ПЕТЕРБУРГ ПРИЗНАЛ В СВОЕМ ДОВЛАТОВЕ АРМЯНИНА
Решение художественного руководителя Русского драматического театра им. Станиславского, народного артиста РА Александра Григоряна повезти на авторитетный фестиваль "Балтийский дом", что проходит в Санкт-Петербурге, спектакль "Абанамат", поставленный по прозе Сергея Довлатова, следует рассматривать в категории "безумство храбрых". Но… кто не рискует, тот не пьет шампанского. А с золотым искристым шампанским сравнили питерские критики спектакль. Спектакль не только с армянским адресом, но и армянской душой.
КОНЕЧНО! КОНЕЧНО, НАДЕЖНЕЕ БЫЛО ПОВЕЗТИ В ПИТЕР РУССКУЮ КЛАССИКУ, которой в репертуаре нашего Русского театра достаточно – и хозяевам дома приятно, и самим спокойнее. Но в душе Александра Григоряна дух авантюризма победил стремление к предсказуемому "фестивальному благополучию". А может, это было не просто желание рискнуть, но и заявить громко и во всеуслышание, что ваш ленинградский Довлатов – это и наш армянский Довлатов. И, несмотря на предупреждение, что в Петербурге идет спектакль под таким же названием, несмотря на все технические трудности перевозки очень масштабной постановки, несмотря на вынужденное сокращение участников и экстренные вводы, Григорян решил не отступать. Так в программе фестиваля "Балтийский дом" появилось эпатажное для многих название "Абанамат!"
Сегодня, когда отгремели аплодисменты, переходящие в овацию, когда отзвучали все хвалебные речи из уст просто зрителей и суровых критиков, когда театр вернулся из города Сергея Довлатова в родной Ереван с заслуженным сознанием "Мы победили!", создатели спектакля могут спокойно оглянуться и оценить, чем же стал показ спектакля "Абанамат" для театральной публики Санкт-Петербурга. Города, где Довлатов родился, сформировался как литератор и откуда эмигрировал в США – чтобы стать одним из самых значимых русских писателей второй половины XX века.
"Вроде бы всем известно, что Довлатов – наполовину армянин, но, как вы догадываетесь, в России злоупотреблять этой информацией не любят, - рассказывает художественный руководитель театра и постановщик спектакля "Абанамат" Александр Григорян. - Как признавались критики, спектакль с самого начала произвел шок: выходит, армянский дед в овчинной папахе – живой прототип довлатовского персонажа. "Абанамат!" - и гомерический хохот зала. То есть в спектакль зритель вошел сразу. И не было ни одного критика, который не восторгался бы последней, "армянской" картиной. "Ошеломляющая", "потрясающая", "пронзительная" - вот эпитеты, которыми награждали эту сцену. Известный питерский критик Романова вообще сказала, что это сумасшедшая находка. Они признавались, что многим было не совсем ясно, откуда она вылезла, но зато для многих она проявила суть довлатовского духа. Спектакль даже назвали просветительским: интеллигенция Санкт-Петербурга, которая прекрасно знает Довлатова - на спектакль пришли люди, лично с ним знакомые, – признавалась, что никогда не задумывалась над его армянским происхождением. Все отмечали, что Довлатов в спектакле грустный, и тут же говорили: вот откуда эта печаль - от армянского истока! Вот это то, что они угадывали, прочитывали. И это стало для нас самым большим достижением. Хвалили актеров, отдельные сцены, но это самое главное".
ИЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ТЕАТР ИМ. СТАНИСЛАВСКОГО ПРИВЕЗ НЕ ТОЛЬКО воспоминания о восторженном зрительском приеме, но и аудиозапись обсуждения спектакля, в котором приняли участие с десяток авторитетных критиков из разных стран. Они отмечали и многие режиссерские находки Григоряна, и решение художника, построившего на сцене целую Потемкинскую лестницу из книг знаменитого автора, и прекрасные актерские работы. Но больше всего слов похвалы выпало на долю заслуженного артиста РА Фреда Давтяна, который, на первый взгляд, даже не играет Довлатова, а как бы выступает в спектакле от автора. "Фред Давтян приносит с собой такую армянскую грусть!.. А его молчание, - довлатовское молчание, наполненное многими смыслами молчание, говорит о высоком классе этого артиста", - сказала критик из Германии Нина Мазур. А критик-петербуржец заметил: "Такой любви к роли, как у Давтяна, я не видел лет двадцать - со времен, когда наши артисты выходили в спектаклях Георгия Товстоногова".
