Последние новости

ЭХО ЧЕХОВСКОГО ФЕСТИВАЛЯ

Московский XI Международный театральный фестиваль им. А.П.Чехова взял старт 19 мая и закончится только 14 июля. Мировые театральные достижения, элегантность, идеальная обустроенность и непоказное дружелюбие летнего московского театрального собрания гарантирует праздник!

В гавани пароходов и человеков

Одиннадцатый Чеховский - как всегда, парад небожителей театрального Олимпа. Основное блюдо - "Мировая серия" - включало в себя двадцать два спектакля, поставленных культовыми режиссерами типа Жозефа Наджа, Роббера Лепажа и еще десятка творцов, давно ставших "пароходами и человеками".

ИЗ ЗАКРОМОВ РОДИНЫ ФЕСТИВАЛЬ ПРЕДСТАВИЛ НЕ ТОЛЬКО СПЕКТАКЛИ КРЫМОВА И КАРБАУСКАСА. "Мировая серия" была окружена деликатесной ретроспекцией спектаклей недавно ушедшего из жизни великого Петра Наумовича Фоменко. Постоянное и местами лидирующее присутствие Москвы в стремнине мирового театрального процесса позволяет не только потчевать местную публику заморскими яствами, но и угощать гостей столицы собственными шедеврами.

При всем внешнем абсолютном благополучии у чеховского фестиваля есть и немало противников. В адрес его организаторов во главе с генеральным директором Валерием Шадриным частенько звучат обвинения в излишней коммерциализации фестиваля, в том, что в основе выбора программы лежит шоу-центризм, а спектакли потрясают взор, но не задевают душу.

Случайно ли, в виде ли "нашего ответа Чемберлену", но нынешний Чеховский открылся спектаклем, примирившим апологетов и противников, суровых критиков и широкую публику. "Рауль" Джеймса Тьере, внука Чарли Чаплина. "Этот наследник великой семьи сублимирует все таланты, вбирает в себя все дары, словно когда-то перед его колыбелью чередой прошли щедрые феи", - писала пресса. "Он гений! Вот где природа не отдохнула на внуке!" - закатывали глаза дамы-театралки, умильно глядя на сероглазого красавца. "Рауль" вызывал восторг и эмоциональное потрясение. Джеймс Тьере - живая иллюзия, изобретатель потустороннего театрального мира. Сны Рауля - странного персонажа, словно воплощающего само понятие души. Летучий Джеймс Тьере, парящий в вечной невесомости, заставляющий и нас поверить в свои грезы. Не только дети имеют право на мечты!

ТЕПЕРЬ ОТПРАВИМСЯ В СЕРЕДИНУ ФЕСТИВАЛЯ, ГДЕ НА СМЕНУ ДЖЕЙМСУ пришла его сестра Аурелия Тьере. Члены легендарной династии Чаплин-Тьере - постоянные гости чеховского фестиваля. У недоброжелателей зубы могут хоть до корней истереться от скрипа, но при средней цене в сто долларов билетов на спектакль Аурелии не было уже за три месяца до открытия фестиваля. На сей раз она представляла "Шепот стен" - концепция и постановка ее матери, Виктории Тьере-Чаплин.

Девушка взбирается по фасадам заброшенных зданий, заглядывает в пустые квартиры, становится заложницей "шепота стен", которые погружают ее в чужие биографии, доносят до нее осколки чужих жизней. А стены? Стены находятся в постоянном движении. Они сами рассказывают истории, наполненные воспоминаниями. Этот необыкновенно прекрасный круговорот захватывает от начала до конца. Впрочем, начало спектакля "Шепот стен" вполне напоминает начало обычной пьесы - женщина готовится к переезду, коробки, тюки... А потом картонки оживают, вихрем кружатся пенопластовые шарики, и постепенно зритель погружается в параллельное пространство. Возникает иная реальность, в которой целлофановое, но вполне живое чудище завладевает красавицей. Декорации приходят в движение, обретают душу здания, а актриса и ее партнеры-призраки взбираются по движущимся фасадам, ищут друг друга и - чужие судьбы. Аурелия Тьере - актриса, акробатка, циркачка, танцовщица, ее движения полны неизъяснимой грации, а предметы подвластны ее таланту кукловода. То, что она делает, не вписывается в рамки ни одного театрального жанра. Аурелия и ее шепоты решительно не поддаются классификации, разве что короткому определению "театральная магия". А красота и волшебство этого представления достигаются в первую очередь за счет безусловного таланта самой актрисы.

