А В ЧЕМ НЕОЖИДАННОСТЬ?
Предъявление обвинения военнослужащему, по громкому инциденту со стрельбой, произошедшему 1 июня во дворе дома бывшего марзпета Сюника Сурена Хачатряна, безусловно, дело тонкое. Сей факт не мог быть воспринят однозначно. В то же время, к сожалению, надо признать, что моральные и юридические оценки во многом подменены эмоциональными заявлениями, вплоть до призывов военным, друзьям и соратникам полковника А. Будагяна "принять меры", "не молчать".
ИТАК, ОБЩЕСТВО ОЦЕНИЛО ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ОБВИНЕНИЯ БУДАГЯНУ НЕОДНОЗНАЧНО. Были озвучены как крайние, так и умеренные позиции. Заметим, что обвинение ему предъявлено по первой части статьи 137 УК РА (угроза убийства, причинение тяжкого вреда здоровью или уничтожение имущества в крупном размере, если при этом была реальная опасность осуществления этой угрозы). Это преступление наказывается штрафом от 50 до 150 тысяч драмов, или арестом до двух месяцев, или лишением свободы до двух лет.
Несколько удивляет, почему сам факт предъявления обвинения многим кажется непонятным и даже неожиданным. А некоторые специалисты, как бы подчеркивая свои способности предвидения, говорят, что они заранее предугадали, что Военная прокуратура пойдет на этот шаг. Между тем с юридической точки зрения это было совершенно очевидно. Ведь передача расследования уголовного дела в следственное управление Министерства обороны, с соответствующим надзором над следствием со стороны Военной прокуратуры объяснялась именно наличием среди подозреваемых военнослужащего. И единственным военнослужащим, проходящим по делу, был полковник Будагян.
Понятно и то, почему обвинение не было предъявлено с самого начала - по причине ранения и госпитализации последнего, в силу чего он не имел возможности давать показания. Все это оговорено частью 5 статьи 190 УПК РА. Но предъявление обвинения воспринимается неожиданным, а где-то и необоснованным не из-за фактических данных уголовного дела, а в первую очередь исходя из личности самого военнослужащего, поскольку он - заслуженный офицер и потерял брата во время инцидента.
Оценивать действия следственных органов не беремся, но не сказывается ли при таком подходе в обществе синдром двойных стандартов? Действительно, очень жаль, что на фоне постоянных призывов азербайджанского президента развязать войну армянскому офицеру предъявлено обвинение. С другой стороны, если такой же офицер совершает уголовное преступление в войсковом подразделении, в том числе против своих подчиненных, то мы вполне справедливо требуем, чтобы ответственность несли не только сами провинившиеся офицеры, но и их начальники, не сумевшие предотвратить беззаконие.
ТРУДНО НЕ СОГЛАСИТЬСЯ С КОМАНДОСОМ, АРКАДИЕМ ТЕР-ТАДЕВОСЯНОМ, человеком с большим жизненным и военным опытом, который однозначно высказал мнение, что за инцидент ответственны и бывший марзпет, и офицер. Он считает, что офицер не должен был позволить втянуть себя в бытовой скандал с угрозами.
Возвращаясь к теме предъявления обвинения Будагяну, заметим, что это вовсе не означает в дальнейшем обязательного привлечения к уголовной ответственности. Скорее всего, это определенный этап следствия, а постановление может быть и опротестовано, и отменено. А может и остаться в силе. Но и в этом случае, как мы уже сказали, тем более с учетом личности обвиняемого, производство уголовного дела, возможно, будет прекращено.
Несогласные с решением следственного органа приводят факты, сами по себе имеющие юридическое значение, однако никоим образом не связанные с определением правомерности данного постановления. Так, например, указывают на то, что при обыске в доме С. Хачатряна было изъято большое количество оружия. В связи с этим бывший марзпет, помнится, высказал мысль о соответствующих чувствах, которыми руководствуются жители приграничных районов, имея перед глазами реальную угрозу войны. Или же требование дать адекватную оценку инциденту, предшествовавшему событиям во дворе дома экс-марзпета. Все это, конечно же, немаловажно, но непосредственно с правомерностью статуса Будагяна по уголовному делу не связано.
