Последние новости

"МЫ - НОВЫЕ ПАЛОМНИКИ СВЯТЫНЬ"

Случаются в нашей культурной жизни события, значение которых выходит далеко за рамки пестрого арт-процесса, они поднимаются над ним, становясь вехой в нашей истории. Таким событием стало открытие в Святом Эчмиадзине музея Рубена Севака. Музея, которому предстоит стать голосом бессмертия, символом воскрешения, возрождения в иной, победной жизни. "Кто верит в жизнь, тому дано парить в небесах. Кому дана надежда на победу и любовь, тому даны крылья", - написал когда-то Рубен Севак.

Свидетели чуда

"Сегодня мы стали свидетелями чуда - на этой святой земле возродилась и обрела бессмертие память великого поэта Рубена Севака, жертвы страшного Геноцида 1915 года", - сказал на торжественной церемонии открытия музея Ованнес Чилинкирян, племянник Рубена Севака и его духовный сын, целиком посвятивший себя служению имени великого поэта. Он десятилетиями собирал реликвии и документы, которые сегодня вошли в экспозицию нового музея.

Слева направо: Акоп Авагян, Ованес Чилинкирян, Гарегин II.ОВАННЕС ЧИЛИНКИРЯН ДОЛГИЕ ГОДЫ ЖИЛ В СТАМБУЛЕ и был весьма успешным предпринимателем. Но никакой бизнес не мог увести его от главного дела жизни. Более 40 лет он посвящал свое время и средства на собирание своего уникального архива, по крупицам отыскивал документы, издал не одну книгу о Рубене Севаке. И весь собранный им колоссальный материал стал отражением жизни не только выдающегося поэта и общественного деятеля, человека, прожившего короткую, но удивительную судьбу с таким страшным концом. Этот архив оказался зеркалом всей атмосферы, предшествовавшей трагическим событиям 1915 года, стал бесценным фактическим источником в освещении вопросов, имеющих исключительное значение для изучения истории нашего народа. Наряду со сбором экспонатов для музея своего великого дяди Чилинкиряном владела еще одна, но пламенная страсть - он коллекционировал произведения армянских художников. Особенно его пленила марина. Последнее десятилетие он отошел от дел и жил в Ницце, где в своем просторном доме организовал частный музей, который с интересом посещали заезжавшие туда армяне.

Четыре года назад Ованнес Чилинкирян вместе с бизнесменом из Спюрка Акобом Авагяном и ректором ереванского Государственного педагогического университета, профессором Рубеном Мирзаханяном замыслили дело воистину неслыханное - по масштабам, национальному служению и, простите за пафос, богоугодности. Ованнес Чилинкирян изъявил готовность передать всю свою коллекцию в дар исторической Родине - это также желание Шамирам Севак, дочери поэта, которой в будущем году исполнится 100 лет, - а перевезти его бесценную коллекцию в Святой Эчмиадзин было делом нелегким, потребовавшим нескольких лет труда и больших материальных затрат.

"В Ницце это был бы просто частный музей. Но представить всю экспозицию в таком целостном состоянии - это стало возможно благодаря воле и усилиям Католикоса Гарегина II, который создал для этого необходимые условия, - говорит Рубен Мирзаханян. - Я не хочу вдаваться в подробности, но уверяю вас, что это было очень-очень нелегко - начиная с многочисленных проблем, связанных с вывозом полотен из Франции, и кончая ремонтом здания XVIII века "Азарапат", где сегодня разместился музей. Это сейчас все выглядит так солидно, а здание было в очень плохом состоянии - кругом вода, сырость. Господин Чилинкирян сделал и денежные вложения, чтобы музей состоялся. Не говоря уже о передаче своей коллекции живописи. По своей художественной значимости - ну и, конечно, финансовое слагаемое нельзя сбрасывать со счетов - за последние десятилетия аналог этому дару найти трудно. Ведь, скажем, то, что у нас есть на Каскаде, - это передано на хранение, а не подарено Гафесчяном. А здесь - именно дар. Если сильно вникнуть в вопрос, можно привести разве что пример коллекции русской живописи Абрамяна. Я думаю, музей Рубена Севака станет культурным, просветительским, научным центром, потому что в нем совмещаются документы, освещающие трагические события в истории нашего народа, и уникальный вернисаж".