СЛЕДУЮЩИМ КУЛЬТОВЫМ ПЕРСОНАЖЕМ, КОТОРЫЙ ДОВЕЛОСЬ УВИДЕТЬ в рамках Чеховского фестиваля, был Охад Нарин. Кажется, в Японии существует такое официальное звание - "Национальное сокровище". В Израиле такого звания нет официально. Но Охад Нарин - именно национальное сокровище, один из выдающихся современных хореографов, имеющий последователей во всем мире, а руководимая им "Батшева Данс компании" признана как критиками, так и широкой публикой одним из самых неординарных танцевальных коллективов современности.

Это 40 танцовщиков из Израиля и ряда зарубежных стран. Труппа носит имя баронессы Батшевы де Ротшильд, которая пятьдесят лет назад основала этот коллектив и стала ее покровительницей. Нарин является создателем особого танцевального стиля, получившего название "гага". Это танец, с одной стороны, ставящий во главу угла чувственный аспект, с другой - направленный на расширение представлений о возможностях пластики тела, опираясь на различные восточные философские учения.

Ежедневная тщательная отработка стиля "гага" позволила труппе значительно расширить представления о возможностях танца и выразительности сценической пластики. Считается, что танцорами движет восприимчивость ко всему новому. Наверное, участвовать в таком процессе постижения крайне увлекательно. Наблюдать за ним - не очень. По крайней мере спектакль SADEH-2, в котором почти в отсутствие музыки юноши и девушки крайне спортивного телосложения в течение полутора часов самопогружались и импровизировали, гораздо больше напоминал мастер-класс сцендвижения. Мнения публики разделились - кто-то пожимал плечами, кто-то долго и хорошо аплодировал. А вообще все жанры хороши, кроме скучного.

"Синдром Орфея" и "Небесная гармония"

А теперь о двух спектаклях, поставленных режиссерами, которые упоминаются не в первую очередь. О спектаклях абсолютно разных, создатели которых тем не менее охвачены схожими творческими устремлениями. О спектаклях, в которых синтез разных сценических искусств достигает апогея, а эксперимент становится ярким свидетельством эволюции жанра. О спектаклях, оставивших впечатление поистине неизгладимое. О "Синдроме Орфея" Владимира Панкова и "Небесной гармонии" Давида Мартона.

СОВСЕМ ЕЩЕ МОЛОДОЙ - ЕМУ ВСЕГО 32 ГОДА - режиссер венгерского происхождения Давид Мартон поставил свой спектакль в венском "Бургтеатре". Это второй после "Комедии Франсез" старейший театр Европы. Кстати, для любителей театральных реформ, утверждающих, что постоянная труппа в современном театре - нонсенс. В "Бургтеатре" служат постоянно более 80 актеров. Каждый сезон театр принимает около 400 000 зрителей и дает около восьми сотен представлений.

"Небесная гармония" - музыкальный спектакль, созданный по роману Петера Эстерхази и повествующий о семье Эстерхази, одной из самых знаменитых венгерских аристократических фамилий. Давид Мартон нашел для масштабной семейной саги удивительно удачную форму, позволяющую ему избежать монотонности семейной хроники, пафоса далеко идущих выводов о распаде семьи как института и печали о безвозвратной потере авторитета отцов. "Небесная гармония" - это еще и посвящение отцам, чье наследство следует принять.

Петер Матич, старейший актер "Бургтеатра" и старший Эстерхази чудесно играет печального человека, хрупкого, стареющего господина, демонстрируя то артистическое благородство, то совсем пролетарские выходки, когда речь заходит о его нравственной несостоятельности или о войне - "Ну да, я убивал!"... Матич играет того отца, который теряет силы от бесконечных преследований коммунистов и становится доносчиком... Сдержанное, нордическое течение семейного эпоса вдруг разрывается бомбой.

Драматическая, событийная часть роскошно и масштабно оформленного спектакля отдана слаженному и энергичному актерскому ансамблю. А вся тоска, меланхолия и грусть, весь тонкий мир чувств выражаются в спектакле через музыку. Здесь есть тонкий нюанс - молодому режиссеру удалось остаться за пределами часто копируемого стиля великого Кристофа Марталера, влияние которого он явно испытывает, но и при этом создать свой собственный сценически-музыкальный язык.

