МОЙ ДЕД ЛЮБИЛ КАМЕНЬ
В определенном возрасте человека посещают определенные мысли. Я не первый и не последний из тех, кто после 70-ти чаще оборачивается в прошлое, вспоминает тех, с кем начинал жизненный путь, а потом растерял, и теперь, когда жизнь вокруг неузнаваемо изменилась, с теплотой и благодарностью думает о старших, научивших нас уму-разуму. Об одном из них, моем дедушке, хочу сегодня рассказать.
Профессия - каменотес
Дед мой, Яков Егорович, с 17 лет работал в бригаде отца и за короткий срок овладел профессией каменотеса.
РОДИЛСЯ ОН В СЕЛЕ УЛЬЯНИНО КАЛУЖСКОЙ ГУБЕРНИИ В 1879 ГОДУ, в 1899-м уже стал бригадиром. Каждый год писал письма знакомым подрядчикам и по ситуации определял, куда поедет бригада из Ульянино, известного на протяжении двух столетий своим каменотесами и плотниками. Бригада обрабатывала огромные валуны для мостов Великого сибирского пути и Восточно-Китайской железной дороги. Трудилась в Москве, Варшаве, Оренбурге, Ташкенте. Много камней, тесанных Яковом, на Крещатике в Киеве. Когда бригада работала во Владивостоке, приходил вербовщик, завлекая на строительство Панамского канала. Решили проголосовать и по общему мнению не стали переплывать Тихий океан.
Почему Армения?
В гражданскую войну каменотесы остались без дела. Потом умерла жена деда, Мария, оставив 5 маленьких детей. Яков женился на Лукерье, родившей ему троих. Обзавелись скотом (корова, две овечки, два поросенка, куры), чтобы как-то прокормиться.
НО ПРИШЛО ВРЕМЯ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ, А В КОЛХОЗ ИДТИ НЕ ХОТЕЛОСЬ. Яков вспомнил, как женщина-армянка в Москве рассказала, что в Армении разворачивается генеральное строительство нового Еревана, ибо 80% жилого фонда - глинобитные дома. Она оставила адрес, по которому дед и написал. Ответ пришел от управляющего строительным трестом. Он благодарил за внимание, обещал работу круглый год и крышу над головой.
Два брата, Яков и Абрам, продали хозяйства и живность и сели в поезд. По дороге грузин соблазнил их работой в Тифлисе. Но там не все им пришлось по вкусу, и братья прибыли в столицу Армении. Встретили их радушно, на другой день показали рабочие места и выдали аванс. Жить, правда, пришлось в глинобитной мазанке и довольно долго. Настоящие современные квартиры получили дети, когда стали сносить улицу Спортинтерна.
От зари до зари
Работы до войны было много. Братья участвовали в строительстве столичного кинотеатра "Москва", первого большого универмага с гастрономом N1 на первом этаже. Возводили жилые дома на перекрестке Сталина (Маштоца). Сооружали здания в курортных центрах Арзни и Джермук.
ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ ВСЕ ОБЪЕКТЫ БЫЛИ ЗАМОРОЖЕНЫ - трудное было время. А после войны, помню, в ноябре 1946-го, и я стал учеником каменотеса, а уже через несколько дней собственноручно вытесал свой первый камень. Вместе с дедом работали на строительстве завода шампанских вин, коньячном, в зоопарке...
В общей сложности Яков Егорович проработал 60 лет и хотел еще, но подступила тяжелая болезнь, и пришлось поставить точку - на статуе морского льва в Ереванском зоопарке.
На пенсии
После выхода на пенсию дед заскучал, не знал, чем заняться. Кто-то подсказал ему написать о своей жизни. Теперь я хорошо понимаю это его стремление.
ДЕД НАКУПИЛ ШКОЛЬНЫХ ТЕТРАДЕЙ, ОБЗАВЕЛСЯ РУЧКОЙ И ПЕРЬЯМИ и в 1954 году засел за литературный труд. Оставил две рукописи, назывались - "Жизнь - миг, а творчество вечно" и "Игра судьбы с миллионером". Обращался в Союз писателей Армении и в Ленинградское отделение СП СССР. Из Ленинграда ответили, что в таком виде по малограмотности напечатать невозможно, посоветовали найти профессионала для литературной обработки, потому что многое из пережитого представляет интерес для читателя. Советам этим дед последовать не успел - помешали болезнь и смерть.
Судьба и жизнь
В рукописях деда были описаны случаи, когда он находился на волосок от смерти.
