А В ЧЕМ НЕОЖИДАННОСТЬ?
Предъявление обвинения военнослужащему, по громкому инциденту со стрельбой, произошедшему 1 июня во дворе дома бывшего марзпета Сюника Сурена Хачатряна, безусловно, дело тонкое. Сей факт не мог быть воспринят однозначно. В то же время, к сожалению, надо признать, что моральные и юридические оценки во многом подменены эмоциональными заявлениями, вплоть до призывов военным, друзьям и соратникам полковника А. Будагяна "принять меры", "не молчать".
ИТАК, ОБЩЕСТВО ОЦЕНИЛО ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ОБВИНЕНИЯ БУДАГЯНУ НЕОДНОЗНАЧНО. Были озвучены как крайние, так и умеренные позиции. Заметим, что обвинение ему предъявлено по первой части статьи 137 УК РА (угроза убийства, причинение тяжкого вреда здоровью или уничтожение имущества в крупном размере, если при этом была реальная опасность осуществления этой угрозы). Это преступление наказывается штрафом от 50 до 150 тысяч драмов, или арестом до двух месяцев, или лишением свободы до двух лет.
Несколько удивляет, почему сам факт предъявления обвинения многим кажется непонятным и даже неожиданным. А некоторые специалисты, как бы подчеркивая свои способности предвидения, говорят, что они заранее предугадали, что Военная прокуратура пойдет на этот шаг. Между тем с юридической точки зрения это было совершенно очевидно. Ведь передача расследования уголовного дела в следственное управление Министерства обороны, с соответствующим надзором над следствием со стороны Военной прокуратуры объяснялась именно наличием среди подозреваемых военнослужащего. И единственным военнослужащим, проходящим по делу, был полковник Будагян.
Понятно и то, почему обвинение не было предъявлено с самого начала - по причине ранения и госпитализации последнего, в силу чего он не имел возможности давать показания. Все это оговорено частью 5 статьи 190 УПК РА. Но предъявление обвинения воспринимается неожиданным, а где-то и необоснованным не из-за фактических данных уголовного дела, а в первую очередь исходя из личности самого военнослужащего, поскольку он - заслуженный офицер и потерял брата во время инцидента.
Оценивать действия следственных органов не беремся, но не сказывается ли при таком подходе в обществе синдром двойных стандартов? Действительно, очень жаль, что на фоне постоянных призывов азербайджанского президента развязать войну армянскому офицеру предъявлено обвинение. С другой стороны, если такой же офицер совершает уголовное преступление в войсковом подразделении, в том числе против своих подчиненных, то мы вполне справедливо требуем, чтобы ответственность несли не только сами провинившиеся офицеры, но и их начальники, не сумевшие предотвратить беззаконие.
ТРУДНО НЕ СОГЛАСИТЬСЯ С КОМАНДОСОМ, АРКАДИЕМ ТЕР-ТАДЕВОСЯНОМ, человеком с большим жизненным и военным опытом, который однозначно высказал мнение, что за инцидент ответственны и бывший марзпет, и офицер. Он считает, что офицер не должен был позволить втянуть себя в бытовой скандал с угрозами.
Возвращаясь к теме предъявления обвинения Будагяну, заметим, что это вовсе не означает в дальнейшем обязательного привлечения к уголовной ответственности. Скорее всего, это определенный этап следствия, а постановление может быть и опротестовано, и отменено. А может и остаться в силе. Но и в этом случае, как мы уже сказали, тем более с учетом личности обвиняемого, производство уголовного дела, возможно, будет прекращено.
Несогласные с решением следственного органа приводят факты, сами по себе имеющие юридическое значение, однако никоим образом не связанные с определением правомерности данного постановления. Так, например, указывают на то, что при обыске в доме С. Хачатряна было изъято большое количество оружия. В связи с этим бывший марзпет, помнится, высказал мысль о соответствующих чувствах, которыми руководствуются жители приграничных районов, имея перед глазами реальную угрозу войны. Или же требование дать адекватную оценку инциденту, предшествовавшему событиям во дворе дома экс-марзпета. Все это, конечно же, немаловажно, но непосредственно с правомерностью статуса Будагяна по уголовному делу не связано.
