Последние новости

HIGHFEST - УРОКИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ХИМИИ

1 октября спектаклем "Дети и животные захватили улицы" труппы "1927" из Великобритании на сцене Русского театра им. Станиславского возьмет старт XI международный фестиваль исполнительских искусств HighFest, который в нынешнем году продлится до 12 октября.

"ОБЫЧНО НАШ ФЕСТИВАЛЬ ДЛИЛСЯ 8-9 ДНЕЙ, А НА ЭТОТ РАЗ он растянулся почти на две недели, - говорит президент HighFest Артур ГУКАСЯН. - Произошло это не потому, что в этом году мы привезли миллион спектаклей, а потому, что труппа, которой мы хотели открываться, могла играть 1-го, а та, которой закрываться, - 12-го. Но такая протяженность во времени совершенно не означает люфтов в программе. Ежедневно будут и наши, и зарубежные спектакли самых разных жанров - драматические, дансантные, мультимедийные, уличные, кукольные - как всегда на HighFest".

Миллион не миллион, но в репертуаре нынешнего фестиваля 25 спектаклей из 18 стран - от Аргентины до Японии. Отметив в прошлом году десятилетие и подведя итоги первой гран-декады, HighFest решил объявить новую точку отсчета и войти в новое десятилетие с обновленным лицом. Фестиваль произвел ребрендинг - обзавелся новым логотипом и, впрочем, как и в каждый предыдущий год, выдал своеобразную креативную афишу, отражающую концепцию нынешнего международного форума исполнительских искусств. В ее основе таблица Менделеева - курс органической химии, попытка классифицировать ингредиенты, из которых слагается любой успешный, а значит, продуктивный фестиваль. Энтузиазм, любовь, надежда, сотрудничество, работа, мечта, творчество - вот неполный список элементов, при помощи которых только и можно захимичить настоящий театральный праздник.

Главным спонсором нынешнего праздника как было, так и остается государство - Министерство культуры РА выделило на HighFest-2013 32 миллиона драмов, на миллион меньше, чем в прошлом году. Не осталась в стороне и столичная мэрия, правда, ее вклад значительно скромнее - 500 000. "Это радует, - заметил Артур Гукасян, - в смысле радует, что помогают".

За десять лет работы окончательно убедившись в том, что все призывы делать из фестивалей не только творческие, но и бизнес-проекты, проще говоря, вкладывать деньги и стараться их вернуть, в нашем отечестве остаются гласом вопиющего в пустыне, президент фестиваля решил извлечь пользу из зрительской халявы.

"Кроме дня открытия, на который будут посланы пригласительные билеты, вход на спектакли будет свободный. Мы начинаем социальный эксперимент, будем проводить исследования, просчитывать посещаемость, чтобы выявить нашу целевую аудиторию. Конечно, свободный вход - это больше народу, но состав его не меняется. Это же не влияет на возраст зрителей - молодые как ходили на наши спектакли, так и ходят. Но я не могу сказать, что театр стали посещать те, кто в него никогда не ходил. Теперь мы попытаемся выявить, какие спектакли более эффективны, в каком направлении разнообразить программу, чтобы добиться большего КПД. Так или иначе, свободный вход - это подарок ереванцам и нашим гостям", - считает президент HighFest.

БРИТАНЦЫ, ОТКРЫВАЮЩИЕ ФЕСТИВАЛЬ, ОТКРОЮТ И ЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ - они первыми проведут мастер-класс для студентов Государственного института театра и кино, посвященный умению микшировать на сцене драматические и мультимедийные средства выражения. Вслед за ними практически все задействованные в фестивале труппы будут делиться с нашими студентами передовым опытом именно в том жанре, в котором происходят их творческие искания. Здесь особо следует отметить фрагмент иранской программы HighFest с его ориентальной экзотикой, которая крайне увлекает наших западных гостей. Два сценографа из Ирана будут смотреть все спектакли, в тот же вечер по ходу дела изготовлять маски, символизирующие стилистику увиденного, и дарить их участникам действа. Такой свободный процесс на глазах изумленной публики. Ну и поучительный, конечно.