КАК-ТО ДО РЕВОЛЮЦИИ ОНИ РАЗРАБАТЫВАЛИ НОВЫЙ КАРЬЕР по добыче гранитных болванок под Киевом. Сделали углубления в камне, вбили клинья, а трещина никак не получалась. Яков стоял внизу, и вдруг отколовшаяся глыба стала падать на него. Яков лег посредине, зная, что плита должна упасть на бут и заранее расставленные для амортизации удара валуны. Но плита свалилась вниз именно выпуклой стороной, больно зажав Якова между камнями. Несколько часов бригада осторожно обкалывала монолит на болванки, чтобы можно было сдвинуть его с места и вызволить бригадира. Только к вечеру 20-летнего Якова повезли в больницу, выяснилось, что сломана ключица, три ребра. Легко отделался, и я вот иногда думаю (хоть и не верю в судьбу), что, если б дед тогда умер, не было бы моего отца Евгения, а значит, и меня, моих дочерей и внуков. Оборвалась бы ниточка, тянущаяся издалека.
Каменотесом я не стал и по дедовским стопам не пошел. Стал фотографом, десятки лет проработал в журналистике. Но уважение к профессии каменотеса, одной из древнейших и любимых в Армении, осталось на всю жизнь. Без каменотесов не было бы египетских пирамид, римского Колизея, храма в Гарни. Вот и от деда моего остался в Армении каменный след, и я этим горжусь.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2013-12-05 00:00
Я сидел на своем рабочем месте на Вернисаже, продавал ненужные домашние вещи. Было скучно, люди, мельком глянув, проходили дальше. Но вот подошел пожилой человек и стал меня пристально рассматривать. Многие так делают, некоторым не нравится моя борода, некоторым нравится. Выяснилось, что этот человек - художник и хочет написать с меня портрет. Я был не против и предложил тут же приступить к работе. Но художник изъявил желание писать портрет у меня дома, и мы договорились о встрече.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2025-02-26 10:37
Есть в армянском языке прекрасное слово гордзарар (գործարար), что в дословном переводе значит – созидать дело. Аналогичный термин на русском – предприниматель – имеет несколько иную смысловую нагрузку, с акцентом больше на предприимчивость, нежели созидание. В любом случае, говоря об успешном предпринимателе или гордзараре, мы мысленно представляем человека с фанатичной дисциплиной, идеями, поражающими своей смелостью и креативностью, ну и конечно же (а как без них!) – амбициями N-го уровня.
-
2025-02-01 10:47
"ЛЮДИ СОЛНЦА" - так называется спектакль, поставленный Рузанной Хачатрян по повести Эрмине Авагян, премьра которого состоялась на сцене Театра музыкальной комедии им. Пароняна. И вдруг оказалось, что память об Арцахе - это не только трагедия тысяч отнятых жизней, растоптанная победа и боль утраты Родины. Память об Арцахе - это о жизни, о людях, несущих в себе солнце, которое всходит, заходит и стремится к месту своему над вечными горами и которое еще непременно взойдет для тех, кто хранит в себе и это солнце, и эти горы, и эту землю.
-
2024-12-07 10:41
Армения продолжает пропускать через себя золото на сотни млрд драмов! В ходе конференции, посвященной 10-летнему юбилею основания фонда «АРАР» экс-министр финансов Вардан Арамян в своем выступлении поставил акцент на том, что сегодня мы сталкиваемся с проблемой быстрого принятия решений. А бывший вице-премьер Ваче Габриелян, так сказать, «добавил жару», заметив, что невозможно проводить правильную промышленную политику без эффективно действующего государственного аппарата. Обе характеристики – неэффективность и медлительность – как понятно, в полной мере относятся к деятельности правительства Пашиняна, которое за 6 с половиной лет правления донельзя исказило, если не сказать, отравило структуру промышленности Армении…
-
2024-11-25 10:29
В Ереване в Национальном музее-институте архитектуры имени Александра Таманяна проходит Международная филателистическая выставка, посвященная истории почты. В экспозиции выставлены марки и почтовые открытки из шести стран – Армении, США, Германии, России, Беларуси, Молдовы. Наша страна представлена несколькими стендами, отражающими как досоветский период, так и последующие годы, а также современные реалии и достижения видных соотечественников, разбросанных по всему миру. За каждой маркой, открыткой и полиграфическим изданием - целая эпоха. Можно сказать, это краткий экскурс в нашу историю.