"Мартон не "марталерирует", он "мартонирует" - как сказано в одной из рецензий. И не только в каждой вещи у него дремлет песня, но в каждой мелодии скрыта история. Небесная гармония соткана из произведений Бартока, Шуберта, Гайдна, Моцарта и многих других, аранжированных для небольшого ансамбля исполнителей-виртуозов. Кстати, все они - актеры "Бургтеатра" за исключением присоединившейся к ним Хелены Кульц, играючи переходящей от классического оперного вокала к поп-музыке и джазу.

Действительное, сюрреальное и гротескное связаны здесь крепкими родственными узами, как персонажи спектакля, и череда музыкальных картин воздействует куда сильнее произнесенных слов. Чего стоит любовная сцена, в которой герой и героиня в две руки играют на скрипке! Она держит аккорды, он водит смычком - такой тончайшей виртуозности достигают не все солисты! А джазовые свинги Хелены Кульц, которые сопровождает поистине блистательный трубач! И еще внук Эстерхази - удивительное детское сопрано, отзвук надежды в финале этой печальной песни.

"СИНДРОМ ОРФЕЯ" - ПРОЕКТ ЧЕХОВСКОГО ФЕСТИВАЛЯ, СОЗДАННЫЙ УЖЕ который год сотрудничающим с ним режиссером, актером, музыкантом, создателем коллектива SoundDrama Владимиром Панковым в сотрудничестве со швейцарским театром "Види-Лозанн". В спектакле заняты танцоры школы "Рудра - Бежар", а создан он на основе поэмы Маяковского "Флейта-позвоночник" и ... пьесы Кокто "Орфей".

"Когда зашла речь о совместном проекте, я подумал - вот она, связь. Всепоглощающая страсть двигала и древнегреческим Орфеем, и Жаном Кокто, и Владимиром Маяковским, - говорит Панков. - Мне интересно соединить то, что на первый взгляд несоединимо. Эти произведения позволяют соединить фри-джаз и классическую музыку - опера Глюка стала основой музыкальной конструкции, поэзия Маяковского - хорошая платформа для эксперимента со словом и звуком, ритмический текст диктует определенную пластику артистов. Это синтез жанров, моя любимая стихия, это настоящая саунддрама, где звук - главное действующее лицо".

Кстати, надо было съездить на Чеховский фестиваль, чтобы познакомиться с Карине Мкртчян - выпускницей Ереванской консерватории им. Комитаса, выигравшей грант, продолжившей свое дальнейшее обучение в Лозанне, где ее и нашел режиссер, пригласивший петь в спектакле арии из оперы Глюка. Поет Карине, надо сказать, блистательно, и это не единственное достоинство спектакля.

"Синдром Орфея" - из тех спектаклей, что потом снится ночью. Панков воссоздал древний миф и повел зрителей в зазеркалье. Режиссер показал нам обратную сторону мира, где все возводится в абсолют, в крайнюю степень, где все приумножается во сто крат - любовь и смерть, страсть и самоубийство, блеск и страх, красота и насилие, экстаз и неудачи. Здесь звук и слово, жест и ритм, танец, поэзия, музыка пересекаются, питают друг друга, поражая. Костюмы великолепны, постановка блистательна. Музыканты, танцоры школы "Рудра-Бежар", певцы из Москвы и Лозанны - все они выходят на сцену, чтобы рассказать о всепоглощающей страсти, которая принимает и прощает все. Но это и спектакль про бунт против норм, против "порядка", про желание высказать непроизносимое, танцевать над бездной. Это космическое действо, ритуал, возвращающий нас к традиции античного театра. Слова задают ритм, музыка подсказывает образы, танец добавляет ирреальности этой пылкой постановке, которая покоряет. Это больше, чем эксперимент с жанром, - это попытка создать совершенно новую творческую целостность, увенчавшаяся блистательным успехом.

Словом, Чеховскому фестивалю хочется пожелать дальнейшего процветания, а нам - дожить до времен, когда даже не очень театролюбивые власти придут к сознанию, что серьезный фестиваль - это престиж страны. А еще больше хочется, чтобы и у входа в наши театры стояли толпы в надежде на лишний билетик.

