АРХИТЕКТОР С КИСТЬЮ ХУДОЖНИКА
"В поэзии надо делать то, что надо, нельзя делать того, что нельзя, и надо делать так, как надо", Аристотель. Это было его любимое выражение. Совет, наказ великого философа - главный канон его творческой, да и всей земной жизни. А она была счастливой, насыщенной, честной, богатой и плодовитой. Макабе (Макик) Мекенасович Мануэлян родился 28 февраля 1929 года в Ереване, был коренным ереванцем и по праву гордился этим, не забывая, однако, игдирские корни. Отец Мекенас Мануэлян, известный гидроинженер, привил ему любовь к чертежам и задачам, мать - Тереза Исаакян, сумела угадать в сыне ранний интерес к литературе, музыке, рисованию и заполнила ими все свободное время одаренного школьника.
"ТОНКО ОТТОЧЕННЫЙ КАРАНДАШ В УВЕРЕННЫХ ПАЛЬЦАХ, НАНОСЯЩИХ МАНУЭЛЯНОВСКИЙ ШТРИХ, чудодейственная акварельная кисть, накладывающая сочные мазки на шершавую бумагу, музыцирование на рояле, по-детски задорный смех, наивная, застенчивая улыбка - никогда не изгладятся из нашей памяти". Лия Сафарян, архитектор.
Классические, фундаментальные знания, четкое видение своего профессионального будущего, огромное желание и работоспособность позволили Макику в 1946 году с первой попытки, легко и весело стать студентом архитектурного отделения строительного факультета Ереванского политехнического института.
"Макик был талантливым учеником армянской архитектурной школы. В годы учебы он отличался абсолютными способностями не только в выбранной специальности, но и в рисовании. Мы, учителя, связывали с ним большие надежды и рады, что не ошиблись". Вараздат Арутюнян, доктор архитектуры, профессор.
Помимо основных профильных занятий студенты практиковали обмер памятников, этюды, графические работы, изучали на местах историю и природу Армении, участвовали в археологических раскопках. После таких каникулярных экспедиций Макик возвращался с богатым грузом акварельных, графических, обмерочных работ, прикоснувшись к тайнам и секретам великих мастеров средневековой архитектуры. Этот бесценный багаж он пронесет через всю жизнь. После успешного окончания института в 1951 году Макабе Мануэлян сразу получает приглашение на работу от самого профессора Сафаряна, руководителя его дипломной работы, и моментально включается в уже начавшееся проектирование здания президиума Академии наук Армянской ССР. Здесь он сближается с другим корифеем архитектуры - Рафаелом Исраеляном.
"Макик Мануэлян, впитав характерные черты творчества своих учителей, остался самим собой, проявив определенные, только ему свойственные качества уже в ряде построек 50-60-х годов". Левон Бабаян, заслуженный архитектор Армении.
В числе знаковых работ того времени - реконструкция павильона Армянской ССР на ВДНХ СССР в Москве. Общее руководство работ осуществлял уже всемирно известный зодчий, академик Каро Алабян, с учителями-наставниками Макику продолжает фантастически везти.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ МАСТИТЫХ МЭТРОВ БЫЛО ВКОНЕЦ ЗАВОЕВАНО, и Макик приступает к самостоятельному проектированию ответственных зданий и сооружений. Это жилой дом по улице Калинина в Ереване (совместно с Саркисом Гурзадяном), Дом культуры железнодорожников на Привокзальной площади Еревана, Дом культуры в Арарате, гостиницы в Эчмиадзине и Талине и др. В 1969 году, после кончины своего учителя Самвела Сафаряна, он по праву наследует госзаказы на проектирование объектов Академии наук Армении. Это прежде всего комплекс НИИ радиофизики и электроники в Аштараке, Институт математики и механики в Ереване, Институт физических исследований и его жилой комплекс в Аштараке, Институт точных радиоизмерений в Оргове. Заказы академии всегда были связаны с особой ответственностью проектировщика перед учеными, которые должны быть максимально обеспечены лучшими условиями для творчества и отдыха. Поэтому Макик предварительно проделывал огромную работу, досконально вникая в специфику отрасли, имея многочисленные беседы со специалистами, выполняя бесчисленное множество эскизных вариантов, пока коллегиальное с учеными решение не утверждалось.
Проектирование жилого поселка для сотрудников НИИ физических исследований - по сути, его первая и очень удачная градостроительная работа. Живописно расположенные двухэтажные коттеджи на садовых участках, смелое использование рельефа, удобные коммуникации, детские площадки, рекреационные уголки, остроумное решение самих особняков с втопленными в фундаменты и подвалы гаражами, просторными лоджиями с видом на Арагац - все это создавало ученым прекрасные условия для жизни и творчества.
"С первого же самостоятельного проекта Макабе Мануэлян уверенно занял место, как бы принадлежавшее ему по праву, и с той поры лишь развивал и оттачивал мастерство, почти ничего не меняя в своих принципиальных позициях". Спартак Хачикян, заслуженный архитектор Армении.
ТАКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, ВЗЫСКАТЕЛЬНОСТЬ И ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ К СЕБЕ у него проявлялись не только в архитектуре, но и в семье, коллективе, обществе, дружбе. Такого же честного и прямого отношения он ждал от окружения, если же не удавалось - искренне удивлялся и жалел. Безусловно, коллеги считали Макика счастливым человеком, да и он сам никогда не жаловался на судьбу: чудесная Инга - любящая и любимая супруга, мать троих сыновей, профессиональное признание (в 43 года он получает звание заслуженного архитектора Армении), твердая, но неафишируемая уверенность в собственном таланте и значении, наконец, ставший вторым домом "Армгоспроект" с его чрезвычайно родным, близким и талантливым коллективом - что же еще было нужно для настоящего счастья... Нельзя не отметить его успешное (2-я премия) участие в открытом конкурсе на памятник жертв Геноцида армян в Османской империи.
