Последние новости

МЕЧТА АНДРЕЯ БАБАЕВА

В Шуши состоялась премьера оперы "Арцваберд"

Вечером 1 сентября в Шуши царила атмосфера праздника: автострады, ведущие сюда из Гориса и Степанакерта, были забиты машинами и автобусами, полными пассажиров. По обочинам дорог шли жители окрестных сел и городов, направляясь к одному из старинных уголков Шуши - бывшему зданию Реального училища. Именно здесь, у развалин этого некогда знаменитого учебного заведения, должно было состояться исторически важное событие - арцахская премьера оперы "Арцваберд" известного армянского композитора советской эпохи Андрея Бабаева (Бабаяна).

Уроженец села Мсмна Мартунинского района Нагорного Карабаха, Андрей Бабаев мечтал увидеть свою оперу воплощенной на арцахской сцене со дня ее завершения. Однако этому произведению в первый раз суждено было прозвучать в ноябре 1957г. в Ереване со сцены Академического театра оперы и балета им. Ал.Спендиарова, а затем войти в его репертуар на долгие годы. Опера "Арцваберд", что в переводе означает "Орлиная крепость", полюбилась и в России, в оперных театрах многочисленных городов которой она ставилась не раз. Композитору так и не посчастливилось услышать свое любимое произведение на родине: Андрей Бабаев умер рано, в 40-летнем возрасте, оставив потомкам право решать судьбу своего богатого музыкального наследия, в том числе и оперы "Арцваберд".

И ожили стены знаменитого шушинского Реалног училища…Понадобилось больше полувека, чтобы сделать явью мечту композитора. 1 сентября у стен шушинского Реального училища Арцах не только услышал музыку "Арцваберда", но и стал свидетелем оригинальной театральной постановки с участием ведущих артистов и музыкантов Армении и Нагорного Карабаха. Более того, арцахская премьера оперы была приурочена к двум знаменательным датам - 22-летию независимости НКР и 90-летию Андрея Бабаева, посему приняла в устроенном под открытым небом зале всех желающих. На презентации "Арцваберда" присутствовали президент НКР Бако Саакян, премьер-министр РА Тигран Саркисян, глава Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископ Паргев Мартиросян, спикер НС НКР Ашот Гулян, премьер-министр Арцаха Ара Арутюнян, высшие должностные лица Арцаха и Армении, представители диаспоры и зарубежные ценители оперного искусства. Среди почетных гостей - первая леди Армении Рита Саргсян, под патронатом которой осуществлена арцахская премьера "Арцваберда".

Инициатором и художественным руководителем проекта выступила хормейстер и дирижер, худрук одного из лучших хоров Армении "Спегани" Сарина Автандилян. В спектакле приняли участие видные оперные певцы Армении и Арцаха, Государственный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна, хор "Спегани", государственный камерный хор "Овер", актеры Государственного театра пантомимы, государственные камерные хоры НКР "Вараракн" и "Мракац", Карабахский государственный ансамбль танца. Над постановкой серьезно поработали режиссер Жирайр Дадасян, хореограф Ара Асатрян, художник Астхик Степанян. Проект поддержан Министерством культуры и по делам молодежи НКР.

Сцена из оперы „Арцваберд„.Андрей Бабаев получил начальное музыкальное образование в Арцахе: на древней армянской земле никогда не умолкали армянская народная песня и музыка, связанные с традициями, ритуалами, бытовыми обрядами. Дух армянской музыки, ее поразительная мелодичность и самобытное звучание подтолкнули совсем юного Андрея к тару - народному армянскому инструменту, с освоения игры на котором он и начал свой путь в мир большого музыкального искусства. Талантливому арцахцу было 10 лет, когда семья переехала в Баку, где он продолжил обучаться музыке. Становление Андрея Бабаева как композитора произошло в Московской государственной консерватории им. П.Чайковского в классе замечательного композитора Юрия Шапорина.