Ереван - Москва - Ереван

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • «АРТАВАЗД»-20 VS COVID-19
      2020-03-30 10:52
      463

      Этот Международный день театра его деятели запомнят навсегда. Хотя, всем вирусам назло, театральные деятели поздравляли друг друга с утроенным энтузиазмом. Естественно, во всех теплится надежда, что нынешняя осень будет до отказа насыщенна культурными событиями и не в виртуальном режиме. Хотя наученные горьким опытом, эту надежду высказывают крайне робко. 

    • КОГДА МЫ – НЕ СЕРВАНТЕСЫ
      2020-03-27 09:12
      1092

      Находясь в самоизоляции, или даже в вынужденной изоляции, именуемой тюремным заключением, можно написать “Дон Кихота” и внести огромный вклад в гуманизацию человечества. Для этого нужна сущая мелочь – надо родиться Сервантесом. Это удел немногих. А что в такой ситуации делать остальным?

    • ДОБРОЕ СЛОВО + "ПИСТОЛЕТ"
      2020-03-26 09:47
      1775

      Нам нужно было заполучить 250 зараженных короновирусом, чтобы понять необходимость жестких мер. Между тем, если следить за мировыми сводками, меры принимаются уже жесточайшие. Штраф в 3 тысячи евро во Франции выглядит сущей безделицей по сравнению с тюремными сроками от 7 до 15 лет за нарушение карантина в странах Латинской Америки.

    • ТЕАТРЫ - КАРАНТИННЫЙ ЭТИКЕТ ПРИВЕЛ В ИНТЕРНЕТ
      2020-03-23 11:16
      2275

      "Социальная ответственность" - словосочетание, которое в эти дни и по всему миру произносится столь же часто, как слово "коронавирус", то есть очевидно занимает лидирующее место в топе. Другое дело, что, несмотря ни на что, не каждый осознает его важность. Руководители армянских театров к этой несознательной части населения никак не относятся. Причем решения принимают сами, руководствуясь не директивами сверху, а именно социальной ответственностью.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ТЕАТРЫ - КАРАНТИННЫЙ ЭТИКЕТ ПРИВЕЛ В ИНТЕРНЕТ
      2020-03-23 11:16
      2275

      "Социальная ответственность" - словосочетание, которое в эти дни и по всему миру произносится столь же часто, как слово "коронавирус", то есть очевидно занимает лидирующее место в топе. Другое дело, что, несмотря ни на что, не каждый осознает его важность. Руководители армянских театров к этой несознательной части населения никак не относятся. Причем решения принимают сами, руководствуясь не директивами сверху, а именно социальной ответственностью.

    • Ваник МКРТЧЯН: "КОГДА Я НА СЦЕНЕ, Я СЧАСТЛИВ"
      2020-03-21 16:00
      2589

      В прошедшую пятницу, 13 марта, популярному актеру театра и кино, заслуженному артисту Армении Ванику Мкртчяну исполнилось 70 лет. В связи с юбилеем в Государственном театре музыкальной комедии им. А.Пароняна, в котором уже 42 года служит Ваник Вараздатович, был устроен юбилейный спектакль "Последняя остановка" по пьесе Тамар Ованесян.

    • ПОДАРОК К 8 МАРТА - ИЗГНАНИЕ КОРОНАВИРУСА
      2020-03-11 13:38
      3550

      Как заметил один не в меру остроумный театральный директор, страх подхватить коронавирус в народе исчезает прямо пропорционально ценам на театральные билеты. Как оказалось, при перспективе посетить культурное мероприятие и вовсе бесплатно, он исчезает полностью. Халява на театр ознаменовала переломный момент в панике перед мерзкой заразой, охватившей наши умы. Вот только проблемы в отечественной культуре она никак не уменьшила.

    • ЭТО БУДЕТ ТАК - ФОКУСЫ!
      2020-02-25 10:18
      3180

      На 17 марта назначены очередные выборы. На сей раз - в культуре. Выборы директора Государственного драматического театра им. Ов. Абеляна города Ванадзора. "Я не очень в курсе. Насколько мне известно, там четыре то ли пять кандидатур. Знаю только нашу нынешнюю - и. о. и ставшего легендой Вардана Григоряна. Да, говорят, в конкурсе принимает участие еще какой-то местный фокусник…", - сообщил художественный руководитель театра народный артист Армении и вообще мэтр Ваге Шахвердян. Остается пожелать, чтобы фокусник и прошел - будет хотя бы весело.