Свыше 30 объектов спроектировал и построил Макабе Манвелян в течение неполных 30 лет творческой жизни, по одному проекту в год - чрезвычайно высокая производительность! Это школы, дома отдыха, профилактории, памятник павшим воинам и Дом гостеприимства в НКР, мемориал в Гомадзоре и оформление въезда в город Севан и другие. Но есть среди них несомненный шедевр - это красивейшее здание Музея древностей в Мецаморе - местности, где были обнаружены богатейшие экспонаты древнеармянской цивилизации: обсерватория, металлоплавильное производство, высокохудожественные изделия, оружие, украшения. Макик сумел с гордостью и чувством национального достоинства оценить вселенское значение Мецамора и, пропустив все это через себя, произвести на свет уникальное музейное сооружение, еще издали приглашающее посетителей к соприкосновению с чудесными тайнами Армянского нагорья.
ОСОБОЕ МЕСТО В ТВОРЧЕСТВЕ МАКИКА ЗАНИМАЛА АКВАРЕЛЬ. Специалисты знают, что это едва ли не самая трудная техника живописи. Молниеносная, не терпящая фальши или ошибок, она требует точной, легкой, воздушной кисти, зорких, колючих глаз, высокого вкуса цветовых переходов. Но самое трудное в акварели - это последний мазок, умение вовремя завершить произведение. Поэтому техника акварели подвластна даже не каждому художнику. Архитектор Макик оставил богатое наследие акварельных работ, сочных, философских, грустных, тревожных, лирических, просто красивых.
"Макик Мануэлян при всем своем внешнем спокойствии и добрейшей статичности лица и фигуры был сгусток неиссякаемой энергии, взрывоопасный заряд, который мог разрядиться в любую минуту, почувствовав малейшую несправедливость, злой умысел по отношению к любому человеку, к любому явлению". Ян Исаакян, заслуженный архитектор Армении.
Макабе Мануэлян не был руководящим работником. Не стремился к должностям, избегал административных стульев, он был счастлив в творчестве. Архитектура для него не была профессией, она была его верой, религией, неотъемлемой частью его самого, его образом мышления, его философией, наконец - его божеством. Оно и призвало его, аккурат в день рождения, на глазах у родных и близких, в один миг превратив юбилейный банкет в поминальную вечерю. Это случилось 28 февраля 1980 года в собственном доме, среди картин и проектов - настоящих и будущих, в доме, где он успел прожить всего лишь 51 год.
"Он простился с жизнью как истинный художник, в день своего рождения, в високосный 1980 год, не допив последнего бокала вина, не дописав последней акварели, не поставив последнего камня..." Лия Сафарян.
А может, Бог уберег своего избранника от будущего...
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2013-08-01 00:00
Архитектура – активный и, несомненно, агрессивный фактор культурной среды человека. Мало кому придет в голову применить к архитектуре определение "разрушительная", однако такие случаи есть. Если можно музыку выключить, живописью не увлекаться, проходить мимо скульптурных памятников, не посещать музеи, выставки, быть равнодушным к поэзии и литературе, если можно отгородиться от кино, телевидения, концертов и проч., то архитектура и градостроительство вам просто не позволят этого сделать. Архитектурная среда действует на человека на протяжении всей жизни независимо от его желания, вкусов, образования, помимо его воли, действует активно и подсознательно, формируя самые разнообразные черты. И чем качественней городская среда, тем качественней горожанин, и наоборот, чем безобразней окружение человека, тем бескомфортнее и беспокойнее он себя чувствует. Поэтому формирование городской среды должно происходить очень ответственно, с учетом многолетнего и непрерывного влияния его составляющих, с непременным учетом воспитательного значения.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-09 11:32
К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.
-
2024-10-23 09:52
"Я солнцем вскормленный язык моей Армении люблю... Я - и в крови, и сироту - свой Айастан, как яр, люблю..." - в форсированной фразировке, в кличе, взрыве рождалось то, что не расскажешь и не опишешь... Так читал строки Чаренца Хорен Абрамян. И вот теперь с таким же хриплым раем торжества читал их поэт, музыкант, подюсер Рубен Мхитарян...
-
2024-10-10 10:55
К 90-летию писателя-публициста Хочу с самого начала внести некоторые уточнения и пояснения. Заметки эти вовсе не претендуют на сколько-нибудь полный и целостный охват жизни и деятельности Зория Балаяна. Это не очерк и не литературный портрет известного писателя-публициста и национально-общественного деятеля. Я не собираюсь перечислять здесь все его заслуги перед страной и народом и присвоенные ему правительственные и государственные награды, почетные звания, ордена и медали. Их много, их более чем достаточно, и исчерпывающие сведения о них можно найти в Википедии.
-
2024-09-28 10:44
О чем будут говорить на III Евразийском экономическом форуме в Ереване Дискуссию о том, стоит ли допускать на пространстве евразийской интеграции конкуренцию, можно считать завершенной. А ведь, помнится, как-то на одном из высоких собраний ЕАЭС представитель Беларуси даже говорил о недопустимости конкуренции между производителями и поставщиками услуг из стран «интеграционной пятерки». Вспоминается также, как несколько лет назад во время моего посещения Крыма директор флагмана крымской промышленности завода «Фиолент» несколько обиженно констатировал, что их электроинструментам приходится вступать в жесткую конкуренцию на российском рынке с российскими же и западными аналогами…