Последние новости

РАЗРУШЕНИЕ СОЗИДАНИЕМ

Архитектура – активный и, несомненно, агрессивный фактор культурной среды человека. Мало кому придет в голову применить к архитектуре определение "разрушительная", однако такие случаи есть.

Если можно музыку выключить, живописью не увлекаться, проходить мимо скульптурных памятников, не посещать музеи, выставки, быть равнодушным к поэзии и литературе, если можно отгородиться от кино, телевидения, концертов и проч., то архитектура и градостроительство вам просто не позволят этого сделать. Архитектурная среда действует на человека на протяжении всей жизни независимо от его желания, вкусов, образования, помимо его воли, действует активно и подсознательно, формируя самые разнообразные черты. И чем качественней городская среда, тем качественней горожанин, и наоборот, чем безобразней окружение человека, тем бескомфортнее и беспокойнее он себя чувствует. Поэтому формирование городской среды должно происходить очень ответственно, с учетом многолетнего и непрерывного влияния его составляющих, с непременным учетом воспитательного значения.

Сказанное относится прежде всего к Еревану. Трудный и неоднозначный переход от социалистического общества к современному, новые экономические времена, внедрение частной собственности и другие неизбежные факторы почти во всех постсоветских городах приводят к сокращению культурной среды и увеличению коммерческих территорий, к исчезновению или трансформации общественных площадей, парков, аллей, тротуаров, дворов, к искажению панорамы застройки, угрожают безопасному существованию памятников старины. Архитектура становится предельно агрессивным фактором городской среды, увеличивая социальные, экологические, транспортные и другие глубинные проблемы. Основной причиной вышеизложенного является, на наш взгляд, незащищенность архитектуры и градостроительства нормативными актами и законами переходного периода, слабым контролем государственных и общественных организаций за состоянием отрасли, отсутствие концептуальных подходов к видению будущего, поспешные, хаотические действия, преследующие односторонние цели.

Очевидно, что динамика продолжения такой тенденции должна быть приостановлена и пресечена. Город должен быть возвращен горожанину с целью обеспечить его устойчивое, гармоничное и разностороннее развитие, трудовую деятельность, свойственную культурной, передовой экономике и высокому уровню сервиса. Город должен формировать образованного, счастливого человека. Вместо того чтобы осуществлять масштабные постройки, объявлять сомнительные конкурсы, оформлять куплю-продажу знаковых зданий города, забивать зеленые зоны кафе и закусочными, следует провести скрупулезный анализ сохранившегося социально-культурного потенциала города, составить карты культурных ресурсов 1990-2010 годов, определить тенденции, динамику положительных и отрицательных результатов, выявить многочисленные градостроительные проблемы, генерализовать их по очередности.

Классификация проблем по видам и периодам должна происходить с использованием международных конвенций, к которым присоединилась РА, прежде всего ICOMOS, определением бенефициариев и противостоящих аргументов, с трезвым учетом высокой затратности будущих реформаций и бюрократической продолжительности процесса. При этом следует предвидеть неизбежные конфликты с владельцами частной собственности и необходимость судебных решений. Градостроительные реформы вначале обязательно вызовут высокую социальную напряженность, да и связаны они с определенными коррупционными рисками. Причина того – отсутствие динамичного законодательного обеспечения градостроительной безопасности городской среды, вследствие чего в настоящее время существует острая необходимость долговременной консервации строительства в центральной части города.

Современный Ереван, который достался в наследство независимой Республике Армения, был сформирован в основном в советское время в 1920-1990-х годах. Хотя первый Генеральный план Еревана составлен еще специалистами Российской империи во второй половине XIX века, однако он предусматривал скорее инженерные мероприятия по составлению рельефной съемки территории, благоустройству, водоснабжению, канализации, связи, затрагивал транспортные и некоторые другие вопросы. Русские специалисты использовали в своих архитектурно-градостроительных решениях, как правило, простую квадратно-прямоугольную планировочную сетку, что очень часто не вписывалось в беспокойный рельеф армянских населенных мест. С Ереваном навсегда связано имя академика Александра Таманяна – выдающегося архитектора, представителя русского неоклассицизма, переселившегося на родину из Санкт- Петербурга и составившего первый по-настоящему реальный Генеральный план города на 150 тысяч жителей в 1924-25 годах.

