Последние новости

НЕПРЕХОДЯЩЕЕ ИСКУССТВО ЖАНСЕМА

В блестящем созвездии талантливых мастеров Франции армянскому художнику Жансему, недавно ушедшему из жизни, принадлежит особое место. Он был одним из самых знаменитых среди современных художников своего поколения. Он шел в искусстве своим путем, не приспосабливаясь к господствующим вкусам и требованиям моды.

Эмоциональное состояние переживших Геноцид художников и их стремление к языковой и стилевой оригинальности во многом унаследовали мастера поколения, родившиеся до 1930-х годов. В своем творчестве они осмыслили мучительный опыт своих едва избежавших смерти, но не отступивших от христианской веры родителей. Эта вера питает их произведения любовью, надеждой, трудолюбием и добротой. Инстинкт продолжения рода и воля к жизни предопределили художнический путь многих мастеров диаспоры, среди которых выдающийся художник Жансем (Ованес Семерджян).

Искусство Жансема снискало широкое признание во Франции и в других странах мира, а в Японии основан музей, носящий его имя. Кажется, что время бессильно перед художником, создавшим за годы творческой жизни более пяти тысяч работ. Он изображал простых людей с их будничными заботами. Гибкие линии Жансема, подобно кровеносным сосудам, растекаются по его полотнам и, гармонизируя мягкие бледные краски, создают не вполне реальную музыкальную атмосферу, атмосферу видения. Художник исповедовал именно такой принцип построения картины. Ровно через полвека после преисполненной великого бедствия картины "Смерть армянского старика" (1951) мастер создает цикл "Геноцид", где историческая правда предельно обнажена. Мотивы национального бедствия изначально живут в его искусстве, уходя корнями к 1915 году. Ночью в пустыне Дер-Зор араб пытается помочь армянской семье: умирающая женщина молит его спасти жизнь ее единственной дочери. Этой дочерью была мать художника.

Французский искусствовед К.Блан писал о Жансеме: "Сгинувшие души нашли прибежище в творчестве этого поэта-художника. Он запечатлел на полотне все то, чего мир так и не увидел. Картины Жансема - это память всего армянского народа".

В 2010 году Жансему исполнилось девяносто лет. Отец его погиб от разбойного нападения, когда ребенку было два года. Мать, прошедшая кошмар Дер-Зора, повезла сына в Грецию. Потом для лечения сломанной ноги привозит его во Францию, где они и остаются в заселенном преимущественно армянами квартале Исси-ле-Мулино.

Три года мальчик проводит в больницах. Его первой профессиональной школой становится свободная академия Монпарнаса. В 1938 юноша завершает Парижскую высшую школу искусства. Здесь ему преподавали Брианшон, Леген и Удо. Потом он год совершенствовал свои навыки в мастерской Сабатье. Первый раз представил свою картину "Скрипач" в салоне "Независимых". В начальный период творчества Жансем создавал полотна исключительно национальной тематики: "Армянка", "Армянская свадьба", "Похороны" и др. Часть этих работ ныне демонстрируется в Парижском музее армянского искусства.

После тяжелых военных лет, особенно во Франции, в искусстве возникает направление мизерабилизма, символизирующее одиночество, подавленность и грусть. Лидерами этой волны становятся Грюмер, Бюффе, Реберон, Мино, Гарзу и другие. В этом направлении молодой Жансем как бы находит себя, обретает веру в свое предназначение. В жизни художника важным этапом становятся путешествия в Грецию (1950г.) и Италию (1952-56гг.) Эти страны помогают ему расширить тематику, найти близкие ему человеческие образы.

В 50-е годы искусство Жансема получает широкое признание. Все его творчество подчинено закону верности своему внутреннему миру. Законы искусства похожи на законы природы. Каждое дерево имеет свой плод. Настоящее искусство является концентрированным отражением человеческой личности, его плодом. Самобытность языка выразительных средств, собственный стиль присущи линии, цвету, освещению, композиционному построению полотен Жансема.

Тема творчества художника берет начало из детства, прошедшего под знаком величайшей трагедии армян. Последующие годы не оказали существенного влияния. Жансем продолжал углубляться, создавая своеобразный мир непреходящей грусти.

В роли маленьких героев ранних полотен нередко фигурировали дети художника. Представляя их, Жансем говорил о своем детстве, отражая последствия свирепой бури. Эти дети, будь то дома или на улице, всегда босые, в лохмотьях, с печатью страданий на лицах. Художник изображает старых, увядших женщин. У них не только сходный образ жизни, но и повторяются черты лица. Кажется, что тот же человек предстает в различных картинках, множится, и в результате таких уже группы, и они живут в своем таинственном мире, о чем-то мечтая. Нам близки истощенные тела и искаженные муками глаза. Эти женщины всегда повязаны черным платком. И сегодня можно встретить таких, идущих группами на воскресную молитву.

Ряд картин Жансема - "Процессия", "Танцовщицы", "Бой быков", "Маскарад" и другие представляют какое-нибудь действие, но не рассказывают о нем. Внимание зрителя направляется на сконцентрированную в движениях людей суть. Эмоции художника передаются своеобразными выразительными средствами. В его полотнах преобладают желто-зеленые, с трепещущей поверхностью, тона, местами дополняемые яркими вкраплениями красного, зеленого, оранжевого. Световые аккорды обостряют выразительность образов, создавая одновременно гармонию света и тени. Главное место в полотнах Жансема занимает графика. Линия сразу открывает перед зрителями незаурядное мастерство и глубину творчества художника. Линии, слегка наполненные цветом в полотнах Жансема, проступают подобно кровеносным сосудам. Поющая графика солирующей скрипки царит в его холстах.