Уже первые произведения Андрея Бабаева привлекли внимание широкой общественности авторским почерком, особой музыкальностью и большим диапазоном жанровых предпочтений. Наряду с классическими сочинениями он написал множество незабываемых эстрадных песен, стал автором обработок мелодий разных народов. Однако главной его мечтой был театр: молодой композитор мечтал сочинить оперу - армянскую по теме и музыке. Для этого перебрался в Армению. "Прежде чем написать "Арцваберд", я тщательно изучал музыкальное наследие моего родного армянского народа, стремясь подойти ближе к источникам его творчества, послужившего основой замечательных творений Комитаса, Ал. Спендиарова, Р.Меликяна и А.Тиграняна", - признавался Бабаев.

Опера "Арцваберд" создана на основе романа Наири Зарьяна "Ацаван" (либретто Завена Вартаняна и Гургена Боряна) и рассказывает о борьбе за коллективизацию в советские 1930-е годы. Тем не менее благодаря поднятым в ней извечным темам любви, борьбы добра и зла, утверждения побеждающей силы справедливости она актуальна и сегодня. В новой постановке "Арцваберда" создатели руководствовались красотой и богатством ее музыки, достойно звучащей и сегодня. "Базируясь на традициях армянской классической оперы, Бабаев создал произведение, полное лиризма, чувственности и национального музыкального колорита, - говорит Сарина Автандилян. - Мелодии Бабаева привлекают обилием ладовых красок, своей естественностью и выразительностью, они согреты большим душевным теплом. В героическом образе главного героя Рубена налицо несокрушимый дух и несломленная воля к свободе".

Сцена из оперы „Арцваберд„.Свидетелем всего этого наряду с потрясающей зрелищностью и великолепной работой артистов, вовлеченных в спектакль, и стала собравшаяся у стен Реального училища публика. Взрослые, старики, молодежь и дети, окружив подмостки, жадно впитывали каждую музыкальную фразу, не отрывая глаз от театрального действа, следя за сюжетом и наслаждаясь голосами певцов и хора, пластикой движений танцоров и мимов. Надо отдать должное устроителям спектакля, задумавшим использовать остов полуразрушенного исторического здания вместо декорации. Свет прожекторов и софитов, выхватывая из арочных проемов таинственного здания фигуры и лица персонажей еще более усиливал эффект присутствия зрителя у Орлиной крепости.

Меняющиеся события - беседа охраняющего крепость храброго воина Каро с верным другом и патриотом Рубеном, который влюблен в Маро, сестру Каро, предательский заговор и убийство Каро, лжесвидетельства завистников, возмущение народа, любовные перипетии и торжество справедливости - в сочетании с оригинальными постановочными решениями хореографа Ара Асатряна и режиссерскими задумками Жирайра Дадасяна держали публику до конца спектакля в напряжении. Своим успехом спектакль обязан и прекрасным костюмам, созданным с привлечением современных дизайнерских достижений, содержащих историческое начало, благодаря чему зритель уносился в воображении во времена давней эпохи, связанной со значимыми страницами летописи нашего народа.

Необходимо отметить и профессионализм певцов, вовлеченных в спектакль. Ровный, прямой и уверенный голос Гургена Бавеяна (Рубен), нежность и лиризм Ирины Закиян (Маро), полный проникновенной чувственности образ Шушан в исполнении Нарине Ананикян, мощные голоса и полные психологической глубины образы пожилого Тороса, предателя Аво и заговорщика Саркиса, воплощенные соответственно Ованесом Нерсесяном, Айком Тиграняном и Кареном Мкртчяном, - мастерству этих и других оперных артистов Армении и Арцаха, а также вдохновенной игре музыкантов Филармонического оркестра Армении публика аплодировала стоя.

"Опера "Арцваберд", которую я услышал сегодня в Шуши, подана в интересной интерпретации. Сохранив главные контуры человеческих взаимоотношений, руководитель проекта и его участники постарались сохранить и ту силу нравственности, которая была свойственна нашему народу всегда. В то же время, отойдя от идеологической составляющей оперы - темы советской коллективизации, они сумели сохранить и передать музыку Бабаева в ее первозданной хрустальной чистоте, - выразил свое мнение первый дирижер "Арцваберда", народный артист Армении Юрий Давтян. - Я счастлив, что мечта Андрея Бабаева, который всегда писал музыку для своей родины и народа, наконец-то сбылась благодаря преданности группы единомышленников его творчеству и армянскому музыкальному искусству, а также тем, кто поддержал проект".