Для выяснения обоснованности обвинения, по мнению специалистов, надо руководствоваться не общими рассуждениями, а поставить вопросы. Ведь сама статья оговаривает угрозы убийства при реальной опасности. Например. Какие именно прозвучали угрозы и прозвучали ли? Кому они были адресованы и чем обусловлены? Хотели просто напугать или нет?
Ответить на эти и другие вопросы могут только следствие и суд. А участие в деле с обеих сторон профессиональных адвокатов является своеобразным залогом успеха.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-04-21 13:13
«Уголовное дело в отношении проживающего в России армянского бизнесмена и мецената Жирайра Манучаряна должно получить широкий общественный резонанс. Речь идет о преследовании по политическим взглядам»,- заявил в прямом эфире адвокат Роман Ерицян. Адвокат сообщил, что Жирайр Манучарян, будучи патриотом своего народа, на протяжении многих лет оказывал помощь и содействие своим соотечественникам в социальных вопросах, в том числе, трудоустройстве. Особое отношение проявлял к арцахцам, чье положение в свете известных событий особенно незавидно.
-
2025-04-18 10:51
17 апреля в ереванском уголовном суде общей юрисдикции под председательством судьи Сатеник Андреасян состоялось судебное заседание по делу общественно-политического деятеля Эдгара Казаряна.
-
2025-04-15 10:29
Два года председатель партии «Страна абрикосов», экс-депутат, член фракции «Мать Армения» в Совете старейшин столицы Заруи Постанджян ведет борьбу со строительством, развернувшемся, по ее словам, в шаговой близости от ее отчего дома. Дому, который основали прадеды Заруи, спасшиеся от геноцида армян в Турции, в котором проживало несколько поколений ее семьи, в этом году исполняется 100 лет, и он по целому ряду признаков имеет полное право претендовать на статус Дома-музея.
-
2025-04-14 10:32
Генпрокуратура обжалует решение Апелляционного антикоррупционного суда в отношении министра финансов Ваге Ованнисяна в Кассационном суде. В ведомстве сообщили, что протест будет подан в Кассационный суд в ближайшее время. Наверное, нет необходимости напоминать, что 3 апреля Апелляционный антикоррупционный суд обязал орган предварительного следствия в лице Антикоррупционного комитета инициировать уголовное преследование и установить, совершил ли член правящей команды, министр финансов Ваге Ованнисян действия, содержащие коррупционные риски. Об этом в тот же день написал на своей странице в Facebook ректор Академии адвокатов Ара Зограбян.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2025-02-26 10:44
25 февраля в ереванском суде общей юрисдикции (резиденция – Ачапняк) под председательством судьи Давида Аргаманяна состоялось заседание по делу Самвела Варданяна («автобусное дело»). На заседании присутствовал экс-депутат Акоп Асланян, находящийся в статусе «потерпевшего». Последний, как известно, был исключен из рядов партии «Гражданский договор» 11 декабря прошлого года за «серьезнейшее дисциплинарное нарушение, а также за поведение, которое категорически несовместимо с ценностями и политическим курсом партии».
-
2025-01-07 10:39
Новый год встретил в тюрьме руководитель общественной организации "Черная пантера" брат покойного командира одноименного отряда Рустама Гаспаряна Сероб Гаспарян. Речь об известном читателям "Голоса" деле относительно "разоблаченной" группы лиц, которые якобы намеревались осуществить захват власти в РА вооруженным путем после соответствующей подготовки на территории военной части в РФ.
-
2024-06-11 10:38
Суд трижды продлевал арест бывшего мэра Еревана и вице-спикера Альберта Базеяна, 6 месяцев он провел в камере Нубарашена без какой-либо связи с внешним миром и родными. С марта Базеян отбывает арест в домашних условиях и в курсе всех текущих событий.
-
2024-05-27 09:37
Видеозапись, запечатлевшая "преступление века", обошла все телеканалы страны: 48-летняя многодетная мать Нарине Асатрян в общине Егегнадзор швырнула в сторону Пашиняна хрупкий малиновый зонтик.