Согласно этому документу, утвержденному правительством Советской Армении, город развивался небывалыми темпами, он был задуман и частично застроен как город-сад с четким функциональным зонированием, с соблюдением всех существующих тогда градостроительных нормативов. К примеру, зеленых насаждений на одного жителя города было предусмотрено ровно 9 кв. м. Учитывая жаркие климатические условия Араратской долины, в центре которой находится столица республики, внутриквартальные пространства обустраивались водными поверхностями, бассейнами, декоративными прудами, сквозными каналами по обе стороны улиц, играющими одновременно роль водоотводов – ливнестоков. Значительная часть не застраивалась и образовывала площади и курдоньеры. Первый крупный знаковый культурный объект столицы – великолепное здание Оперы и балета и Концертный зал, далее – Государственной картинной галереи, музеи, концертные залы, гостиницы, рестораны, школы, университеты, парки и сады...

Город был спроектирован и реализован в основном пятиэтажным, с широкими улицами и тротуарами, обширными площадями для собраний, демонстраций и митингов; спортивные сооружения и стадионы обеспечивали физкультурно-оздоровительную деятельность города. Особое внимание зодчий уделил научно-образовательной функции города, объединив несколько вузов, студенческих общежитий, библиотек, коммунальных учреждений, учебную астрономическую обсерваторию в единую системную застройку вокруг Кольцевого бульвара. Культурные объекты столицы Армении имели высокую наполняемость с периодическим обновлением концертов, постановок, спектаклей, экспозиций, выставок, симпозиумов, фестивалей, молодежных встреч, творческих вечеров. Строительство зданий и сооружений осуществлялось в основном местными природными строительными материалами: разноцветными туфом и базальтом, травертином, мрамором, фельзитом, дунитом и т.п. Таманяновский Ереван создавал впечатление того, что средневековая армянская архитектура и не прерывалась вовсе в течение 600 лет отсутствия государственности и строительного застоя.

После скоропостижной кончины основателя современного Еревана его дело блестяще продолжили представители таманяновской школы, которую он создал, невзирая на огромную практическую занятость. Таким образом, благодаря последовательному и гармоничному развитию, преемственности стилей, большому архитектурному такту, учитывающему и оберегающему авторские права коллег всех времен, строгому соблюдению градостроительных нормативов и генплана, высокому профессиональному мастерству зодчих, строителей, каменщиков, художников в середине 60-х годов прошлого столетия Ереван превратился в удобный, красивый, с высоким культурным потенциалом город, обеспечивающий комфортные условия для становления и развития личности горожанина.

Этот небольшой исторический экскурс необходим для того, чтобы убедиться в дальнейшем безусловном и яростном искажении градостроительных и архитектурных идей Таманяна, выявить причины печальной участи состоявшегося преступления, определить пути преодоления его последствий.

Разрушение культурной среды Еревана началось, на наш взгляд, с внедрением нормативов типового проектирования по всей территории СССР. Вторая половина 60-х годов видоизменяла города повсеместной постройкой "хрущевок", точечными многоэтажными зданиями, типовыми школами, детскими садами, универсамами, аптеками, похожими друг на друга микрорайонами с целью оптимизации коммунального и бытового обслуживания. "Штучные", оригинальные авторские здания и объекты, имеющие индивидуальный облик и исполнение, стали в архитектуре редкостью, любое отклонение от московских директив и крупнопанельного заводского строительства считалось дисциплинарным нарушением.

В этих условиях пострадала также культурная среда и культурное пространство города, так как первый удар пришелся по архитектуре. Начала нарушаться гармония застройки и единые подходы к формированию городского пространства. Появились крупные жилые районы, лишенные социально-культурных элементов, одновременно территория города разрослась, и жителям окраин стали труднодоступны посещения просветительских мероприятий, концертов, спектаклей, проходящих в традиционном центре. Очень сложно было в таких условиях не потерять лицо национальной архитектуры. Важной внешней причиной чрезмерного роста Еревана стала повсеместная и неоправданная миграция село-город, вследствие чего пропорции городского и сельского населения республики резко нарушились. Теперь сельчанин с трудом воспитывался и шлифовался в культурной городской среде, а порою, наоборот, сам являлся примером для подражания.

