ВРЕМЯ МОЛОДЫХ - ВРЕМЯ, КОТОРОЕ ПРИШЛО
Недавно в Москве состоялся совет Конфедерации театральных союзов стран СНГ. И хотя формально во главе угла совета стояли перевыборы и всякие отчеты, деятели театра предпочли провести отведенное им время в разговорах о главном - о перспективах и будущем театра. А будущее - это молодое поколение, которое нуждается в поддержке и опеке. Долгосрочная программа поддержки молодых деятелей театра и оказалась в фокусе совета. И хотя в этом контексте существует немало проблем, их можно решать, если постараться всем миром, потому что, как сказал президент конфедерации Валерий ШАДРИН, "нет ничего сильнее времени, которое пришло".
"ПРИШЛО ВРЕМЯ, ЧТОБЫ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ВЫСОКОЛОБЫЕ СОБРАНИЯ самых разных уровней не ограничивались, как это обычно бывает, пафосными декларациями в стиле "Духовность, культура и искусство - наше все!", а становились реальным плацдармом для выработки реальных шагов к воплощению в жизнь этих красивых лозунгов", - сказал народный артист, председатель СТД Украины Лесь ТАНЮК.
Проблем много, и у всех они практически одинаковые. Ну кто бы мог подумать, что и в России, где региональные театры, получая большие деньги из федерального бюджета, находятся в прекрасном, прямо скажем, по сравнению с нами состоянии, выпускники театральных вузов не желают ехать на работу "в глубинку"? Но в начале нынешнего года принято решение не только об обеспечении молодых режиссеров, соглашающихся работать в провинции, достойным жильем. Государство готово выплачивать им еще одну зарплату в размере оклада, положенного им в театре. И, естественно, сработало. Есть с чего брать пример вместо бесконечных печальных песен об умирающей в регионах культуре!
Есть над чем подумать и в контексте предложения, сделанного российской стороной: президент Путин объявил грядущий 2014 год годом культуры, и здесь открываются широкие перспективы совместных проектов в самом широком формате. Здесь представители всех стран СНГ заговорили о необходимости возрождения традиций стажировок и прочих учебных программ, недостаток которых так ощущается во всех бывших республиках. Благодаря усилиям Валерия Шадрина, не только президента конфедерации, но и генерального директора Московского международного театрального фестиваля им. Чехова, в рамках фестиваля вот уже который год проходит лаборатория для молодых режиссеров. Вот и на днях в Москву вылетят наши ребята.
Кстати, состав армянской делегации, как всегда, самый большой - худрук Горисского театра Гор Маркарян, актер и режиссер Музыкального камерного театра Армен Маркарян, с совсем недавних пор заслуженная артистка РА Нарине Григорян и совсем еще юная Нора Григорян. Поедут, чтобы получить уроки профессии у ведущих мастеров современного российского театра. В этом году тема лаборатории - "Современный театр", и вести занятия будут культовый Кирилл Серебрянников, несмотря на северную жесткость, обожаемый всеми участниками мастер-классов Кама Гинкас, специально приезжающий из Петербурга Рамаз Чхеидзе, а также ведущий московский театральный критик Марина Давыдова. Но этого явно недостаточно - утверждали в один голос участники совета.
"НАДО, ЧТОБЫ СТАЖИРОВКИ И ЛАБОРАТОРИИ НЕ СТАНОВИЛИСЬ РАССКАЗАМИ мастеров "моя жизнь в искусстве", а чтобы шла серьезная работа и, главное, был бы ее итог, желательно в виде постановки, - сказал новоизбранный вице-президент конфедерации, молодой, но уже очень известный режиссер, актер, музыкант, создатель театра Sound Drama Владимир ПАНКОВ. - И конечно, желательно, чтобы такая работа носила постоянный характер и длилась бы не десять дней. Я вот недавно недели провел в Узбекистане, работал там по приглашению с молодыми - это были незабываемые дни, мы не могли разойтись до поздней ночи, репетировали, спорили. Лично я готов этим заниматься с удовольствием".
С такой преамбулы и началось обсуждение проекта "Второй смотр работ молодых деятелей театра стран Содружества, Балтии и Грузии", который планируется провести с 2013 по 2015 год. Смотр первый завершился в прошлом году фестивалем в Кишиневе при финансовой поддержке Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ, где на гостеприимной молдавской земле собрались не только молодые режиссеры и их спектакли, но и драматурги, сценографы, критики и где Армения вошла в тройку лидеров. Спектакль Нарине Григорян "Полет над городом" стал призером фестиваля.
"Такая программа - это не только будущее театра, это качество театра, - заговорил народный артист РФ Игорь ЯСУЛОВИЧ, член жюри фестиваля. - Вот в Кишиневе нам довелось увидеть армянский спектакль - вроде камерный, всего два человека, а как это было прекрасно сделано, какие замечательные режиссерские находки, какой театральный язык! Мы до сих пор его вспоминаем". Тут интеллигентнейшему Игорю Николаевичу пришлось скомкать свою вдохновенную речь под взглядом председателя СТД Азербайджана... Там тоже не забыли, как приехали в Кишинев громаднейшей делегацией в пятьдесят человек - власти не пожалели денег - исключительно за первой премией. Мало того, что ничего не получили, да еще армяне отличились - есть от чего впасть в депрессию и целый год обвинять членов жюри и руководство конфедерации в "нечестной игре"...
