ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ ТАЛАНТА
Встреча с одним из самых замечательных японских пианистов, обладателем золотой медали Тринадцатого конкурса пианистов им. Вана Клиберна и лауреата других престижных международных конкурсов Нобуюки Цудзии в Большом зале филармонии им. А. Хачатуряна, стала самым ярким сюрпризом начавшегося нового концертного сезона. Эта встреча произошла в рамках международного фестиваля "Ереванские перспективы".
И на сей раз, мы покорены энергией организаторов этого фестиваля – его председателя, композитора Степана Ростомяна и главного менеджера Соны Оганесян, имеющих устойчивую привычку устраивать смотры лучшего, что есть в мировом искусстве. Своей праздничностью, необыкновенной торжественностью, концерты фестиваля способны заинтересовать, приблизить к музыке даже людей, далеких от неё.
ПОВЫШЕННЫЙ ИНТЕРЕС ЕРЕВАНЦЕВ К НОБУЮКИ ЦУДЗИИ НЕ БЫЛ СЛУЧАЙНЫМ. Незрячий от рождения японский пианист и композитор еще в раннем детстве покорил мир своим незаурядным дарованием. Мы помним блистательные гастроли пианиста в Ереване лет пять назад, когда он представил насыщенную программу, сыгранную мощно, пронзительно, весьма эмоционально.
За свой талант Цудзии благодарен матери, которая подарила ему в детстве игрушечное пианино и тем самым помогла поверить в свои силы. В возрасте двух лет на детском пианино он сыграл рождественскую песню «Jingle Bells», на слух запомнив эту мелодию. В четыре года он начал систематически заниматься музыкой, в десять - состоялся его дебют на сцене Симфонического центра Осаки. В двенадцать лет Нобуюки играл в токийском Сантори Холл, а также в нью-йоркском концертном зале Карнеги-холл.
Цудзи ведет активную гастрольную деятельность. Он выступал в Нью-Йорке, Лондоне, Берлине. Пианист выступал с камерным оркестром Orpheus и с Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля, давал концерты с дирижерами Валерием Гергиевым, Владимиром Ашкенази, Владимиром Спиваковым, Василием Петренко.
В дополнение к таланту музыкального исполнителя Нобуюки обладает композиторским даром, его первой авторской композицией была «Street Corner of Vienna». В 2010—2011 годы он сочинял музыку для японского фильма, а также для японской телевизионной драмы. Во время Всемирного экономического форума в Давосе в январе 2012 года демонстрировался короткометражный фильм «Огни Японии», где Нобуюки Цудзии играет на рояле, восстановленном после повреждений при разрушительном землетрясении 2011 года в восточной Японии.
И вот он перед нами… Волшебные руки пианиста. Его надо слушать, видеть, чувствовать. Убеждена, что своим магическим дарованием пианист находит дорогу практически к каждому человеку, даже не музыканту.
В программу нынешнего концерта вошли Фортепианная соната N14 до-диез минор Бетховена, пьесы Ференца Листа из цикла «Годы странствий» «Венеция и Неаполь», менуэт Равеля, посвященный Гайдну, «Павана спящей красавицы», «Игра воды»; восемь концертных этюдов Николая Капустина.
КАКОЙ ЭТО УСПЕХ, КАКОЙ ЖИВОЙ ОТКЛИК ВЫЗВАЛА МУЗЫКА, СЫГРАННАЯ ПИАНИСТОМ. Слушая пианиста, публика словно впитывала в себя характерные свойства его дарования – невероятную самоотдачу, даже жертвенность в отношении к исполняемой музыке, в чем-то родственную религиозному акту. Главная привлекательность стиля артиста – "нутро" его музыки. Он находит в исполняемом сочинении именно те такты, ради которых она и была написана, поражая, восхищая слушателей, возвращая их к подлинным чувствам, "очеловечивая" нынешнюю жизнь каждого слушателя.
Мне показалось, что Лунная соната Бетховена выбрана пианистом неслучайно. Что-то роднит его с этими звуками. Такое поэтичное, вдохновенное размышление. Он знает природу трагического: это знание где-то в кончиках его пальцев. Лунная соната – одно из популярных и любимых слушателями произведений Бетховена. Ее популярность раздражала даже самого автора: "Я написал вещи и получше", - говорил композитор. Но любовь к ней не ослабевает и в наши дни. Среди исполнителей сонаты – Гленн Гульд, Вильям Кемпф, Эмиль Гилельс, Владимир Горовиц, Даниэль Баренбойм…
В исполнении Нобуюки Цудзии это произведение Бетховена было таким глубоким, потрясающе выразительным, что дух захватывало. Пианист приковывает внимание к роялю с первыми звуками, прежде всего осмысленностью, наглядностью и осязаемостью размышлений, весьма нетривиальных. Играя, он явно ни на секунду не забывает Бетховена, да еще зная трагические обстоятельства его жизни, его борьбу с несправедливостью судьбы. Мятежный дух, драматизм ощущений блестяще переданы пианистом: трогательно, на каком-то запредельном уровне мастерства передает он крушение надежд, гнев и страсть, философскую созерцательность Бетховена в красивейших вариациях и трелях, исполненных подлинного трагизма.
Это произведение, как, впрочем, и всю программу, - исключительный подарок слушателям - артист играл изящно и тонко, чувствуя настроение каждого композитора. Но соната прозвучала как откровеннейший монолог, глубоко личностный и неповторимый. Зал, разумеется, боялся дышать. Пианист словно сам летит с этими удивительными звуками и так естественны для него печаль и неожиданные смены ритма, как и настроение композитора. Он действительно живет в мире Бетховена.
Так же вдохновенно, искренне он сыграл сочинения Листа, Равеля, сам становясь их соавтором – подлинным, искренним, честным.
Хорошо продуман и фантастически виртуозно сыгран цикл из концертных этюдов украинского композитора Николая Капустина. Музыка берет за живое ощущением красоты и искренности. Откуда такое разнообразие темпов, интонаций и как все это богатство держит в руках пианист – это просто его секрет. Капустин у него - безудержный, беспредельный, экспрессивный.
Напомним, что в начале 1950-х годов Н. Капустин начал выступать в качестве джазового пианиста. Он организовал джазовый квинтет и начал выступать в московском ресторане "Националь". Американцы посещали этот ресторан и однажды записали выступление квинтета Капустина. Данная запись попала в трансляцию радиостанции "Голос Америки". Так получилось, что имя композитора впервые громко прозвучало в США.
Не знаю, почему, но у меня осталось ощущение, что это произведение так поэтично, жизнерадостно, с таким увлечением еще никто не играл. Зал самозабвенно аплодировал. Потом пианист сыграл еще несколько произведений на бис.
Набуюки Цудзии уходит со сцены под гром несмолкающих аплодисментов, оставляя надежду, что следующая встреча будет еще интересней.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.
-
2024-10-30 09:48
31 октября классику армянского зарубежья Эдгару ШАИНУ исполнится 150 лет Время, конечно, обладает могучей властью, меняет "глаз", совершенствует видение. Его действие порой оказывается непредсказуемым. Иногда с годами от былых увлечений мало что остается: легенда развенчивается, а яркий ореол вчерашних кумиров меркнет в глазах нового поколения. Не происходит ли нечто подобное и с Эдгаром Шаином, с его произведениями? Не останутся ли они в прошлом, безвозвратно отодвинутыми иными художественными веяниями?