С распадом Советского Союза и наступлением независимости, казалось, культура в республике должна была пережить бурное, свободное, раскрепощенное развитие, не ограниченное имперскими факторами, коммунистическим централизмом, соцреализмом, цензурой. Но получилось наоборот. Несостоятельные, искаженные рыночные отношения, право собственности на землю, вольная интерпретация застройки, индивидуального строительства - с одной стороны, и непригодность существующих законодательных актов, отсутствие новых градостроительных нормативов, направленных на защиту и сохранение культурной среды города - с другой, плюс коррупционные риски, вседозволенность и безнаказанность – все это привело к тому, что Ереван за последние 25 лет потерял ряд бесспорных преимуществ, которые приобрел еще к концу ХХ века. В частности, собственник, купивший какой-нибудь объект, вправе его снести, видоизменить, придать ему совершенно иные функции. Таким образом несколько известных кинотеатров столицы превратились в торговые ярмарки, книжные магазины – в супермаркеты, а банки из центра Еревана неоднозначно вытесняют, выкупая или арендуя, престижные растворы самого разного назначения.

Отдельно стоит поговорить об исторической среде города, имеющей давние традиции и архитектуру. Она полностью уничтожена, старые классические здания пронумерованы с призрачной целью восстановления в другом месте, а вместо них построены высокодоходные точечные многоэтажки. Снесено здание-памятник первой Академии наук Армянской ССР, две гостиницы города, на месте одной из них сейчас открыт базальтовый карьер. Застроены зеленые зоны столицы, две речки – Гетар и Палас, взяты в металлические трубы и бетон, а основная река Раздан служит канализацией и мусоропроводом для прибрежных увеселительных объектов. На центральных улицах, прямо на тротуарах, расположились бензоколонки, станции технического обслуживания, моечные, торговые ряды, целые рынки. Культурная городская среда небывалыми темпами уступает свои позиции бизнес-территориям, а мэрия Еревана фактически потакает этому.

Ярким и печальным примером сказанного является продажа памятника архитектуры начала 1950-х годов (входящего в соответствующий список) - классического здания Крытого рынка нашей столицы частнику без постановки перед ним обязательств по сохранению. В результате этого большая часть уникальных несущих арочных конструкций уже снесена, под угрозой полного уничтожения оказались другие его элементы. Гражданское общество выразило свое несогласие с решениями властей, и благодаря сильному давлению посредством акций, выступлений в медиа и социальных сетях строительные работы в настоящее время остановлены. Работы к тому же ведутся без чертежей, без согласований и слушаний. Министерство культуры долго стояло в стороне и только недавно вынуждено было вынести решение в пользу сохранения этого памятника. Окончательной уверенности в спасении очередной жертвы тандема бизнеса и коррупции тем не менее нет.

Вопиющим можно назвать решение мэрии об объявлении конкурса на реконструкцию площади Республики – визитной карточки столицы Армении, таманяновского наследия. Еще раньше продано частнику одно из зданий – памятников площади – Министерство иностранных дел. Новая функция правительственного здания – гостиничная. Вся подземная часть площади по условиям задания на проектирование должна превратиться в парковку, тем временем раскопки археологов несколько лет назад открыли под площадью огромные, хорошо сохранившиеся культурные пласты старого города, относящиеся к разным историческим эпохам его развития. Конкурс объявлен без проведения слушаний в градостроительном совете, Союзе архитекторов, без общественного обсуждения.

Таким образом, уничтожение культурных пространств Еревана приняло четкий, последовательный, глубоко продуманный и преступный характер.

Анализируя сложившееся положение функционального зонирования городского пространства Еревана, нетрудно заметить, что объекты культуры, образования, зеленые зоны, зоны общественного назначения последовательно уступают свои позиции далеким от сферы общественных интересов областям. Причиной этого является осуществление неправильной политики в градостроительной сфере, полное игнорирование государственным сектором мнений, предложений, точек зрения общественного сектора и соответствующих специалистов. Задачи и ответственность за современную ситуацию полностью лежат на государственных работниках культуры, часть вины имеет и общественный сектор, недостаточно активно и с опозданием реагирующий на нарушения. Первыми ответчиками за градостроительный хаос Еревана являются Министерство градостроительства РА, мэрия и, конечно, "незаменимый" главный архитектор города. Но главным ответчиком является, безусловно, правительство Республики Армения.