Впрочем, Шадрин к подобным депрессивно-агрессивным проявлениям и попыткам и через год выяснить отношения отнесся философски. "Оценивать спектакли, показанные в Кишиневе, можно по-разному, но мы увидели двенадцать интересных, самостильных самостоятельных работ. Вышел в свет сборник молодых драматургов, прошла выставка молодых сценографов, буклет которой и сегодня убеждает, насколько яркой она была. Благодаря контактам, завязавшимся в Молдове, спектакли-участники получили приглашения на фестивали, проходящие в разных странах Содружества, и это еще больше укрепляет связи между молодыми деятелями театра. Все это доказывает, что мы выбрали правильный путь, и по нему надо двигаться дальше. Я очень благодарен Фонду гуманитарного сотрудничества и лично Армену Смбатяну за поддержку нашей программы, на которую мы очень рассчитываем и в дальнейшем. Хочется надеяться, что и министерства культуры наших стран, которые также очень помогли нам на первом этапе, будут благосклонны к нему и впредь", - сказал Валерий Иванович.
УЖЕ С СЕНТЯБРЯ БУДУЩЕГО ГОДА ЧЛЕНЫ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА, в который войдут крупнейшие театральные деятели - режиссеры и критики, - начнут ездить "на места", чтобы отсматривать спектакли для отбора по одному от страны. Dead-line постановки - декабрь года нынешнего. За ближайший год каждая страна должна представить и работы молодых театральных художников, которые станут участниками выставки, организованной конфедерацией во время заключительного II Молодежного театрального форума, который планируется провести в Минске. Там же состоится презентация сборника пьес молодых драматургов и читка этих пьес с обсуждениями - как это было в Кишиневе.
Принято считать, что творчеством надо заниматься не ради участия в конкурсах и фестивалях, не ради призов и дипломов, а исключительно ради самого творчества. Тем не менее можно не сомневаться, что "Второй смотр работ молодых деятелей театра стран Содружества, Балтии и Грузии" станет большим стимулом для нашей театральной молодежи. И хотя предание о том, что главное - не победа, а участие, свежо, мы будем настраиваться на победу. С самого начального этапа трехгодичной программы. Ведь оснований к этому немало - и замечательные работы молодых режиссеров, которых за последние годы делается все больше, и кишиневская эпопея показали со всей очевидностью, что новое поколение способно вывести армянский театр на новый уровень и даже покрыть его славой.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-09-09 10:21
У нашей встречи с Мариам КАЗАНЧЯН, замечательной актрисой и основательницей театральной школы имени своей бабушки, великой Гали НОВЕНЦ, была предыстория. На ученом совете Ереванского Государственного института театра и кино, последовавшем после вступительных экзаменов, высветилась проблема. Нынче каждый второй, хоть раз снявшийся в телесериале, открывает школу своего имени - и за нехилые деньги. Ребята с дипломами этих школ уверенно приходят поступать и срезаются на первом же экзамене. Дальше - слезы, истерика и скандал. Остановить этот процесс мучительной боли за бесцельно потраченные годы и деньги не представляется возможным... Театральная школа им. Гали Новенц на этом фоне не просто выгодно отличалась. Она была признана эталоном среднего профильного учебного заведения. Прозвучало даже предложение как-то официально оформить ее отношения с ГИТиК-ом.
-
2024-09-09 10:15
"Обещанного семь лет ждут" - пословица, означающая, что на быстрое решение вопроса рассчитывать не приходится. Но в случае с Ереванским Государственным театром пантомимы ничего идиоматического в этом выражении нет. Ровно семь лет он ждет, что ремонт полученного им здания завершится, и он обретет крышу над головой. Причем, последние два года государственный театр ждет, чтобы государство "за семь лет" завершило то, что можно сделать за месяц.
-
2024-09-07 10:07
Про большую любовь... С большой любовью... С любовью, в которой дышит почва и судьба... С любовью, которая трепещет, обретает крылья, летает над зрительным залом, вовлекая в свое магическое поле всех. Театр "Амазгаин" готовится к премьере. К главной премьере сезона, посвященного 95-летию основателя театра, своего учителя, народного артиста СССР Соса САРКИСЯНА, имя которого носит театр. Здесь юбилей Мастера решили ознаменовать не вечером памяти, но рождением. Рождением спектакля "Лакот" ("Щенок") - по повести Соса Саркисяна. Спектакль про любовь как признание в любви.
-
2024-09-06 09:55
Поправки к Конституции Республики Армения, отмена Декларации Независимости, снятие с герба Армении Арарата - обязательства для нашей нынешней власти безальтернативные, но, увы, сложнореализуемые. И решила наша власть зайти с дальнего края... Таким "дальним краем" становится, как всегда, культура как основа национальной идентичности, от которой ее, власть нашу, так ломает. Что уж говорить о "Национальный" - тут, добровольно ли, вынужденно, но "такую личную неприязнь испытываю, что кушать не могу".
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-05-17 11:01
"Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.
-
2024-04-13 10:02
Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.
-
2024-03-04 10:40
Уже почти полтора года Ванадзорский Драматический театр им. Ов. Абеляна живет без своего Мастера, народного артиста РА Ваге Шахвердяна, который руководил театром многие десятки лет и делал не только спектакли, но славу театра, вышедшую далеко за пределы Армении. После ухода большого художника возникает неизбежный вакуум, который очень трудно заполнить. Но абеляновцы работают, выпускают одну за другой премьеры, серьезно продумывают репертуарную политику. Как утверждает директор Лусине СААКЯН, театр осознает всю сложность момента, но оптимистического взгляда на будущее не теряет.
-
2023-11-01 14:00
Арташатский Драматический театр им. Амо Харазяна отмечает нынче двойной юбилей - 90-летие со дня своего основания, точнее, предоставления ему статуса государственного, и 80-летие со дня получения собственного здания. Именно к этому событию приурочен Республиканский театральный фестиваль, который пройдет в Арташате с 1-7 ноября и который организован Союзом театральных деятелей Армении и самими харазяновцами при поддержке администрации марза. Подарок к юбилею - себе и, конечно, местному зрителю!