За свой несравненный дар Ованнес Чилинкирян был удостоен ордена Почета, который получил из рук президента Армении Сержа Саргсяна.

В канун 100-летия Геноцида армян в Святом Престоле открылся постоянно действующий музей Рубена Севака - того, кто отречению от веры предков предпочел мученическую смерть. "Открытие этого музея - дань уважения и преклонения как перед Рубеном Севаком, так и перед Григором Зограбом, Сиаманто, Варужаном, Комитасом, другими нашими великими деятелями перед памятью полутора миллионов наших безвинных жертв, которые не отреклись от своей веры и родины и приняли терновый венец. Они погибли, храня в сердце веру, что армянский народ жив и будет жить в вечности. Музей посвящается 100-летию Геноцида армян и имеет особое значение. Посредством своих посетителей он превратится в неумолкаемую колокольню, голос которой будет услышан во всем мире, способствуя усилиям, прилагаемым для международного признания Геноцида", - сказал на церемонии открытия музея Католикос Всех Армян Гарегин II.

Рубен Севак и Янни Апель."Мы должны умирать во имя бессмертия своего народа"

У поклонников поэзии, да и не только, фамилия Севак в первую очередь ассоциируется с литературным кумиром 70-х годов прошлого столетия - Паруйром Севаком. Рубен Севак, выдающийся западноармянский поэт, павший жертвой Геноцида, вспоминается как бы во вторую очередь. А между тем именно в его честь, отдавая дань преклонения перед редкостным талантом - поэтическим и человеческим, автор "Неумолкаемой колокольни" выбрал себе псевдоним Севак.

В 2005 ГОДУ ЗА РОМАН "И ПОСЛЕ СМЕРТИ", в основу которого легла жизнь Рубена Севака, Александр Топчян был удостоен премии президента. Будь роман экранизирован, некоторые сцены наверняка показались бы художественным вымыслом. Удивительная жизнь удивительного человека - и бесчеловечный кровавый конец.

Матушка-природа обычно бывает справедлива к своим детям - к каждому и понемногу. Но над колыбелью Рубена Чилинкиряна, видимо, собрались все феи, спеша принести свои дары. Он был красив яркой породистой красотой. Он с отличием окончил в 1905 году знаменитый армянский лицей Берберяна в Константинополе, где проявлял способности самые разнообразные и где впервые проявилось его ярчайшее поэтическое дарование вкупе с даром художническим. И на медицинский факультет Лозаннского университета он поступил играючи.

В 1910 году женился на Янни Апель, златокудрой ундине из аристократической семьи прусского полковника, подарившей ему сына Левона и дочь Шамирам. В том же году вышел первый и единственный прижизненный сборник Рубена Севака "Красная книга" - отклик на резню в Адане, в Киликии, когда в течение двух недель вооруженная фанатичная толпа при молчаливом попустительстве армии и полиции истребила 30 тысяч армян - провидческие стихи, предчувствие кровавой драмы.

Мир сулил самые радужные перспективы молодому поэту - он блистал талантом, умом, эрудицией, обаянием в лучших салонах Европы. Мир был так благосклонен к блестящему врачу, практикующему в клиниках Швейцарии. Он мог стать Парнасским небожителем, признанным мэтром. Он мог жить благополучной, даже с шиком жизнью на своей вилле на берегу озера Леман с любящей женой и детьми. Он практически сознательно выбрал верную смерть, вернувшись в 1914 году в Константинополь.

..."Вот мы идем! - Кричат. - И колесо

Страданий наших мы вперед толкаем.

И дрожь стоит от наших голосов,

Мы по живым идем и повторяем:

"Вот мы идем!" Дороги не закрыть

Пред яростью могучей нашей силы.

Идем, чтобы заставить говорить

Бесчисленные общие могилы.

Вы соскоблили с наших юных кож

Для свадеб и грехов себе палаты.

Вы продавали нашей крови дрожь

За плату, что потребует расплаты.

Мы - шпага и закон. Своих твердынь

Мы не оставим в лапах пораженья.

