на Гданьском фестивале с успехом выступали наши театры им. Капланяна и Пароняна, ТЮЗ, отдельные моноспектакли. В рамках нынешнего ереванского Шекспировского состоится вечер памяти знаменитого шекспироведа. В программе фестиваля представлен и спектакль "Шейлок", который поставлен в Варшавской театральной академии по инсценировке, сделанной Анджеем Журовским. В главной роли выступит знаменитый польский актер Петр Конрад, в чьем мастерстве армянский зритель уже имел возможность убедиться несколько фестивалей назад. Польшу будет представлять также Наталья Вилка, сделавшая моноспектакль, объединивший несколько пьес величайшего драматурга всех времен и народов.

Этим же путем - соединить воедино несколько шекспировских пьес - пошел и широко известный в Европе театральный деятель, режиссер, директор одного из самых масштабных Шекспировских фестивалей Эмиль Борогина. За неделю пребывания в Ереване он не только покажет свой спектакль - пообещал отсмотреть максимальное количество ереванских шекспировских спектаклей, и надежда попасть на руководимый им авторитетнейший фестиваль в румынской Крайове будоражит умы наших артистов.

шекспировский фестивальФранко-итальянский проект парижского культурно-театрального центра "Аванти" представит на суд ереванского зрителя свою версию "Отелло" - мавританская страсть в исполнении актера-итальянца Луиджи Черри. И - пусть не звездный, но большой - масштабный спектакль в двух актах, на который ходит не только охочая до экспериментов и инноваций молодежь, в рамках фестиваля все же предусмотрен. "Двенадцатая ночь" Государственного драматического театра им. И. Гончарова из Ульяновска в постановке народного артиста РФ, лауреата Государственной премии А. Копылова. Это для любителей академизма, солидных декораций, шикарных, соответствующих эпохе костюмов, а главное - верности букве автора.

ТО ЛИ ЛЮБОВЬ К ШЕКСПИРУ, КОТОРУЮ ДЕЯТЕЛИ ТЕАТРА ДЕКЛАРИРУЮТ, С ГОДАМИ МЕРКНЕТ, то ли шекспировские постановки, требующие серьезного творческого и материального ресурса, становятся непосильными, но армянская часть программы, а значит, и ереванские шекспировские постановки минувшего театрального сезона представлены весьма скупо. "Король Джон" в постановке Тиграна Гаспаряна на сцене Национального театра, сделанный, кстати, по заказу лондонской Шекспировской олимпиады и при ее финансовой поддержке, да моноспектакль народного артиста РА Армена Сантрасяна "Венецианский купец".

Итак, ереванский Шекспировский фестиваль берет старт. Смотром мировых театральных достижений он себя не провозглашает. Просто пытается выжить - в надежде на то, что времена, когда важность, нужность и престижность подобных акций будет понятна не только поклонникам театра, не за горами.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ГАМЛЕТ" КАК СУДНЫЙ ЧАС
      2022-01-19 09:42
      1944

      "Быть или не быть - вот в чем вопрос... Ну, а что там дальше вы все хорошо знаете"... Так, без пиетета произносится самый знаменитый монолог всех времен и народов в спектакле ереванского Камерного театра "ГАМЛЕТ", который даже сложно назвать трагедией. Верный собственной театральной теории отождествления режиссер спектакля, народный артист РА Ара ЕРНДЖАКЯН добивается того, что трагедия происходит не на сцене, а в душе зрителя. На сцене - грешный час лжи, вероломства и убийств, в душе зрителя - час осознания неискупимого греха, час нравственных мук, час расплаты.

    • ПОЭТ, КОТОРЫЙ БЫЛ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ
      2022-01-13 10:22
      4809

      "...Меня раздаривают щедро – Моё веселье и слова. Я чью-то душу чище ветра Отмою, чтоб была жива. А если завтра боль уложит В постель или беда пригнет, Что ж, завтра кто-нибудь, быть может, Хоть искру смеха мне вернет".

