Последние новости

А ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО ТАКОЕ ВЕЧНОСТЬ?

Недавно увидела свет книга "Мгер Мкртчян - вечный монолог". И хотя любимого артиста давно уже нет в живых, повествование в ней идет от первого лица - самого Фрунзика. Кажется, что артист вовсе не покидал нас, он рядом, среди нас и делится своими сокровенными мыслями.

Книга примечательна не только тем, что в ней речь о малоизвестных широкому кругу читателей интересных историях, связанных с жизнью и творчеством Мгера Мкртчяна, но и тем, что в нее вошли его графические работы, сделанные в разные годы по разным поводам. Здесь фотографии, рисунки, шаржи, карикатуры - часть на отдельных листочках, часть на театральных бланках, программках.

"ВЕЧНЫЙ МОНОЛОГ" - ЭТО ОТКРОВЕНИЯ О ТЯЖЕЛОМ ДЕТСТВЕ, О РОДИТЕЛЯХ, об отношении к зрителям, размышления о профессии актера, работе в театре, воспоминания о съемках фильмов и гастрольных поездках. Здесь рассказы о встречах и беседах с выдающимися деятелями армянской культуры - Грачья Нерсесяном, Ваграмом Папазяном, Варданом Аджемяном, истории об Азате Шеренце, Татуле Дилакяне, с которыми работал и дружил артист. Здесь размышления о политической ситуации, сложившейся в связи с Карабахской войной и развалом страны, о землетрясении, после которого он написал трогательное стихотворение, которое мало кто знает, раздумья над человеческими отношениями и еще много-много другого, не менее любопытного. В книге множество различных историй - и смешных, и грустных, как жизнь артиста. Ценность ее в том, что все это публикуется впервые. А публикация состоялась благодаря дочери Мгера Мкртчяна - Нуне, его внучке - Ирэн, поддержке ее крестного - Гургена Закаряна и всем тем, кто содействовал в работе над этой книгой.

В 1994 году после смерти артиста Нуне переехала из Еревана в Аргентину, где, будучи режиссером, открыла театральную студию имени Мгера Мкртчяна. Уезжая, она повезла с собой весь отцовский архив. И на основе собственных записей, разных публикаций, заметок в прессе подготовила книгу в рукописном варианте. Увы - в 1998 году Нуне скоропостижно скончалась. Книга так и осталась неизданной. Прошли годы, Ирэн подросла и решила продолжить дело матери.

Четыре года тому назад, приехав в Ереван и посетив Дом-музей своего деда в Гюмри, Ирэн оставила в дар музею весь сохранившийся архив артиста. Привезла она с собой и рукопись Нуне, над которой работала в последние годы.

В РАЗДЕЛЕ "ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ" НУНЕ МКРТЧЯН РАССКАЗЫВАЕТ ОБ ИСТОРИИ ЗАРОЖДЕНИЯ этой уникальной книги. Фрунзик хотел увидеть книгу о себе, а потому в один из обычных летних дней 1991 года вызвал дочку к себе домой и сказал: "Ты должна написать книгу, возьми мой архив и начни". В этот день он, лежа на кровати перед включенной камерой, стал рассказывать историю своей жизни. Но неожиданно отключился свет - это были холодные, черные годы. Нуне стала записывать его воспоминания на бумаге. Кропотливая работа стала дочерне-отцовским секретом и продолжалась долгие месяцы, то прерываясь - гастроли, новые театральные постановки, репетиции, больница, клиническая смерть, то возобновляясь.

Кстати, вместе с воспоминаниями и размышлениями Фрунзик, шутя, надиктовал Нуне "сценарий" своих похорон, при этом восхищаясь, как прекрасно они будут организованы: улицы очистят от снега, в последний путь придут его провожать руководители разных рангов со скорбными лицами, коллеги из серии "брат мой - враг мой" будут произносить пафосные прощальные слова, зная, что он не в состоянии им ответить... И при этом великолепно играл роли всех вышеперечисленных "героев". "Сцены прощания мало чем отличались от описанных отцом, - пишет Нуне. - Лишь одного он не предвидел - что будет лежать рядом с праздничной елкой 31 декабря 1993 года..."