Для выяснения обоснованности обвинения, по мнению специалистов, надо руководствоваться не общими рассуждениями, а поставить вопросы. Ведь сама статья оговаривает угрозы убийства при реальной опасности. Например. Какие именно прозвучали угрозы и прозвучали ли? Кому они были адресованы и чем обусловлены? Хотели просто напугать или нет?
Ответить на эти и другие вопросы могут только следствие и суд. А участие в деле с обеих сторон профессиональных адвокатов является своеобразным залогом успеха.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-22 09:23
Главной темой последних дней стали громкие отставки первых лиц судебно-правовой системы. Напомним, что с начала недели по «просьбе» премьер-министра один за другим написали заявления об отставке председатель Комитета государственных доходов Рустам Бадасян, министр внутренних дел Ваге Казарян, председатель Следкома Аргишти Кярамян, председатель Высшего судебного совета Армении Карен Андреасян, а также затесавшейся среди глав силовиков и правоохранителей министр территориального управления и инфраструктур Гнел Саносян.
-
2024-11-22 09:21
19 ноября в Антикоррупционном гражданском суде под председательством судьи Карапета Бадаляна продолжилось слушание по делу о конфискации имущества предположительно незаконного происхождения бывшего мэра Еревана, депутата НС РА Тарона Маргаряна и членов его семьи. Обвинение в данном деле представляет прокуратура, интересы ответчиков - группа адвокатов.
-
2024-11-18 19:11
18 ноября Антикоррупционный суд под председательством судьи Ваге Долмазяна продолжил слушание по делу зампреда РПА Армена Ашотяна, а также экс-ректора ЕГМУ Микаэла Нариманяна и сотрудников вуза Ларисы Парсегян, Марты Симонян и Ролана Давтяна. Их обвиняют в злоупотреблении служебным положением и отмывании денежных средств. Напомним, что на предпоследнем, недолго продлившемся заседании 8 ноября продолжился допрос свидетельницы Ани Рапян. Последняя фигурирует в деле как член Попечительского совета вуза, секретарь профсоюзной организации "Гераци", а также советник ректора ЕГМУ по делам студентов. В данный момент Рапян работает врачом-кардиологом, а также преподает в ереванском Государственном медицинском университете.
-
2024-11-18 14:58
«Бритье Никола изначально означало какие-то революционные перемены. Насколько можно судить, они уже начались»,- заявил в телефонной беседе с «ГА» психолог, член блока «Айастан» Мигрдат МАДАТЯН.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-06-11 10:38
Суд трижды продлевал арест бывшего мэра Еревана и вице-спикера Альберта Базеяна, 6 месяцев он провел в камере Нубарашена без какой-либо связи с внешним миром и родными. С марта Базеян отбывает арест в домашних условиях и в курсе всех текущих событий.
-
2024-05-27 09:37
Видеозапись, запечатлевшая "преступление века", обошла все телеканалы страны: 48-летняя многодетная мать Нарине Асатрян в общине Егегнадзор швырнула в сторону Пашиняна хрупкий малиновый зонтик.
-
2024-01-17 09:42
"До пожара солдаты либо уже были мертвы, либо находились без сознания. Ребята лежали в постелях. Общественности предоставляют недостоверные сведения, это преследует целью создать неразбериху. Потерпевшие испытывают глубокое недоверие, они считают, что их детей умышленно лишили жизни", - заявил адвокат 13 из 15 погибших солдат Норайр Норикян. По его словам, потерпевшая сторона не доверяет следствию и считает, что солдат умышленно лишили жизни, дабы скрыть некое преступление, а потом замели следы пожаром.
-
2023-09-21 09:49
В недавних публикациях мы коснулись слухов о грядущем освобождении экс-министра обороны Давида Тонояна после показаний 1-2 августа на заседаниях Следственной комиссии парламента по расследованию обстоятельств 44-дневной войны под председательством Андраника Кочаряна. Тогда все издания хором написали, что показания генерала вполне соответствовали целям комиссии по снятию с Пашиняна вины за поражение в 44-дневной войне.