ПОБЕДА "ВАРЕЧКИ" - ЧУДЕСА И МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!
"Чудеса случаются, не часто, но случаются. И сегодня такое маленькое театральное чудо для меня произошло. Когда на фестивале есть один выдающийся спектакль - а я считаю, что это выдающийся спектакль, - можно считать, что фестиваль состоялся", - так оценил неоднократный член экспертного совета российской Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска», художественный руководитель театроведческого курса в ГИТИС-е Александр Вислов спектакль "Варечка", созданный ереванским Международным Театром-фестивалем «ARMMONO».
Приз V Международного фестиваля малых форм «Островский-Fest» в Кинешме «За лучшую женскую роль» вручен Лилии МУКУЧЯН за роль Варечки - спектакль «Варечка», Ереван, Армения.
НЫНЕШНЯЯ ИСТОРИЯ "ВАРЕЧКИ" - ЭТО НЕ ТОЛЬКО ОЧЕРЕДНАЯ ПОБЕДА очередного классного армянского спектакля на очередном международном фестивале. Хотя победа действительно серьезная. Достаточно сказать, что в программе «Островский-Fest» принимали участие 16 спектаклей, и не только моно-, из 6 стран, а приз «За лучшую мужскую роль» достался актеру-звезде Андрею Финягину за спектакль «Иностранец» московского театра «Школа драматического искусства».
"Фестиваль «Островский-Fest» отметил в этом году 5-летие, и наша страна участвует в нем уже второй раз. Это яркий, интересный, а главное, очень профессиональный фестиваль. С другой стороны - это прекрасный зритель, очень открытая и глубоко чувствующая публика, - рассказывает директор "ARMMONO" Марианна Мхитарян. - Я противник конкурса на театральных фестивалях, но в очередной раз убедилась, насколько для актеров важно услышать слова, которые дают пищу для размышлений, повышают самооценку и стимулируют саморазвитие. Тем более, услышать от профессионалов, из которых состояла экспертная группа фестиваля в Кинешме".
И тем не менее, нынешняя история "Варечки" - это не только очередная победа. Это история о том, что театр - не всегда террариум единомышленников, что принцип "а когда мне будет приятно, я тебя так довезу, что тебе тоже будет приятно", в нем тоже работает. В контексте ситуации - роль в спектакле "Гардения" стала судьбоносной для актрисы нашего Русского театра Елены Варданян и принесла ей не только "Артавазда", но и желание "сделать приятно" другому - и так, оказывается, бывает. И она не просто подалась в режиссуру - актриса Елена Варданян поставила спектакль "Варечка", который перевернул судьбу ее коллеги и подруги Лилии Мукучян. Сначала "Артавазд", теперь вот - "Лучшая актриса" международного фестиваля.
"После "Гардении", после всех оваций и побед на фестивалях я поняла, что такой роли прямо завтра у меня не будет. Возникла некая творческая пауза, а я человек нетерпеливый - от нечего делать ударилась в режиссуру. Сделала коммерческий спектакль, в котором такая классная актриса, как Лиля, согласилась играть. У меня никогда не было режиссерских амбиций, мне помогла вера в меня коллег. И я очень благодарна руководству театра, Карену Нерсисяну и Марианне Мхитарян, за то, что они позволили этому спектаклю состояться. А текст "Варечки" меня буквально не отпускал. Его автор, Григорий Константинопольский, дал нам разрешение с ним поработать, так возник наш вариант", - рассказывает Лена.
ИМЕННО ИХ ВАРИАНТ! ВЕДЬ ИСТОРИЮ БАЛЕРИНЫ, ПРИДАВЛЕННОЙ И РАЗМАЗАННОЙ лихими 90-ыми в исполнении Михаила Ефремова, для которого и была написана новелла, не видел только ленивый. У большого артиста Ефремова трагизм лишь прорывался пунктиром в саркастически-комическом исполнении, которое породило множество исполнений-клонов - толстые дяденьки в воздушных пачках у балетного станка...
В своей версии Елена Варданян и Лилия Мукучян перевернули это представление. Они опоэтизировали печальную историю тех, кого злой рок, а вернее, неумолимые обстоятельства, выталкивают из защищенных ситуаций - на самое дно.
90-ые, история огромной страны, которая развалилась, придавив миллионы судеб маленьких людей... Лиля Мукучян выходит из объятий этого конкретного контекста, словно выступая адвокатом всех, кто когда-либо не выдержал, надорвался, опустился, спился - кто кончил плохо. Смотря в ее огромные глаза под усталыми веками, слушая ее хриплый, удавленный голос и вспоминая редкие ликующие интонации, почти что физически ощущаешь, что значит заживо похоронить себя. Глядя на ее танец - искаженный, бывший танец, не сразу осознаешь, почему он так странно и захватывающе музыкален. По ходу спектакля актриса снимает с себя какую-то ветошь, чтобы остаться в балетной пачке, словно сбрасывает маски, чтобы обнажить не лицо даже, а лик. Милость к падшим завещал еще Пушкин, и именно так сыграла Лилия Мукучян свою Варечку - бесстрашно и несентиментально.
"Все сделано честно и актерски совершенно безупречно. Работать в образе и смотреть на свой персонаж со стороны, работать крупными и общими планами - это такая техника, которой владеет далеко не каждый актер", - говорил один из членов жюри фестиваля «Островский-Fest», который объявил Лилю своей лучшей актрисой.