Мы - новые паломники святынь

И сумерек светлейшее рожденье.

ПРЕДЧУВСТВОВАЛ ЛИ ОН СВОЕ БЕССМЕРТИЕ? Во всяком случае гибель он предвидел совершенно отчетливо - седьмым чувством великого поэта. А ведь судьба практически одновременно дала супругам Чилинкирян по последнему шансу, которым они не воспользовались, обуреваемые чувствами, которые в наш прагматический век трудно вместить в сознание. Работник германского посольства в Константинополе барон фон Нойберг, очарованный госпожой Чилинкирян, предлагал ей бросить мужа и спасаться. Она гневно отвергла предложение соотечественника, а на следующий день пошла в парикмахерскую и покрасила свои золотые кудри - предмет зависти всех женщин Константинополя - в черный цвет. "Чтобы быть похожей на твоих сестер", - объяснила она мужу.

Когда 24 апреля Рубена Севака вместе с 250 представителями армянской интеллигенции арестовали, она бросилась к послу Германии Вагенгейму и услышала в ответ на мольбу о спасении: "Ты недостойная немка, ты предала свою нацию, вышла замуж за этого армянина и теперь пришла просить, чтобы я его вызволил! Он не должен вернуться. Они ушли умирать". "У меня есть сын, я воспитаю его так, чтобы он когда-нибудь отомстил немцам за своего отца", - ответила. Янни, швырнув германский паспорт в лицо послу. Об этом свидетельствует Ованнес Чилинкирян в своей книге "Рубен Севак". Янни Севак отказалась от немецкого подданства, перестала говорить по-немецки, дала своим детям армянское образование. А когда в декабре 1967 года она скончалась в Ницце, ее хоронили по армянскому обряду - согласно завещанию.

А доктор Чилинкирян и в страшном 14-м году оставался верен клятве Гиппократа. Именно тогда ему пришлось лечить, казалось бы, безнадежно больную дочь одного из турецких бонз. Вернувшаяся усилиями врача к жизни девушка влюбилась в своего спасителя, и это не сказки "Тысячи и одной ночи", а исторический факт. Отец девушки предложил жизнь за жизнь, предложил принять ислам и взять дочь в жены - наличие семьи для последователя ислама препятствием не являлось.

Севак в ужасе отверг такой альянс. Его уговаривали друзья по ссылке - что притворное вероотступничество по сравнению с жизнью?! Он был непоколебим - медик, последовательный ученый-атеист. Для поэта и интеллигента никакое отступничество не могло быть временной мимикрией, а только изменой, которая всегда гнусна. "Мы - предводители народа. Если мы предадим свои идеалы, народ потеряет веру в справедливость борьбы. Мы должны быть примером. Мы должны умирать во имя бессмертия своего народа", - говорил он.

На рассвете 26 августа 1915 года группу из пяти человек, в которой были Рубен Севак и Даниел Варужан, в экипажах отправили в городок Аяш, и по дороге они были остановлены неизвестными... По одним свидетельствам, палачи набросились на связанных людей, привязали к деревьям, а затем "обнажили свои кинжалы и стали медленно и невозмутимо резать их". По другим, Севак и Варужан были убиты едва ли не одновременно озверевшим турком, который потом хвалился, как камнем размозжил головы "гяуров"...

История лишь констатировала зверство, не сохранив имен палачей. Рубен Севак - поэт и врач, интеллигент и мученик - шагнул в бессмертие, чтобы остаться в нем навсегда.

Дорога от храма - к храму

Сокровищница музейного комплекса Св.Эчмиадзина расширилась - во всех смыслах. Экспозиция музея Рубена Севака расположилась на территории патриархии в свежеотреставрированном здании XVIII века, носящем название Азарапат. Дорога от храма - от центрального портала Кафедрального собора - ведет к храму искусства и памяти. Проходишь под низкой аркой, и слева сразу обнаруживается дверь, ведущая в Дом поэта. Войдем в эти двери.

