ЮБИЛЕЙ МАСТЕРА
13 октября художественный руководитель Московского государственного театра Ленкома, прославленный режиссер и сценарист Марк Анатольевич Захаров отпраздновал свой 80-летний юбилей. И хотя, по собственному признанию, он не любит шумных торжеств, потому что юбилеи "сродни каторге, запах многочисленных цветов навевает печальные мысли, а солидные юбилейные цифры и вовсе могут лишить душевного покоя", поздравления от близких и родных все равно пришлось принимать в собственном театре, коллектив которого в этот день подарил ему по-настоящему теплый семейный праздник.
- 80 лет, - откровенно поделился Захаров своими мыслями, - такой возраст, когда начинаешь думать, что кто-то за что-то тебе продлил жизнь. Вот только надо понять за что. Что я еще не сделал хорошего?..
КОГДА-ТО ОН МЕЧТАЛ СТАТЬ ВЕЛИКИМ АРТИСТОМ, НО ПРОВАЛИЛ ЭКЗАМЕН. А потом подал документы в Инженерно-строительный институт, где ему предложили факультет канализации и водоснабжения...
С тех пор прошло много лет. Окончив ГИТИС и став режиссером, последние сорок лет Захаров возглавляет Ленком, где его спектакли постоянно собирают аншлаги, потому что каждая его работа - событие. Многие театральные постановки, как и фильмы, стали легендами - "Юнона и Авось", "Поминальная молитва", "Тиль", "Шут Балакирев", "Тот самый Мюнхгаузен", "Обыкновенное чудо", "Формула любви", "Убить дракона", "12 стульев" с Андреем Мироновым и Анатолием Папановым - список можно продолжить...
Захарова называют театральным гением, умнейшим человеком с тонким чувством юмора. И, как справедливо отметил, поздравляя юбиляра, президент России Владимир Путин, "его талант и непререкаемый авторитет помогают объединять вокруг себя ярких, неординарных личностей, заряжают их энергией и увлеченностью".
Мне вспоминается визит Марка Анатольевича в Ереван в начале марта 1992 года. Тогда он выступил на сцене театра им. Сундукяна с двумя благотворительными творческими вечерами. Это было нелегкое для Армении время: холод, мрак, подавленное настроение... И многим, даже заядлым театралам, было не до подобных вечеров. А потому они, к сожалению, прошли как-то незаметно, в полупустом зале. Сказалось и отсутствие рекламы, а в результате потенциальные зрители лишились огромного удовольствия, не встретившись с интересным человеком и режиссером.
В те годы топливно-энергетический кризис основательно вошел в нашу жизнь. Не обошел он и театры. Однако, презрев все условности театрального этикета (а тогда он все еще почитался), немногочисленные зрители стоически просидели два часа в холодном, неотапливаемом зале в пальто, шапках и даже в перчатках.
НО ВОТ НА СЦЕНУ ВЫШЕЛ М. ЗАХАРОВ - И ВСЕ НЕПРИЯТНОСТИ ОТОШЛИ НА ВТОРОЙ ПЛАН. Помнится, он рассказывал зрителям много интересного о своем театре, актерах, плодотворно и преданно работающих в Ленкоме на протяжении многих лет, цензуре, не дававшей покоя театру, курьезах, случавшихся не раз во время съемок фильмов под его началом, о закулисных событиях во время съездов народных депутатов СССР, о которых, кроме самих депутатов, никто не знал. Рассказывал Марк Анатольевич и о таких популярных в те годы народных избранниках, как Бакатин, Пуго, "который всех пугает", Новодворской, Заславском и других, отвечал на многочисленные вопросы зрителей. Признался, что всегда любил пошутить над друзьями: "Это одно из любимых моих занятий". Рассказал, как с Ширвиндтом провожали Андрея Миронова с Катей Градовой (радистка из "17 мгновений весны") после бракосочетания в свадебное путешествие в Ленинград. И во время привокзальной суеты с распитием шампанского незаметно для молодоженов положили в их чемодан несколько кирпичей и... портрет Ленина. Нескрываемую радость им доставило то, что Миронов с большим трудом втащил чемодан в купе под их "искренним" удивлением: зачем брать с собой так много тяжелых вещей? Что было потом - по прибытии в ленинградскую гостиницу - можно представить!..
Не буду пересказывать все, о чем поведал Марк Анатольевич (это достойно отдельного и подробного описания, да и время стерло в памяти те яркие впечатления), но еще об одном эпизоде из жизни режиссера все-таки упомяну.
НА ИЗЛЕТЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ С ОФИЦИАЛЬНЫМ ВИЗИТОМ В МОСКВУ из Германии прибыли супруги Коль. Марк Анатольевич неожиданно получил приглашение на обед в Кремль, устроенный в честь высоких гостей. Вместе с приглашением под расписку ему был торжественно вручен небольшой пакет. Оказалось, что в нем находилась инструкция о том, как нужно вести себя в Кремле во время обеда.