В этой ситуации деятели культуры через оппозиционные партии и общественные организации должны провести и утвердить в Национальном Собрании ряд законодательных актов, защищающих культурное пространство городов Армении. Подготовку документов могут взять на себя Союз архитекторов совместно с Палатой адвокатов РА. После принятия законов следует привлечь к их реализации государственные органы: министерства культуры и градостроительства, мэрию, Министерство внутренних дел – как орган, осуществляющий контроль за правопорядком. В первую очередь следует определить перечень объектов, возведенных с нарушением существующих при отводе участков нормативов, принуждение к их реконструкции или сносу силами и средствами виновных в нарушениях. Вторая очередь практических работ – это выявление сооружений, объектов или комплексов, не нарушивших при постройке законодательных актов, однако решением совместных комиссий, составленных государственными и общественными организациями (стейкхолдерами) и оказавшихся неуместными, вычурными, мешающими облику и панораме города, являющимися градостроительными препятствиями для нормальной городской жизнедеятельности с точки зрения политики городского планирования.

Почему встала задача сохранения и восстановления культурного наследия Еревана – видно из вышесказанного. Политика мэрии и правительства в этом вопросе сводится к следующему: нумерация поштучно каждого камня сносящегося дома-памятника и последующий их монтаж (собирательство) в другом месте, в совершенно другой среде, постройка на месте памятника многоэтажного, как правило, элитарного высотного жилья. Это уничтожает не только старинные здания, но и открытые пространства между ними; практически идет процесс непрерывной застройки, без каких-либо проездов и проходов между зданиями. Такой подход, на наш взгляд, неприемлем по следующим причинам:

1. Полностью игнорируются окружающая среда памятника, его особая историческая аура. 2. Перенос зданий, имеющих столетние сроки возведения, с точки зрения техники строительства чрезвычайно труден, затратен и опасен. 3. На новом месте неизбежны искажения не только фасадов, но и конструкций, проемов, торцов и крыш, что приведет к имитации старины, ее фальсификации. 4. Навсегда теряются градостроительная среда старинной застройки, кварталы, дворы, переулки, мостовые, поскольку новое расположение и функции зданий откровенно коммерческие - гостиницы, рестораны, магазины, духаны, автостоянки с современной инфраструктурой. 5. Возведение непрерывных высотных зданий, сопряженных друг с другом и со старой пятиэтажной застройкой, школами, общественными сооружениями, зданиями - так называемая "точечная" архитектура еще и опасна вследствие нахождения Еревана в 9-балльной сейсмической зоне. В случае землетрясения разрушения будут многократны из-за обрушений высотных зданий на малоэтажные, а отсутствие межзастроечных пространств фактически лишает жителей Еревана условий для временного размещения в палатках и под навесами. Именно по этой причине следует ускорить разработку, утверждение и применение соответствующих законодательных актов, направленных на спасение еще оставшихся зданий, кварталов-памятников. За примерами далеко ходить не надо: наши соседи - грузины имеют положительный опыт разработки соответствующих законодательных актов по сохранению культурно-исторического наследия города Тбилиси.

К составлению достоверной карты ресурсов должны быть привлечены профессионалы, работники сферы архитектуры, археологии, этнографии, изобразительного искусства, музыки, других видов искусств. К работам по обмеру, диагностике памятников могут быть привлечены студенты соответствующих вузов в качестве волонтеров или с целью прохождения производственной практики и стажировки. Процесс составления карты ресурсов должен быть прозрачным и освещаться средствами массовой информации. Культурные ценности – всеобщее богатство и всеобщая собственность и должны быть сохранены всеобщей ответственностью.

В результате последовательного осуществления указанных выше мероприятий, подключения к выполнению поставленной задачи международных организаций, конвенций и соглашений, подписанных правительством Армении по данному профилю, будут созданы твердые предпосылки для того, чтобы культурное пространство Еревана начало медленно, но неукоснительно и необратимо возвращаться на свое историческое место, не только доставляя городу и его жителям эстетическое удовлетворение, но и превратившись в реальный источник обогащения городской казны. Замена неуместных бензоколонок, пунктов мойки, технического обслуживания, торговых павильонов, ларьков, точек, освобождение от балласта личной вседозволенности во имя обогащения любой ценой, вкрапление в городскую среду картинных галерей, выставок, концертных площадок, восстановление мастерских художников, кузнецов, краснодеревщиков, резчиков, ковроткачей, скорняков, внедрение новых инновационных объектов культурного обслуживания населения может привести к достижению поставленных целей уже в недалеком будущем.