В НЕБОЛЬШОМ "ПРЕДБАННИКЕ" МУЗЕЯ СТОИТ ОСТАНОВИТЬСЯ. Здесь нет каталога - его еще не успели подготовить. Зато на полках стоят в роскошных изданиях книги о Рубене Севаке - плоды десятилетних трудов Ованнеса Чилинкиряна. Собственно экспозиция расположилась в четырех залах - две переходящие одна в другую анфилады, разделенные друг от друга арочными перекрытиями. Эти арки разделяют не только живописную, вернисажную часть от архивной. Они диктуют фабульную канву посещения - не дают эмоциям смешаться в один бурный, но сложно осознаваемый поток.

Два зала, в которые неминуемо попадаешь в первую очередь, - строгая развеска картин под кирпичными сводами. Коллекция живописи и графики западноармянских художников - почти двести произведений мастеров "первой обоймы", любовно собранных Ованнесом Чилинкиряном. Основа коллекции была заложена еще Рубеном Севаком. Он сам недурно рисовал, был дружен со многими армянскими художниками, работы которых легли в основу будущего крупного собрания. Племянник продолжил заложенную поэтом семейную традицию.

Абсолютное большинство полотен, составляющих экспозицию, - марина. Три работы Айвазовского, и среди них второе по размерам полотно, отныне хранящееся в Армении. Более 10 полотен Махохянов. Овнатаняны, Шабанян, Адалян... Это с позиций статистики, "брендовости", ну и составления материальной ценности дара, принесенного родине Ованнесом Чилинкиряном.

Эмоциональное впечатление от экспозиции трудно передать словами - Айвазовский и присные давно не нуждаются в маркировках. И потрясающее ощущение от вернисажа рождается не от отдельных полотен, а от этого единого, огромного, бесконечного, каждый раз открывающегося по-новому моря. Грозное, почти черное и золотисто-бирюзовое, ласкающее, катящее на берег разбушевавшиеся буруны и отражающееся голубизной в беломраморных стенах прибрежных вилл...

Море, наверное, растворилось у представителей семейства Чилинкирянов в крови, осталось главной картинкой детства, вынесенной из городка Силиври на европейском побережье Мраморного моря неподалеку от Константинополя, где родился Рубен Севак. И за два года до смерти поэт, которому предначертано было принять смерть в сирийской пустыне, писал: "Хотелось бы перед окончательным возвращением на родину поехать в Венецию и провести там хотя бы одну весну, одну из считанных весен моей жизни. Хочется жить, чувствовать, что живешь... в предчувствии смерти".

Для профессионалов, занимающихся историей армянского народа и особенно черной годиной его крестной муки, материал, представленный в архивной части музея, - бескрайний простор для исследования. Для рядового посетителя острое чувство всего ужаса этой крестной муки и желание еще раз предать анафеме ее учинителей возникает не из подробного исследования. Оно возникает из зримого представления о том, какой утонченный, изысканный и тонкий мир был растоптан вандалами, какие штучные люди пали жертвой неслыханного зверства.

Эти часы с маятником, этот бюст Бетховена, эти, в кружевных виньетках, рождественские открытки и билеты на симфонические концерты. Эти адресованные жене нежные письма на французском, написанные изящным почерком человека, переводившего Гейне, Леконта де Лиля. Первые издания стихов Севака и Янни, которая за свою долгую жизнь успела выпустить несколько томиков стихов, рисунки поэта углем. И фотографии - такие молодые, одухотворенные, красивые лица...

И снова вспоминаешь о культурном феномене ХХ века, до конца еще не оцененном по достоинству. О Константинополе, который наравне с Тифлисом был крупнейшим центром армянской культуры, в начале века находящейся на стыке двух цивилизаций. О блестящих представителях местной армянской интеллигенции, для которых знание нескольких европейских языков и владение мировой культурой вообще было чем-то абсолютно естественным и обязательным. О блестящей плеяде поэтов, музыкантов, художников, вписавших золотые страницы в сокровищницу нашей культуры. Многие из них приняли венец мученика и обрели бессмертие. И среди них Рубен Севак - великий поэт, чей 30-летний земной путь, оборвавшийся так страшно, сегодня стал бесконечной дорогой к памяти, вере, жизни.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ТАЛАНТ И КАЧЕСТВО ЕСТЬ. НЕТ СТАТУСА
      2019-06-26 13:18
      431