Книга начинается с трогательных воспоминаний Фрунзика о родителях, которых он очень любил, но особенно почитал мать. "Все, что есть во мне хорошего, - все от матери, равно как и недостатки. Для меня из всех существующих в жизни чудес, красот, разных прелестей, любви и восхищения выше всего явление, именуемое Матерью", - говорил он спустя годы. Это чувство было взаимным. Санам больше других детей любила Фрунзика и всегда старалась ему помочь. Уже став знаменитым актером, каждый раз поднимаясь на сцену, вкушая свой порой оглушительный успех, получая награды и кланяясь публике, главной его мыслью была: "Почему сейчас нет рядом со мной мамы, почему нет папы..."

Он никогда не мечтал стать актером, но стал им - и каким! Возможно, это произошло потому, что он жил в доме, расположенном рядом с театральным клубом, возможно, потому, что в 13 лет пошел работать помощником киномеханика и одновременно играл в самодеятельной театральной группе. И в этом же возрасте увидел на сцене ленинаканского театра Ваграма Папазяна, который своей игрой буквально загипнотизировал и поразил всю публику, "задушив" свою Дездемону. А на будущего актера спектакль так подействовал, что у него закружилась голова...

"Когда я задаю себе вопрос, могла ли по-иному сложиться моя жизнь, - пишет в книге Фрунзик, - я не нахожу ответа... Когда-то я работал на заводе в механическом цехе, был учеником сапожника, но помню еще с детства, что вокруг меня всегда собирались люди, а я всегда был в центре внимания, завоевывая его своим видом, словом, позже юмором и остроумием, захватывающими историями. И это все поневоле, наверное, и привело меня в театр. Где же еще и на каком несерьезном месте такой человек, как я, мог бы оказаться?.."

ВСЕОБЩАЯ ЛЮБОВЬ К ФРУНЗИКУ БЫЛА БЕЗМЕРНОЙ. Артист прекрасно это чувствовал и знал. Она продолжается по сей день. Об этой любви он по-своему, колоритно рассказывает в книге. К нему часто подходили незнакомые люди на улицах, в кафе: здоровались, улыбались, пожимали руки, делились своими горестями и радостями, о чем-то просили, спрашивали совета, доверяли сокровенные мысли и истории... И от этого он чувствовал еще большую ответственность.

Иногда случались и курьезы. Как-то к нему подошел мужчина с вопросом: "У меня нет внуков, к какому врачу повести дочку?" А в Тбилиси к Фрунзику подошел один молодой красавец-парень, как пишет артист, "один из Сухишвили-Рамишвили", и спросил: "Можно вас поцеловать?" Фрунзик ответил: "Пожалуйста, а зачем?" "Откуда я знаю, кацо?..", - ответил красавец. А было еще и такое: по дороге из Еревана в Тбилиси машина с Фрунзиком, проезжая через азербайджанскую деревню, попала под обстрел. И неизвестно, чем все это закончилось бы, если бы кто-то из стреляющих не крикнул: "Прекратите огонь, в машине Фрунзик Мкртчян!" Вот что значит любовь народа, даже недружественного!

Артист рассказывает о съемках фильмов "Мимино", "Треугольник", "Солдат и слон", "Айболит-66", "Танго нашего детства", "Не горюй"... О взаимоотношениях с режиссерами, актерами, о случавшихся на съемочных площадках курьезах, иногда опасных для жизни. Признается, что никогда не любил творческие встречи - ему не очень-то было по душе играть самого себя. "Да и зачем?" - задается вопросом артист.

Известно, что Фрунзик пережил клиническую смерть. Этот "жизненный опыт" он сравнивает с необычайно светлым и благодатным путешествием, после которого понял, что такое настоящее счастье. Вообще о смерти он размышляет не раз. "Нет смерти, - говорит он. - Есть вечность, малый отрезок которой мы называем жизнью..." "Мне там было необыкновенно хорошо... А вы знаете, что такое ВЕЧНОСТЬ..." Этими словами завершаются откровения большого актера.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ДМИТРИЙ ХАРАТЬЯН, ГАЙДАЙ И ДОНАЛЬД ТРАМП
      2018-12-24 17:43
      10182

      Всеобщий любимец публики народный артист России Дмитрий Харатьян на днях был гостем Еревана. Он выступил на своем двухчасовом творческом вечере в Доме Москвы. Желающих встретиться с артистом было много. Публика штурмом (в прямом смысле этого слова) брала зал и занимала свободные места в нем, где, кстати, заранее были поставлены дополнительные стулья, - вход был свободным. А те, кому не удалось сесть, рядами выстроились в проходах, расположились по краям сцены и даже расселись прямо на полу перед ней.

