Последние новости

ВЕСЕННИЕ ВЕТРЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ ОСЕНИ

Среди фестивалей, премьер и гастролей масштаба грандиозус, которыми так насыщена наша урожайная на культурные мероприятия осень, случаются события и более скромные по звучанию, значение которых, однако, не следует недооценивать. По крайней мере в плане перспективы. Именно к таким культ-акциям следует отнести VIII Республиканский фестиваль молодых театральных режиссеров, который сегодня возьмет старт, чтобы продлиться до 6 ноября.

О ТОМ, ЧТО МОЛОДАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ РЕЖИССУРА ПЕРЕЖИВАЕТ ВЗЛЕТ, всячески опекаемая старшими коллегами и государством, говорится часто и заслуженно. Гораздо реже упоминается факт, может быть, не менее отрадный и значимый. Вместе с актерами, сценографами, хореографами и музоформителями ровесниками - молодые любят работать командно - новое поколение формирует нового зрителя. Того самого, с укоренившейся привычкой ходить в театр, над отсутствием которого мы сегодня льем немало слез. Даже самым именитым, канонизированным артистам не удается так заполнить пускай небольшой зал Союза театральных деятелей, как это получается у молодых. Народ, свободный в одежде, мыслях и речах, заполняет лестницы и проходы, реагирует живо, аплодирует от души, обсуждает бурно. И из этой цепочки "тусовка молодых артистов - их сокурсники и друзья - друзья, приятели и знакомые друзей" слагается та, пусть пока не очень плотная, атмосфера, которую принято называть театральной. Атмосфера думающих, понимающих и приобщенных.

В Ереване начал работу VIII Республиканский фестиваль молодых театральных режиссеров.Но вернемся к собственно Республиканскому фестивалю молодой театральной режиссуры. Он проходит восьмой раз по инициативе СТД Армении и под патронатом Министерства культуры РА. Фишка нынешнего смотра заключается в том, что, как и в позапрошлом году, он оказывается в какой-то мере конкурсным - с одним единственным победным Гран-при.

Прошло уже четыре года с тех пор, как Международная конфедерация театральных союзов, возглавляемая одновременно президентом Московского международного театрального фестиваля им. Чехова Валерием Шадриным, начала осуществлять программу поддержки молодых деятелей театра СНГ, Балтии и Грузии. В прошлом году программа подвела итоги первого этапа, который ознаменовался форумом в Кишиневе, где каждая страна представила на суд авторитетнейшего жюри по одному спектаклю.

"Полет над городом", поставленный в Ереванском государственном театре кукол им. Туманяна Нарине Григорян, который отобрали приехавшие на наш молодежный фестиваль два года назад члены московского экспертного совета, стал обладателем призового третьего места и серьезной финансовой награды. А самое главное - было единодушно признано, что в плане молодежного театрального движения Армения занимает лидирующие позиции и идущий здесь арт-процесс не просто вселяет оптимизм, но заслуживает пристального внимания.

"Я до сих пор не могу забыть армянский спектакль, который довелось увидеть в Кишиневе, - говорил на летнем форуме конфедерации народный артист России Игорь Ясулович. - Какой современнейший театральный язык, сколько вкуса, сколько находок. Признаюсь, он стал для меня абсолютной неожиданностью". "Как они там умудряются такого добиваться, не знаю, но с Арменией в последние годы стало до неприличия легко работать, - признавался Валерий Шадрин. - Просишь прислать одного молодого режиссера в летнюю школу Чеховского фестиваля, присылают четырех, просишь молодого сценографа для международной выставки, у них, оказывается, есть четыре. И финансирование находится! Просто волшебная картина".