Принципы такой же организации картины превалируют в его натюрмортах и пейзажах. Они свидетельствуют, что художник создает ненавязчивое, порой неожиданное ощущение восприятия природы. В этом жанре Жансем достигает редкой глубины, вторгаясь и покоряя вершины прекрасного. В Венеции, к примеру, он искал прозрачные, созвучные его мироощущению уголки, а таинственное освещение придавало пейзажам романтический оттенок.

Кисти мастера принадлежит ряд портретов (актер Энтони Куин, Шарль Азнавур и др.). Параллельно раскрытию характеров в этих работах также проглядывается главная тема Жансема. То же можно сказать и о графических произведениях, литографиях и иллюстрациях к произведениям Сервантеса, Бодлера, Вийона, Камю и других, в которых графическое мастерство художника проявляется во всем блеске.

Мир Жансема - отражение его души. Он создает живописную среду, силе которой невозможно не подчиниться. Неоднозначные чувства вызывают у меня полотна художника. Герои художника при всем драматизме их судьбы не навязывают зрителю свое горе и сострадание. В них нет пораженчества и безнадежности. Они полны достоинства и отстранены от действительности. Входишь, углубляешься в мир Жансема и проникаешься его поэтичностью. Герои его и живут в этом мире, и выпадают, устремляясь в другой мир. Кажется, что Жансем создает видения и бережно хранит их молчание. Эта грань творчества восходит к национальной ментальности мастера.

...С 1953 года Жансем удостаивался многих высоких международных наград, в том числе французского ордена "Почетного легиона". В Азумино (Япония) основан Музей произведений Жансема. Он избран почетным членом НАН РА и Армянской академии философов. Количество работ мастера достигает шести тысяч. В последние годы в его душе, подобно вулкану, вновь всколыхнулась тема Геноцида. Этот ряд из 36 картин, посвященный 90-летию трагедии, был продемонстрирован в Париже, а позже подарен ереванскому Музею-институту Геноцида армян.

P.S. Незадолго до кончины мастера Шаэн Хачатрян, автор книги об армянских художниках Франции, побывал в гостях в родном городе Жансема Сен-Аньен. Как известно, Шаэн участвовал в организации выставок мастера и привез в подарок Эчмиадзину его работы. Один из рисунков с изображением французской церкви Жансем подарил Шаэну. Искусствовед обещал художнику написать о нем книгу.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НЕУТОМИМЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ЗАПАДНОАРМЯНСКОЙ ПЕЧАТИ
      2024-11-09 11:32

      К 85-летию Альберта ХАРАТЯНА Уходящий год был юбилейным для доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента НАН РА Альберта Арменаковича ХАРАТЯНА, человека, внесшего большой вклад в изучение истории западноармянской прессы.

    • ВДАЛИ ОТ РОДИНЫ И С РОДИНОЙ В ДУШЕ
      2024-10-07 10:24

      Армяне живут на Дону уже 245 лет. Их предки - в далеком прошлом выходцы из столицы Багратидов Ани и окрестных сел - были вынуждены оставить родную землю и прекрасный процветающий город из-за постоянных набегов турок-сельджуков и разрушительных землетрясений. Покинув Ани, беженцы преодолели множество испытаний, потом надолго осели в Крыму, где их жизнь складывалась в целом неплохо, но тесная связь Крымского ханства с Турцией оставалась фактором риска.

    • ШАТКИЕ МАКЕТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОТ ПАШИНЯНА
      2024-09-16 09:57

      Неформальные TED-беседы на Всемирном армянском саммите 17 сентября в Ереване открывается II Всемирный армянский саммит, но 2-й он только для Пашиняна, скромно ведущего отсчет исторической летописи современной Армении исключительно с себя, хотя до него таких форумов было целых 6. Собственно в первый день никакой работы не будет: только вечером состоится официальная пышная церемония открытия мероприятия, на которую правительство Пашиняна в условиях треснувшего госбюджета с целью напустить пыль в глаза финансовых средств не пожалело. Да вот будет ли от этого хоть какой-нибудь толк?..  Судя по опубликованной на сайте Офиса главного уполномоченного по делам диаспоры программе, все сведется к пустым разговорам без какой-либо конкретики, очередным манипуляциям Пашиняна, который попытается указать представителям зарубежных армянских общин их место в судьбе Армении («всяк сверчок знай свой шесток»), и принятию под занавес форума очередной ничего не значащей декларации-резолюции.

    • С ИНТЕРЕСАМИ СИЛЬНОЙ ДИАСПОРЫ ПРИДЕТСЯ СЧИТАТЬСЯ
      2024-05-27 15:05

      Если разобраться, то бизнес – это связи, благодаря которым в основном и решаются все дела. А где их легче всего наладить? Естественно, в рамках крупных бизнес-форумов. Аналогичную задачу, по сути, решал и Армянский бизнес-форум-2024 (АБФ), состоявшийся 25 мая в центре российской столицы, собрав под сводами фешенебельного московского отеля The Carlton, Moscow свыше 300 предпринимателей из Армении и России. Организатором этого мероприятия традиционно выступила Ассоциация армянских предпринимателей (ААП) при поддержке группы компаний «Ташир», которая изначально заявила, что главная цель форума – стать важной платформой для объединения армянского бизнес-сообщества по всему миру, создать возможности для консолидации усилий и ресурсов с тем, чтобы дать новый импульс развитию экономики Армении и увеличить инвестиционные возможности для бизнеса.