Сам Фред был умиротворен, как боец, выигравший суровый бой: "Санкт-Петербург – особый город для нас. Все мы считаем, что у нас петербургская психологическая актерская школа, так как наш мастер Александр Самсонович учился там. И поэтому ответственность в этом городе неимоверная, хотя мы уже лет 12 туда ездим. Но Довлатов в Питере – в Питере, который знает его наизусть, вдоль и поперек, зритель, который вместе с тобой произносит реплики... Ответственность возрастает в сто раз! Было очень трудно. Наверное, что-то и не получилось так, как хотелось. Но мы смотрели спектакли коллег из других стран - после первого акта зал заметно редел. А с нашего ни один человек не ушел. Так что, наверное, в основном получилось".
Тут артист явно поскромничал, потому что зал стоя аплодировал минут пятнадцать – уже после того, как отзвучали последние слова "Дле яман", когда была вручена грамота участника фестиваля и розданы все букеты.
"МЕНЯ МНОГИЕ СПРАШИВАЛИ, ОТКУДА ВЫ ЭТО АРМЯНСКОЕ НАЧАЛО УЛОВИЛИ, - делится А. Григорян. - В первую очередь в самих текстах Довлатова – сборник "Наши", рассказы о деде Степане, о том, как женился дядя Арам. Более того, опубликован его разговор с нашим выдающимся писателем Грантом Матевосяном, где Довлатов признается, что до встречи с Матевосяном не задумывался над тем, какой он национальности, и "вдруг встретился с человеком, который рассказал мне о моих истоках". Особенно когда Довлатову рассказали про Карабахское движение, он вскинул руки: "Господи, как мало я знаю об Армении!" Но в жилах его текла армянская кровь, и недаром говорят – кровь не водица. Недаром он вспоминает деда Степана, у которого отношение ко всему тупо советскому формулировалось одной фразой: "Абанамат!". Не знаю, родилась бы у меня идея поставить Довлатова, если бы не эта финальная армянская сцена, которую я буквально увидел и о которой мне в Петербурге говорили: "Мы все это читали – но чтобы сделать это поэзией армянского народа, армянской души, раскрыть армянскую боль!.." И главная фраза, которую отмечали все критики, - о том, что Америка хорошая страна, Россия - тоже, но мы здесь – чужие. И это главная мысль нашего спектакля, которая четко была прочитана".
В заключение приведем еще одну цитату – театрального критика Юрия Копца: "Армянский довлатовский спектакль – искристый, как шампанское. Я не успел опомниться, финал добил меня окончательно. Я теперь тоже армянин и за армянский народ!" Вот она – сила искусства!
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-03-20 10:37
Завтра в Капане возьмет старт Первый Республиканский театральный фестиваль камерных форм, который будет стремиться стать международным и который станет большим культурным событием для всего Сюника. Громким финальным аккордом фестивальной недели прозвучит торжественная церемония ежегодной театральной премии "Артавазд" - неделя превратится в арт-декаду, а декада - в Событие с большой буквы как для жителей региона, так и для театральных деятелей.
-
2025-03-17 10:36
"Все бабы - стервы!.." Даже представить невозможно, что этот дешевенький трюизм можно высказать как прекрасное видение, мерцающий мираж, в котором реальность и призрачность, вплетаясь друг в друга, создают картину ослепительной красоты и высокого мастерства.