В Ереване начал работу VIII Республиканский фестиваль молодых театральных режиссеров.ИТОГИ НЫНЕШНЕГО ЭТАПА СВОЕЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПРОГРАММЫ конфедерация будет подводить летом, на сей раз в Минске. Так что VIII фестиваль молодой театральной режиссуры опять принимает гостей - экспертную группу, в которую вошли авторитетные московские театроведы Алла Шендерова и Мария Хализева, координаторы программы Екатерина Черемина и Ирина Троицкая. Возглавляет группу известный режиссер, народный артист РФ, глава Центра им. Мейерхольда при школе-студии МХТ им. Чехова Виктор Рыжаков.

В программе нынешнего фестиваля молодой режиссуры -16 спектаклей! Из Еревана, Ванадзора, Гюмри и Государственного армянского театра им. Адамяна Тбилиси. Это при том, что некоторым желающим было рекомендовано пока подрасти - и по жизни, и в профессии. Одно из условий участия в отборе для Минска - спектакль должен быть поставлен на профессиональной сцене и включен в ее постоянный репертуар. Посему нынешний фестиваль пройдет в два этапа.

В первый, который будет отсматривать московская экспертная группа, вошли восемь спектаклей. "Ненормальная" Л.Птушкиной, которую поставила на малой сцене Русского театра Нора Григорян, и "Вкус меда" Ш.Дилейн - последняя работа с недавних пор худрука Горисского театра Гора Маркаряна, которую он осуществил на сцене ТЮЗа. Здесь же в рамках фестиваля состоится премьера "Бреда" по Ионеско в постановке Карапета Бальяна. Впервые участвует в фестивале недавно народившийся театр "Эпсидон" - его основатель Армен Саркисян представит на суд зрителей "Балаганчик" Блока. В СТД Мариам Сарьян покажет "Я жду тебя, любимый" - спектакль по популярной пьесе Дарио Фо, успевший принять участие в международном фестивале, а в Камерном Аршалуйс Арутюнян - "Скотч и виски", успевший получить "Артавазда" как "лучший молодежный спектакль". Наконец, "Крылатый" Заруи Антонян и "Записки сумасшедшего" Ваана Бадаляна - спектакли, которым уже аплодировали во многих странах мира и создателям которых, чтобы стать мэтрами, осталось лишь перешагнуть рубеж 35-летия.

Второй этап фестиваля объединит еще восемь работ, из коих шесть - последних выпускников ГИТиКа. Гаяне Григорян и Арутюн Гафаладжян, Айк Пайтян и Тигран Аветисян, Гагик Мелкумян и Акоб Азизян - это уже Тбилиси и Ванадзор - всем захотелось принять участие в фестивале, показать себя, посмотреть на других и выслушать мнение как группы профессионалов, так и зрителей. Ведь обсуждения после каждого спектакля - его добрая и такая нужная традиция. А посещения сайта СТД, резко увеличившиеся с тех пор, как на него выложили всю информацию о предстоящем фестивале и его участниках, явственно показывают на интерес молодежи к творчеству представителей своего поколения и позволяют рассчитывать на дискуссии бурные и эмоциональные.

Можно спорить о степени одаренности того или иного молодого режиссера, о дисбалансе между профессиональными возможностями и предъявляемыми претензиями, можно спорить о том, как относиться к железной хватке, амбициям и немеряным требованиям к окружающим при заниженных требованиях к себе будущих мэтров отечественного театра. Бесспорно одно - время "отлива" в профессии сменилось невиданным приливом, волна которого наверняка оставит на берегу не только гальку, но и породу ценную. Какой спектакль выберут эксперты из Москвы? Ждать осталось недолго. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать - стесняться за будущее нашей театральной режиссуры нам не приходится.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • 2021-й ОКАЗАЛСЯ ГОДОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ
      2022-01-25 09:48
      708

      Парадоксальным образом минувший сложный год оказался на редкость удачным для армянского театра, по крайней мере в части его молодых режиссеров. Де-факто - просто год нашей театральной молодежи!