    • ...И НАСТУПИТ ГОД ПРОЕКТОВ ЖИЗНИ!
      2021-12-30 10:00
      5080

      "Глазами клоуна" - так называется великий поствоенный роман лауреата Нобелевской премии Генриха Белля. В период между двумя мировыми войнами в Европе стал популярным весьма неожиданный жанр - портреты клоунов. Не политиков, не богатых заказчиков, не прекрасных дам пишут представители нового искусства. Они пишут лица шутов под толстым слоем белил. Пикаcсо, Руо, Кес Ван Донген, Бюффе - все они рисуют растерянного человека, стоящего на круглой, как земной шар, и пустой, как пустыня, арене. Этот человек вообще-то должен, как предписано шутам историей культуры, говорить нам правду и нас смешить, но ему нестерпимо грустно...

    • ЦЕЛЬ, КОТОРАЯ СТАНЕТ ИСПОЛНЕНИЕМ МЕЧТЫ...
      2021-12-29 10:34
      4648

      Время на всем оставляет свой отпечаток. На смену шутливых и радостных, легко и просто отскакивающих от зубов новогодних пожеланий "здоровья и счастья в личной жизни" пришло глубокое понимание того, что жизнь - общая на всех, и желать и хотеть надо не "от зубов", а как-то по-настоящему. И тогда исполнения своих желаний не придется бояться. По крайней мере, деятели культуры уверены, что если подходить именно так, Новый год имеет шансы стать годом начала выздоровления и обретения себя.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ГАМЛЕТ" КАК СУДНЫЙ ЧАС
      2022-01-19 09:42
      1944

      "Быть или не быть - вот в чем вопрос... Ну, а что там дальше вы все хорошо знаете"... Так, без пиетета произносится самый знаменитый монолог всех времен и народов в спектакле ереванского Камерного театра "ГАМЛЕТ", который даже сложно назвать трагедией. Верный собственной театральной теории отождествления режиссер спектакля, народный артист РА Ара ЕРНДЖАКЯН добивается того, что трагедия происходит не на сцене, а в душе зрителя. На сцене - грешный час лжи, вероломства и убийств, в душе зрителя - час осознания неискупимого греха, час нравственных мук, час расплаты.

    • ЦЕЛЬ, КОТОРАЯ СТАНЕТ ИСПОЛНЕНИЕМ МЕЧТЫ...
      2021-12-29 10:34
      4648

      Время на всем оставляет свой отпечаток. На смену шутливых и радостных, легко и просто отскакивающих от зубов новогодних пожеланий "здоровья и счастья в личной жизни" пришло глубокое понимание того, что жизнь - общая на всех, и желать и хотеть надо не "от зубов", а как-то по-настоящему. И тогда исполнения своих желаний не придется бояться. По крайней мере, деятели культуры уверены, что если подходить именно так, Новый год имеет шансы стать годом начала выздоровления и обретения себя.

    • НАГРАДА - ЗА БЛАГОУХАНИЕ "ГАРДЕНИИ"!
      2021-12-09 09:57
      4545

      Спектакль ереванского Государственного Русского театра им. Станиславского "ГАРДЕНИЯ" и его постановщик Гор МАРКАРЯН встали на пьедестал почета IV Молодежного театрального форума стран Содружества, Балтии и Грузии, проходившего в первую неделю декабря в Ташкенте. Ура молодому режиссеру и красавицам-актрисам Русского театра, которые стали настоящими звездами фестиваля! Впрочем, все по порядку.

    • МОРСКОЙ ПРИЗ ФИЛЬМУ ИЗ АРМЕНИИ
      2021-11-25 09:59
      4751

      В конце сентября в Санкт-Петербурге прошел весьма необычный и уже 18-й по счету Международный кинофестиваль морских и приключенческих фильмов "Море зовет!". Фестиваль остался вне поля зрения общественности Армении, а зря, ведь среди 67 картин, отобранных для участия, значился и фильм из нашей  - самой "морской", как отшутились его авторы, страны.