Для осуществления данной цели нужен экономический и социальный союзник, который должен явиться бенефициарием и финансовой гарантией проведения реформ. Им может и должен стать ТУРИЗМ – самая заинтересованная отрасль культурно- экономической деятельности человека. Туризм и только туризм явится мощной поддержкой преобразований, направленных на восстановление и сохранение культурно-исторического наследия Еревана. Конечно, градостроительные реформы чрезвычайно затратны в короткий отрезок времени. Однако продолжение сложившихся тенденций хаотической бизнес-застройки приведет еще к более тяжелым последствиям. Посему реконструкцию Еревана необходимо начать немедленно, пока ошибки еще можно исправить. Иначе надо будет думать о строительстве новой столицы Армении по примеру Астаны.


Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРХИТЕКТОР С КИСТЬЮ ХУДОЖНИКА
      2014-03-03 12:24

      "В поэзии надо делать то, что надо, нельзя делать того, что нельзя, и надо делать так, как надо", Аристотель. Это было его любимое выражение. Совет, наказ великого философа - главный канон его творческой, да и всей земной жизни. А она была счастливой, насыщенной, честной, богатой и плодовитой. Макабе (Макик) Мекенасович Мануэлян родился 28 февраля 1929 года в Ереване, был коренным ереванцем и по праву гордился этим, не забывая, однако, игдирские корни. Отец Мекенас Мануэлян, известный гидроинженер, привил ему любовь к чертежам и задачам, мать - Тереза Исаакян, сумела угадать в сыне ранний интерес к литературе, музыке, рисованию и заполнила ими все свободное время одаренного школьника.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ИЗ МОСКВЫ С ДВУМЯ ГРАН-ПРИ
      2022-10-18 11:18

      Второе воскресенье октября в Армении считается днем ее столицы – города Еревана, который долгие годы праздновался в рамках проекта «Ереван – Эребуни». В этом году праздник не состоялся: ситуация вокруг Армении и в мире тревожная.

    • «СВЯЩЕННАЯ ЗЕМЛЯ»: СВЕРХУ И СНИЗУ (Видео)
      2022-10-12 09:36

      В Европе стартует показ нового документального фильма об Армении и Арцахе «Армения Сакра» (Armenia terra sacra), 65-минутный документальный фильм французско-армянского режиссера Нарека Восканяна, будет показан в Париже и других городах Европы в ближайшее время. Фильм является вторым полнометражным документальным фильмом режиссера после «Сокровищ Армении». Принимаются любые предложения, связанные с показом фильма...

    • КНИГА-АЛЬБОМ О ДАДИВАНКЕ ПРЕДСТАВЛЕНА В ИТАЛИИ
      2022-03-04 09:55

      На днях широкие круги итальянской общественности получили возможность познакомиться с одной из жемчужин армянского средневекового зодчества – монастырем Дадиванк и его знаменитыми фресками. Произошло это в итальянской провинции Беллуно, где в музее замка Палаццо Фульчис (Palazzo Fulcis) двое самоотверженных специалистов – архитектор-реставратор Ара Зарян и художник-реставратор Кристин Ламуре организовали презентацию авторской книги-альбома «Монастырь Дади – Дадиванк: консервационная реставрация фресок 1297 г. в церкви Катогике, построенной в 1214 г.».

    • ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ГЕНОЦИДА ТРЕБУЕТСЯ КОНКРЕТНАЯ РАБОТА
      2022-02-24 10:17

      В последнее время, в связи с поступающей информацией о возможном визите экспертов ЮНЕСКО, а также известным заявлением министра культуры Азербайджана, тема защиты культурного наследия на оккупированных территориях Республики Арцах вновь чрезвычайно актуализировалась. Со всех сторон раздаются требования предпринять соответствующие меры для защиты культурного наследия и предотвращения культурного геноцида. Мы же попытаемся в настоящей статье в этом контексте рассмотреть вопрос о том, что именно мы можем и должны сделать, какая подготовительная работа должна быть проведена и как необходимо реагировать на существующие вызовы.