    • СЕМЕЙНЫЙ СОЮЗ НАСЧИТЫВАЛ ПОЛВЕКА
      2018-12-14 15:26
      2038

      14 декабря певице мирового класса Гоар ГАСПАРЯН исполнилось бы 94 года. Ее заслуги в области вокального искусства неоспоримы. Но говорить о них мы не будем. Они известны всем. Сегодня мы хотим представить Гоар Михайловну в несколько ином ракурсе.

    • Адам БАРРО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
      2018-12-10 16:06
      1444

      В день трагической даты для армянского народа - тридцатилетия Спитакского землетрясения - 7 декабря в Гюмри в церкви Пресвятой Богородицы (Семь ран) состоялся концерт известного французского оперного певца, выходца из Ленинакана Адама Барро (Мурада Амирханяна).

    • "СПИТАК" - НОВЫЙ ФИЛЬМ О ЗЕМЛЕТРЯСЕНИИ
      2018-12-05 16:15
      3274

      7 декабря - в день 30-летия разрушительного Спитакского землетрясения по телеканалам "Россия-1" и Общественному армянскому телевидению (в 23.15) пройдет премьера художественного фильма "Спитак" режиссера Александра Котта. 29 ноября он вышел в российский прокат и был представлен в Таллине в рамках кинофестиваля "Темные ночи". А до этого успел побывать на нескольких международных кинофестивалях и получить награды:  приз "Серебряный Георгий" 40-го Московского международного кинофестиваля за лучшую режиссерскую работу, удостоился такого же приза на открытом Российском фестивале кино и театра "Амурская осень".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "МЫ ВЕРНЕМСЯ! МЫ - ВЕРНЕМСЯ!"
      2021-06-08 12:25
      8664

      "Все войны в своей жестокости одинаковы. В каждой войне любовь проявляется по-своему" - эти строчки стали рефреном текста Карине Ходикян. Если развить тезис, у этой любви - к матери, к родным, к своей девушке, а главное - к своей земле - 50 тысяч оттенков. Как имеют 50 тысяч оттенков страх, ужас, отчаяние, а главное - жажда победить смерть в "одинаково" жестокой войне...

    • НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЙ ТАЛАНТ
      2021-06-03 10:20
      7681

      3 июня Александру АРАКСМАНЯНУ исполняется 110 лет Невозможно вновь испытать те эмоции, что захлестывали зал, когда шли спектакли по пьесам Александра Араксманяна. Они давно сошли со сцены, и нет среди нас их создателя. В театре действительно нельзя остановить мгновение, как бы прекрасно оно ни было. Изменилось время. Появились иные властители сцены. Но память об этой уникальной личности не тускнеет.

    • ARMMONO - РАБОТАТЬ, СОЗДАВАТЬ, СОЗИДАТЬ
      2021-05-21 10:04
      3784

      Совсем скоро и несмотря ни на что возьмет старт очередной Ереванский Международный фестиваль ARMMONO. Именно в качестве директора фестиваля была приглашена на прошедшую недавно в Санкт-Петербурге Вторую международную конференцию "Русский театр за рубежом как институт русской культуры" Марианна МХИТАРЯН. Проекты форума сулят перспективы не только нашему Государственному Русскому театру им. Станиславского, которым она также руководит, но, кажется, нашей театральной молодежи в принципе. Что до перспектив фестиваля - они многоплановы.

    • БЕССТРАШНАЯ ЗАБЕЛ ЕСАЯН
      2021-05-17 09:31
      7167

      Забел Есаян была единственной женщиной в черном списке представителей армянской интеллигенции, подлежащих аресту и депортации 24 апреля 1915 г. Однако ей, уже состоявшейся писательнице и общественному деятелю, удалось избежать гонений правительства Османской империи и обвести вокруг пальца младотурок, начавших на нее настоящую охоту.