      Недавно Театр киноактера им. Генриха Маляна выпустил очередную редкую премьеру. Редкую во всех смыслах. Во-первых, в смысле - спектакль на редкость замечательный. Впрочем, редко, но метко - это вообще основное свойство этого театра. А в прямом смысле редко театр играет премьеры, да и вообще спектакли, потому, что проблем у него больше, чем у остальных столичных театров. Как Наринэ МАЛЯН - художественный руководитель и ее команда умудряются не только выживать в этих условиях, но на протяжении многих лет оставаться одним из самых интересных театров Армении с совершенно неповторимым выражением обаятельнейшего лица, секрет, известный им одним.

    • "НЕ НАВРЕДИ!" В ЛАБОРАТОРИИ КУЛЬТУРЫ
      2019-06-25 12:29
      702

      Новая культурная власть вплотную подошла к законотворчеству в сфере. Что есть хорошо не только для культуры, но и для ее власти - сиюминутных решений здесь объективно ждать не приходится. И что совершенно не означает, что в культуре не накопилось изрядное количество вопросов, требующих сиюминутных решений.

    • "СОЗДАНИЕ СОЗНАНИЯ" - БУДЕМ ТЯНУТЬ РЕЗИНУ!
      2019-06-21 12:58
      1573

      "Кино - это не только искусство, но и сфера, имеющая колоссальное политическое значение", - практически перефразировал вождя мирового пролетариата Ленина Владимира Ильича замминистра по вопросам культуры Ара Хзмалян в заключение организованных в Национальном Собрании парламентских слушаний на тему "О возможных законодательных решениях в сфере кино".

    • МИНФИН - СЕР, НО АРТ-МИР - СЕД
      2019-06-20 11:03
      1759

      На днях в Национальном Собрании состоялась встреча, инициированная постоянной комиссией НС по вопросам науки, образования, культуры, диаспоры, молодежи и спорта, объединившая в едином порыве урегулирования законодательного поля в сфере культуры депутатов, юристов и деятелей этой самой культуры. Факт сам по себе внушающий оптимизм, но еще и симптоматичный, позволяющий делать кой-какие выводы и прогнозы.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Армения и Россия готовят сенсационную выставку о цивилизации Урарту
      2019-06-11 09:32
      381

      "Музей им. Пушкина и Музей истории Армении ведут переговоры о подготовке выставки, посвященной урартской цивилизации, которая обещает стать мировой сенсацией. Об этом в интервью ТАСС заявил специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

    • ОПЕРЫ, РОЖДЕННЫЕ ТУМАНЯНОМ
      2019-06-06 12:56
      1787

      Мы выбрали два абсолютно разных произведения Туманяна - историческую и комическую сказку. Тем самым подчеркнув многожанровость произведений великого лорийца. Что касается оперы "Cмерть Кикоса", то мы еще раз хотим напомнить о важности включения ее в репертуар нашего Оперного театра.

    • ОБАЯНИЕ ТАЛАНТА И ЛИЧНОСТИ
      2019-06-05 09:29
      3908

      Недавно общественность Еревана простилась с одним из замечательных художников - Рубеном ГЕВОНДЯНОМ. С его именем у нескольких поколений армянских зрителей связано нечто очаровательное. Художник глубокий, содержательный, серьезный, современный, без которого нелегко представить наше изобразительное искусство. Те, кто знал его лично, знали необыкновенную мягкую обаятельность его человеческих качеств и одновременно очень высокую требовательность большого и серьезного мастера.

    • ЭКСПО ГАЛЕРЕЙ И КУРАТОРОВ
      2019-06-04 14:06
      1523

      Открывшаяся в Центре "Ереван Экспо" армянская художественная ярмарка Armenia Art Fair 2019 собрала на одной площадке 35 художественных галерей и кураторов, представляющих работы современных художников широкого спектра. Живопись, графика, видео-арт, инсталляция, принт-арт, фотография, скульптура, смешанные техники - эти и другие виды художественного искусства, одинаково популярные в ХХI веке, в течение четырех дней привлекали внимание ереванцев и гостей столицы.