Отдельной строкой HighFest, как и в предыдущие три года, идет его младший брат ARMS-fest - Armenian Students Festival. При отборе студенческих спектаклей во главу угла ставится не результат, то есть уровень постановки, а процесс: какие средства выражения ищут и находят молодые, какой путь проходит спектакль от концепта до реализации. Еще одна химико-театральная лаборатория, которая, слава богу, позволяет делать оптимистические прогнозы на ближайшее будущее.

На вопрос о "главной песне", то есть теме нынешнего HighFest, его президент ответил: "Главной темы у нас нет и никогда не было. Мы как раз добиваемся обратного, хотим многообразия - жанров, форматов, тем. Кто-то говорит об экологии, кто-то - о мире, кто-то - о войне, кто-то - о проблемах детей. На мой взгляд, главный смысл каждой культурной акции - активизировать людей. Это краеугольный камень - чтобы люди были активны и реагировали на арт-акции. Вряд ли, выйдя после концерта, на котором звучала музыка Малера, человек, простите, плюнет на тротуар. В конце концов, в чем смысл любого усилия в сфере культуры? Чтобы более культурными были люди, чтобы были более адекватными, чтобы были... людьми! Что касается влияния на театральную жизнь, мы всегда стараемся привозить новые, экспериментальные работы, спектакли, которых не увидишь в репертуаре театров. Не в смысле хорошего или плохого качества. Речь о постановках, в которых есть поиск новых путей развития исполнительского искусства. Наши режиссеры, если они не бездарны, должны иметь возможность ставить по-новому. А значит, должны видеть самые разные спектакли. Это же обогащение, какие-то импульсы".

ЕСЛИ ГЛАВНУЮ ТЕМУ ФЕСТИВАЛЯ АРТУР ГУКАСЯН ОТМЕЛ, ТО ГЛАВНЫЕ СПЕКТАКЛИ ВСЕ-ТАКИ ОБОЗНАЧИЛ. Их, класса "номер раз", оказалось числом два. Первый - тот самый спектакль открытия "Дети и звери захватили улицы", мультимедийный проект о четырех проекторах с музыкой, песнями и бесконечными живыми и видеопревращениями, был признан лучшим спектаклем Эдинбургского фестиваля в 2011 году. Второй хед-лайнер HighFest - второй по местонахождению в программе и первый по всем остальным показателям, одна из последних премьер культового Оскараса Коршуноваса - спектакль "Миранда", в основу которого легла "Буря" Шекспира.

"Коршуновас входит в Топ-десятку лучших режиссеров мира. Мы каждый год писали ему, пытались пригласить, - признается Артур Гукасян. - Все не получалось, поскольку деньги, которые литовское правительство выделяло на гастроли вильнюсского театра ОКТ, как правило, шли в другое место, например, чтобы они поехали в Грузию, с которой у Литвы были прекрасные взаимоотношения. Когда в Грузии сменилось руководство страны, видимо, там что-то не сложилось. Ну и мы оказались в выигрыше, к нашей большой радости".

Еще глава фестиваля активно рекомендовал "шикарный спектакль из Латвии "Фрекен Жюли", который состоится на сцене экспериментального центра НПАК - нынешний HighFest приобщил к своей работе еще одну площадку. Не стоит пропускать и документальный стенд-ап "Узбек", поставленный и сыгранный совместно с Берлинским театром Йозефа Бойса недавно взошедшей звездой Талгатом Баталовым. "Узбек" - история о том, как гражданин Узбекистана хотел стать российским подданным. Со всеми вытекающими обстоятельствами. А вообще это комедия...

А вообще отставим в сторону хедлайнеров от Артура Гукасяна. Зрительские вкусы разные, и спектакли разные. Как уже отмечалось, 25 работ - драматические, дансантные, мультимедийные, уличные, кукольные и прочие - из Аргентины, Великобритании, Грузии, Ирана, Италии, Латвии, Литвы, Россия, Франции, Японии... Так что иди и смотри!

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ЧАРЕНЦУ" АПЛОДИРОВАЛИ 15 МИНУТ!
      2022-12-02 09:48
      998

      "После показа спектакля "Неистовые толпы" - и это, конечно, очень воодушевляет - мне позвонили из ГИТИС-а и сказали: "Просто потрясающий спектакль! Языка никто не понимал, но публика стоя аплодировала целых 15 минут! " - говорит ректор ЕрГИТиК-а Лилит Арзуманян. Сотрудничество нашей театральной alma mater с Московским ГИТИС-ом продолжается уже не один год. Не первый раз армянские студенческие спектакли заявляют о себе со сцены главной российской кузницы театральных кадров громко и ярко. Но спектакль "Неистовые толпы" студентов второго курса мастерской Гора Маркаряна в его же постановке, кажется, произвел настоящий фурор.