-
2025-03-12 11:13
"Я была в доме и ждала, чтобы дождь пришёл" Жан-Люка Лагарса, французского драматурга-абсурдиста, не дожившего до 40-а и обретшего после смерти мировую известность, - на сцене Драматического театра им. Л. Калантара города Гавара! Поверить в это невозможно. Не поверить - тоже, когда сидишь в зале и смотришь спектакль. Спектакль об отказе от жизни в ожидании События, которое, оказывается, ничего не меняет, и Жизнь - не наступает... Спектакль, поставленный с чувством жанра, безупречным вкусом и интересными режиссерскими решениями, - сложный спектакль. В репертуаре Гаварского театра он такой не первый. Кажется, прошли времена, когда здание, ставшее первым театром, построенным в Независимой Армении, вызывало сожаление: прекрасный дом, в котором словно и не живут. С приходом нового художественного руководителя, молодого режиссера Норайра ЕРГНЯНА, Гаварский театр ожил, задышал, и делает серьезную заявку на то, чтобы занять достойное место в театральной панораме страны.
-
2025-03-06 09:41
Вот так живешь и ведать не ведаешь, что уже год как МОНКС утвердил стратегию культурного развития страны. И если отбросить все красивые слова и духоподъемные призывы, в сухой остаток выпадает один-единственный тезис министерства - "Прилагать все усилия к тому, чтобы как можно скорее стало нечего развивать". Давеча Министерство образования, науки, культуры и спорта организовало мероприятие в Доме музее Арама Хачатуряна - презентацию проектов, выигравших гранты в сфере культуры, то есть частичное государственное финансирование на 2025 год.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2025-03-20 10:37
Завтра в Капане возьмет старт Первый Республиканский театральный фестиваль камерных форм, который будет стремиться стать международным и который станет большим культурным событием для всего Сюника. Громким финальным аккордом фестивальной недели прозвучит торжественная церемония ежегодной театральной премии "Артавазд" - неделя превратится в арт-декаду, а декада - в Событие с большой буквы как для жителей региона, так и для театральных деятелей.
-
2025-03-04 10:58
На фоне вконец обезумевшего мира, на фоне распадающихся, казалось бы, вечных союзов, на фоне внезапно возникающих парадоксальных парнерств, на фоне "жить сложно и не до богатства духовного", рождаются, точнее, возрождаются контакты - контакты в культуре, о которых не трубят на каждом углу. А между тем именно культурные контакты - залог возвращения человека к себе. Возвращения, которое наступит не сразу: когда мир устаканится и вернется на круги своя... Неделю назад был заключен Меморандум о сотрудничестве между Союзами театральных деятелей России и Армении. Документ подписали председатель СТД РФ Владимир МАШКОВ и председатель СТД Армении Акоб КАЗАНЧЯН.
-
2025-02-04 10:31
Спектакль "1 час памяти" по пьесе Карине Ходикян был поставлен на сцене Ванадзорского театра им. Абеляна народным артистом РА Ваге Шахвердяном в 2015 году, когда вся Армения отмечала скорбную дату - 100-летие Геноцида армян в Османской империи. По итогам сезона спектакль был удостоен премии "Артавазд" как лучший спектакль года. Удивительно, но факт - за 10 лет он не утратил свою прекрасную эстетику, а его звучание, увы, стало только актуальнее. Оглушительный успех, который сопровождал показ "1 часа памяти" на прошедшем в Тегеране Международном фестивале "Фаджр" - яркое тому подтверждение.
-
2024-12-21 11:03
"Пап, а это кто? - Турок. - А это? - Турок. - А вон тот? - Тоже турок. - Пап, а тогда почему ты сказал, что мы едем в Западную Армению?". Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха - это так, гипотетически... Вопросы, которыми задается звезда и действительно один из лучших наших актеров среднего поколения Самвел ТОПАЛЯН в авторском проекте "8 000 километров", отнюдь не гипотетические. И путь поиска ответов на них - мучительный, особенно когда тебе со всех сторон предлагают "альтернативные версии". Возможно, это путь гораздо более сложный, чем преодоление 8 000 километров, но это - дорога к Дому.