"Со мной случилась интересная вещь, - признается она. - Мы всей армянской группой пошли на открытие. Мы стояли перед монументальным зданием театра, а на нем висели флаги стран-участниц фестиваля. Лена делала видео - "Флаг Армении развевается, Лиль смотри-смотри!". Я посмотрела и думаю: Боже мой, ведь отчасти этот флаг висит там и из-за меня тоже. И на секунду подумалось - этому флагу отныне нужны только победы, не важно маленькие или большие. Этому флагу победа необходима - нельзя было проиграть! Со мной в первый раз такое. Я понимаю, что это звучит до противного пафосно, но это правда. И у меня засело - ради этого флага я не имею права на ошибку!".
И ОШИБКИ - НЕ БЫЛО, И БЫЛА ПОБЕДА. ПРИЧЕМ ЕЛЕНА ВАРДАНЯН получила свою награду еще до закрытия фестиваля и объявления "героев". Сразу же после показа "Варечки" спектакль получил приглашение в Казань - на фестиваль молодых режиссеров. "Мы много ездим и получаем много аплодисментов, но эта победа... Как мечта, которая исполнилась. Потрясающие отзывы и зрителей, и критиков, и великолепная актриса Лиля Мукучян получает приз "Лучшая актриса " в моем спектакле. Что еще надо для счастья? Мечты сбываются!", - признается Елена.
"Думаю, что этот фестиваль дал и Лиле, и Лене многое, а не только награду. Они понимают друг друга не только с полуслова и полувзгляда - это что-то из области телепатии. И дай Бог, чтобы этот творческий тандем, который существует во взаимопонимании и взаимной поддержке, создал еще не одну работу, способную вызывать у зрителя яркие и глубокие эмоции", - говорит Марианна Мхитарян.
Впереди у "Варечки" не только Казань, но фестивали в Польше и Литве. Будем надеяться, что успех удастся повторить, а главное, что бедную Варечку полюбит ереванская публика. Ведь она только начинает свой путь - в Кинешме состоялся лишь третий показ спектакля. Тем временем Лена и Лиля уже начинают новый проект. "А когда мне будет приятно, я тебя так довезу, что тебе тоже будет приятно"... Заодно приятно зрителю!
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-21 10:33
"Слепые блуждают ночью. Ночью намного проще перейти через площадь..." - написал когда-то Иосиф Бродский. Но стоит ли ради этого "намного проще" настаивать в преломлении к жизни на своей слепоте - вовсе не физической? В попытке найти ответ на этот вопрос и сделал режиссер, художественный руководитель гюмрийского театра Людвиг Арутюнян свой новый спектакль. Государственный Драматический театр им. В. Аджемяна представил на суд зрителя новый мегапрект - "АПОСТОЛЫ ТЬМЫ".
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-10-28 10:57
Фрагмент экрана, светящийся в проеме не до конца закрытого занавеса, высвечивал черную дугу и рождал предвкушение - знаменитый ус Дали, глаз художника, смотрящий на время и человечество сквозь лупу, культовый глаз из "Андалузского пса"... Здесь и сейчас, в контексте целого часа непрерывных трансформаций сменяющих друг друга арт-ассоциаций, неожиданных метафор и ослепительной красоты, это было бы уместно и оправдано...
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-10-14 13:18
Минобороны РА: «13 октября в районе 9.30 было обнаружено тело военнослужащего N-ской воинской части Агаси Серожевича Даллакяна с огнестрельным ранением. Для полного выяснения обстоятельств инцидента ведется следствие», – говорится в сообщении ведомства.
-
2024-07-12 10:48
Андрей МОСКВИН - доктор филологических наук, театральный критик, переводчик, доцент кафедры межкультурных исследований Центральной и Восточной Европы Варшавского университета, редактор научного журнала "Studia Teatralne Europy Środkowo-Wschodniej", посвященного театральному искусству Польши и соседних стран. Его интерес к нашему театру ознаменовался несколькими "армянскими" проектами и привел к работе над капитальным трудом "Армянская драматургия в Национальном театре", а вместе с ней - к четырехмесячному пребыванию в Ереване. Андрей Москвин - о своих впечатлениях об армянском театре и не только.
-
2023-11-01 14:00
Арташатский Драматический театр им. Амо Харазяна отмечает нынче двойной юбилей - 90-летие со дня своего основания, точнее, предоставления ему статуса государственного, и 80-летие со дня получения собственного здания. Именно к этому событию приурочен Республиканский театральный фестиваль, который пройдет в Арташате с 1-7 ноября и который организован Союзом театральных деятелей Армении и самими харазяновцами при поддержке администрации марза. Подарок к юбилею - себе и, конечно, местному зрителю!
-
2023-07-17 14:06
От юбилейных событий всегда ожидаешь чего-то особенного, яркого, запоминающегося. Но они, как правило, проходят без помпы, порой уступая в красочности рядовым событиям, не связанным с круглыми датами. Так случилось и с 20-м МКФ «Золотой абрикос», который по своей насыщенности уступал многим «абрикосовым» киносмотрам прошлых лет. Тем не менее, ереванский праздник кино сохранил главную черту – гостеприимство, которое отмечали все гости: и те, кто уже не раз бывал на фестивале, и те, кто впервые оказался в его теплых объятиях.