    • "ВЕКТОР - КУЛЬТУРА, МИЛОСЕРДИЕ, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ"
      2022-11-29 12:35
      4116

      Свою музыкальную карьеру великий Владимир Спиваков сделал, играя на скрипке знаменитого венецианского мастера Гобетти. Отныне у маэстро есть еще одна скрипка. Скрипка, на которой не сделаешь музыкальной карьеры. Но в ее деке, грифе, струнах - во всем ее металлическом теле - звенит бесконечная благодарность всего армянского народа.

    • ПУСКАЙ РЕМОНТИРУЮТ, ТОЛЬКО БЫ НЕ РЕФОРМИРОВАЛИ!
      2022-11-24 10:27
      3292

      "В 2023 году будет отремонтировано более 70 школ и 19 дошкольных учреждений", – так говорил Заратустра. В смысле, министр НОКС Ваграм Думанян на заседании НС, представляя отраслевые ассигнования в рамках обсуждения законопроекта «О государственном бюджете Республики Армения на 2023 год»... Из моего окна видно здание детского сада, ремонт которого начался весной 2021 года. На исходе 22-й. Процесс идет - "лэтом, лэтом, генацвале"...

    • КУЛЬТУРЕ НЕ ПЛАТИТЬ – АТТЕСТОВАТЬ И РАСПУСТИТЬ!
      2022-11-18 10:28
      1360

      Не только мореплаватели знают легенду о «Летучем голландце» – корабле-призраке, встреча с которым предвещает скорые бедствия. Однако ученые опровергают версию о существовании подобного корабля, считают его обыкновенным миражом...






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Гагик ВАНОЯН: "ФИНАНСИРОВАНИЕ ГИМНАСТИКИ БУДЕТ УВЕЛИЧЕНО, СПОРТШКОЛА ПОСТРОЕНА"
      2022-11-09 19:00
      1356

      Сегодня на встрече с журналистами итоги прошедшего в Ливерпуле чемпионата мира по спортивной гимнастике подвели президент Федерации гимнастики Армении Гагик Ваноян, главный тренер мужской сборной Акоп Серопян, второй тренер Айк Назарян, и гимнасты Артур Давтян и Арутюн Мердинян.

    • ТЕАТРАЛЬНЫЙ МАГИСТР И ТЕАТРАЛЬНЫЙ МАГ
      2022-11-01 12:40
      6471

      Позавчера читка пьесы "Лев зимой", которую начали в Русском театре, не состоялась - не было приглашенного режиссера-мэтра. У него была уважительная причина. Единственная причина, способная заставить выдающегося армянского режиссера, народного артиста Республики Армения Ваге ШАХВЕРДЯНА пропустить репетицию, не прийти в театр - он умер. Не спасли ни медики, ни Бог. На сей раз не спас даже Театр, как спасал всегда.

    • ШЕКСПИР И МЫ - "SAVE CULTURE, STOP AGGRESSION!"
      2022-10-22 08:55
      4786

      "Город мечты", "женщина мечты"... Оказывается, бывает еще и спонсор мечты для арт-проекта. А еще оказывается, что главное в человеке, финансирующем такой проект, - не толстый кошелек с толстым слоем щедрости, а органическая связь и органическое понимание того самого искусства, которое решил поддержать. XVI Ереванскому Международному Шекспировскому фестивалю повезло. Его спонсор, проживающий в Лос-Анджелесе бизнесмен, основатель общественной организации "Менк" Айк ГРИГОРЯН именно такой - совершенно "свой человек", а значит совершенно экзотическая птица в наших краях.

    • "ТО, ЧТО ЗАВИСИТ ОТ НАС, МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ОТДАВАТЬ ВАРВАРАМ"
      2022-10-04 09:26
      5379

      Запараллеленные в первых числах октября Ереванский книжный фестиваль и Международный конгресс переводчиков привели в нашу столицу множество гостей, чья среда обитания - литература. Многочисленные встречи, обсуждения, презентации, дискурсы и диспуты...