Важность постановки оперы "Арцваберд" в Шуши подчеркнул и президент НКР Бако Саакян, назвав подобные мероприятия полезными как с точки зрения развития классической музыки в Арцахе, так и сохранения историко-культурных памятников.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • СПАСЕННЫЕ РЕЛИКВИИ ОККУПИРОВАННОГО АРЦАХА
      2021-10-16 10:00
      966

      В летописи Армении сохранилось немало примеров того, как простые люди в периоды нашествий врагов спасали не только стариков, женщин и детей, но и образцы культурного наследия, созданные нашими предками. Самый яркий и известный пример – Мушский Торжественник (Гомилиарий) весом в 27,5 килограммов, половинки которого во время Геноцида вынесли на своих спинах две армянки из Муша.

    • ИЗ КАМБОДЖИ В АРЦАХ ЗА ГРАНАТОВЫМ ДЕРЕВОМ
      2021-10-14 11:26
      1672

      В Доме камерной музыки им.Комитаса прошел сольный концерт альтиста Мираба Бабаяна – первый на армянской сцене в творческой жизни этого талантливого музыканта из Спюрка. В зале не было высокопоставленных чиновников и массового присутствия СМИ. Большинство слушателей - новые друзья Мираба, которых он приобрел за год жизни в Армении и, в первую очередь, за 44 дня прошлогодней Арцахской войны.

    • ГРАН-ПРИ «ЗОЛОТОГО АБРИКОСА» ВРУЧИЛИ ИНДИЙСКОЙ "ГАЛЬКЕ"
      2021-10-12 09:46
      1772

      Ереванский коньячный завод "Арарат" принял у себя организаторов, участников и гостей 18-го Международного кинофестиваля "Золотой абрикос". В музее завода, где хранятся и экспонируются образцы коньяков "Арарат" - летопись армянского коньячного производства, состоялась торжественная церемония закрытия фестиваля и были объявлены призеры.

    • СОЮЗ «ТЕКЕЯН» ВРУЧИЛ ЕЖЕГОДНЫЕ ПРЕМИИ
      2021-10-09 15:15
      1464

      Культурный союз «Текеян» объявил итоги ежегодной международной премии «Ваан Текеян». Торжественная церемония вручения состоялась в зале ереванского представительства, где собрались участники конкурса, члены союза «Текеян», представители ААЦ - архиепископ Натан Ованнисян и епископ Анушаван Жамкочян, представители общественности Армении.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • СКВОЗЬ ВОЙНУ, СКВОЗЬ КАМНИ - СКВОЗЬ ВЕКА!
      2021-09-24 09:37
      4892

      Ровно через месяц после премьеры спектакля "С неба упали три яблока", поставленного Каринэ Кочарян по повести Наринэ Абгарян на сцене Степанакертского драматического театра им. Папазяна, состоялся его показ в Ереване. Все повторилось - и аншлаг в зале, и смех и слезы, и нескончаемые крики "браво!" И этот большой успех арцахцев заставлял не только в очередной раз восхититься стойкостью их духа. Он заставлял поверить - снег не может идти вечно, рано или поздно непременно выглянет солнце...

    • Forbes: Одна из древнейших винодельческих стран, выращивающих виноград в зонах конфликта: Возрождение Армении
      2021-07-01 09:26
      1791

      Известное издание Forbes рассказало о виноделии и винной культуре в Армении.

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ ОПЕРЫ "ПАЯЦЫ"
      2021-06-11 10:41
      14975

      Премьера Афиша, извещающая о премьере оперы "Паяцы" на сцене Национального академического театра оперы и балет им. Спендиарова, насторожила и обрадовала. Насторожила потому, что спектакль ставился в отсутствие лидера театра, который с самого начала пандемии находится за рубежом. И в то же время порадовал факт, что любимая опера вновь появилась на сцене нашего музыкального театра.

    • КУДА ПОДЕВАЛАСЬ ЧАЛО ПЕРВОЙ ЛЕДИ?
      2021-05-20 11:19
      2556

      Спросите об этом у азербайджанцев на сюникских высотах 23 года назад, волею судьбы попав в Израиль и пробыв там несколько месяцев, автор этих строк разразился обширным циклом газетных материалов под рубрикой "Такой близкий Ближний Восток".