    • ЕСЛИ ЗВЕЗДЫ ГАСЯТ - ЭТО КОМУ-НИБУДЬ НУЖНО
      2022-01-24 10:11
      1108

      Послушайте, ведь если учреждения культуры закрывают, значит это кому-нибудь нужно! И не только в глобальном смысле - чтобы лишить нас этического канона, памяти и превратить в манкуртов. Это нужно, чтобы сделать кому-нибудь отдельно взятому и ненасытному - красиво! Поэтому, если учреждения культуры закрывают, прикрываясь "реформами", мучительно стремишься открыть для себя - кто на этом разживется, нагреет руки, прихватизирует. И как правило, каминг-аута приходится ждать недолго.

    • "ГАМЛЕТ" КАК СУДНЫЙ ЧАС
      2022-01-19 09:42
      2916

      "Быть или не быть - вот в чем вопрос... Ну, а что там дальше вы все хорошо знаете"... Так, без пиетета произносится самый знаменитый монолог всех времен и народов в спектакле ереванского Камерного театра "ГАМЛЕТ", который даже сложно назвать трагедией. Верный собственной театральной теории отождествления режиссер спектакля, народный артист РА Ара ЕРНДЖАКЯН добивается того, что трагедия происходит не на сцене, а в душе зрителя. На сцене - грешный час лжи, вероломства и убийств, в душе зрителя - час осознания неискупимого греха, час нравственных мук, час расплаты.

    • ПОЭТ, КОТОРЫЙ БЫЛ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ
      2022-01-13 10:22
      4951

      "...Меня раздаривают щедро – Моё веселье и слова. Я чью-то душу чище ветра Отмою, чтоб была жива. А если завтра боль уложит В постель или беда пригнет, Что ж, завтра кто-нибудь, быть может, Хоть искру смеха мне вернет".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • 2021-й ОКАЗАЛСЯ ГОДОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ
      2022-01-25 09:48
      708

      Парадоксальным образом минувший сложный год оказался на редкость удачным для армянского театра, по крайней мере в части его молодых режиссеров. Де-факто - просто год нашей театральной молодежи!

    • "ГАМЛЕТ" КАК СУДНЫЙ ЧАС
      2022-01-19 09:42
      2916

      "Быть или не быть - вот в чем вопрос... Ну, а что там дальше вы все хорошо знаете"... Так, без пиетета произносится самый знаменитый монолог всех времен и народов в спектакле ереванского Камерного театра "ГАМЛЕТ", который даже сложно назвать трагедией. Верный собственной театральной теории отождествления режиссер спектакля, народный артист РА Ара ЕРНДЖАКЯН добивается того, что трагедия происходит не на сцене, а в душе зрителя. На сцене - грешный час лжи, вероломства и убийств, в душе зрителя - час осознания неискупимого греха, час нравственных мук, час расплаты.

    • ЦЕЛЬ, КОТОРАЯ СТАНЕТ ИСПОЛНЕНИЕМ МЕЧТЫ...
      2021-12-29 10:34
      4654

      Время на всем оставляет свой отпечаток. На смену шутливых и радостных, легко и просто отскакивающих от зубов новогодних пожеланий "здоровья и счастья в личной жизни" пришло глубокое понимание того, что жизнь - общая на всех, и желать и хотеть надо не "от зубов", а как-то по-настоящему. И тогда исполнения своих желаний не придется бояться. По крайней мере, деятели культуры уверены, что если подходить именно так, Новый год имеет шансы стать годом начала выздоровления и обретения себя.

    • НАГРАДА - ЗА БЛАГОУХАНИЕ "ГАРДЕНИИ"!
      2021-12-09 09:57
      4555

      Спектакль ереванского Государственного Русского театра им. Станиславского "ГАРДЕНИЯ" и его постановщик Гор МАРКАРЯН встали на пьедестал почета IV Молодежного театрального форума стран Содружества, Балтии и Грузии, проходившего в первую неделю декабря в Ташкенте. Ура молодому режиссеру и красавицам-актрисам Русского театра, которые стали настоящими звездами фестиваля! Впрочем, все по порядку.