Будучи неискушенным в культуре поведения в столь священном для любого тогда еще советского гражданина помещении, Захаров изучил инструкцию, что называется, "от и до". Наконец наступил ответственный момент. В сопровождении кремлевских работников Захаров оказался в зале, куда чинно вышли две супружеские пары: немецкие гости и Михаил Сергеевич Горбачев с Раисой Максимовной. Осознавая всю торжественность момента, Захаров встал в очередь (оказывается, тогда она существовала и в Кремле), чтобы, как это полагалось по протоколу, представиться государственным деятелям. Когда очередь дошла до Марка Анатольевича, он пожал руку Горбачеву и произнес: "Захаров, главный режиссер театра им. Ленкома. Пришел обедать. - Затем, повернувшись к его супруге, отчеканил: - Хорошо выглядите, Раиса Максимовна". Та внимательно посмотрела на Захарова, несколько секунд обдумывая его слова, и наконец выговорила, выдерживая свойственные ей многочисленные и долгие паузы: "Главное,.. чтобы вы... ставили... хорошие... спектакли..."
Кремлевский обед, надо полагать, был вкусным!.. А Марк Анатольевич вел себя строго по инструкции - культурно и сдержанно. Переваривая не только отменное угощение, но и дельный совет первой леди рухнувшего советского государства.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2018-12-24 17:43
Всеобщий любимец публики народный артист России Дмитрий Харатьян на днях был гостем Еревана. Он выступил на своем двухчасовом творческом вечере в Доме Москвы. Желающих встретиться с артистом было много. Публика штурмом (в прямом смысле этого слова) брала зал и занимала свободные места в нем, где, кстати, заранее были поставлены дополнительные стулья, - вход был свободным. А те, кому не удалось сесть, рядами выстроились в проходах, расположились по краям сцены и даже расселись прямо на полу перед ней.
-
2018-12-14 15:26
14 декабря певице мирового класса Гоар ГАСПАРЯН исполнилось бы 94 года. Ее заслуги в области вокального искусства неоспоримы. Но говорить о них мы не будем. Они известны всем. Сегодня мы хотим представить Гоар Михайловну в несколько ином ракурсе.
-
2018-12-10 16:06
В день трагической даты для армянского народа - тридцатилетия Спитакского землетрясения - 7 декабря в Гюмри в церкви Пресвятой Богородицы (Семь ран) состоялся концерт известного французского оперного певца, выходца из Ленинакана Адама Барро (Мурада Амирханяна).
-
2018-12-05 16:15
7 декабря - в день 30-летия разрушительного Спитакского землетрясения по телеканалам "Россия-1" и Общественному армянскому телевидению (в 23.15) пройдет премьера художественного фильма "Спитак" режиссера Александра Котта. 29 ноября он вышел в российский прокат и был представлен в Таллине в рамках кинофестиваля "Темные ночи". А до этого успел побывать на нескольких международных кинофестивалях и получить награды: приз "Серебряный Георгий" 40-го Московского международного кинофестиваля за лучшую режиссерскую работу, удостоился такого же приза на открытом Российском фестивале кино и театра "Амурская осень".
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-11-20 10:25
Голоса разных музыкальных инструментов и песен на разных языках звучали в унисон. Юноши и девушки разных национальностей рассказывали одну на всех историю, одинаково радовались на одной большой свадьбе и одинаково уходили каждый на свою войну...
-
2024-10-29 10:55
С 28 октября по 5 ноября в Ереване будет проходить Международная Театральная Акустическая Школа - лаборатория, в которой примут участие молодые театральные деятели из России, Грузии, Узбекистана и Армении. Это новый проект Московской Международной конфедерации театральных союзов, осуществленный при поддержке Международного Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
-
2024-05-17 11:01
"Вы еще будете не раз приходить на премьеры в "Гой", - уверен режиссер и художественный руководитель Национального экспериментального центра исполнительских искусств "Театр Гой" Артур СААКЯН. "Мы боремся не только за свой театр, но за систему ценностей, которую хотят отнять" - этот тезис они подняли на щит в противостоянии желанию Министерства ОНКС оптимизировать "Гой" в пользу театра им. Сундукяна. И в этой упорной борьбе они уже победили - в 2024 году "Гой" останется в статусе государственного театра и будет делать репертуар на своей площадке. А что будет дальше... Поживем - увидим.
-
2024-04-13 10:02
Через неделю начнет свой марафон Ереванский Международный Театральный фестиваль ARMMONO. Именно марафон, поскольку показ самых разножанровых спектаклей будет проходить с 17 апреля по 3 мая. О программе ARMMONO - 2024 и его перспективах говорит директор фестиваля Марианна МХИТАРЯН.