2013-11-05 00:00

ГОРДИЛАСЬ БЫ ЛЮБАЯ СТРАНА...

В декабре 2013г. исполняется 40 лет со дня запуска космической обсерватории "Орион-2" - детища Григора Гурзадяна и его коллектива. Это достаточный срок, чтобы в полной мере осознать значимость этого события для последующего развития космической астрономии и советской космонавтики. "Орион -2" был научным экспериментом мирового значения, подготовленным в Армении в области зарождающейся тогда науки – космической астрономии.

ВАЖНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕЛЕСКОПА - ЗВЕЗДНАЯ ВЕЛИЧИНА, предел слабости регистрируемых космических источников. "Орионом -2" было получено множество спектров звезд до 13-й звездной величины. По данным справочника T.Furniss, Manned Spaceflight Log, американский "Скайлэб" достиг только 7,5-й звездной величины, а "Орион" исследовал источники, в 200 раз более слабые. Виктор Амбарцумян, прибыв в лабораторию, сам провел измерение, сказав: "Хорошо видны спектры и слабее 13-й величины". Благодаря "Ориону" впервые в мире была получена ультрафиолетовая спектрограмма планетарной туманности, т.е. в области спектра до того времени недосягаемой с Земли. Было зарегистрировано так называемое двухфотонное излучение туманностей, предсказанное в начале 1930-х годов.

Результаты "Орион-2" были опубликованы в наиболее авторитетных международных журналах. В NATURE были напечатаны 3 статьи (одна – по "Ориону-1"). Публикации в этом журнале по исследованиям, проведенным в Армении по всем наукам, а также по советским космическим исследованиям, были беспрецедентными.

Сегодня "Орионы" занимают почетное место в мировых справочниках среди пионерских работ по космической астрономии.

В конце 1950-х - начале 1960-х годов молодой, но уже известный астрофизик, доктор наук Григор Гурзадян при поддержке своего учителя Виктора Амбарцумяна начал работать в Бюраканской обсерватории над созданием космической астрономической техники. Два фактора оказались решающими – появление ракетной техники в СССР и изначально инженерное образование Гурзадяна. В его группу вошли Марат Крмоян, Арег Джаракян, Эдвард Казарян, Эдди Нерсесян, Ара Саркисян, Эдуард Арутюнян, Юрий Едигарян, Александр Кашин, Ашот Захарян, Джульетта Оганесян, Радик Бабаян, Шота Арутюнян, Георгий Лорецян, Эдвард Мнацаканян, Эдуард Налбандян, Олег Гаспарян. Коллектив решал чрезвычайно сложные задачи на высочайшем техническом уровне. Весомые заслуги, особенно при работе с другими организациями, принадлежат Евгению Сарьяну.

С космонавтами Г. Гречко и А. Леоновым.СОЗДАНИЕ ПРИБОРОВ ДЛЯ РАБОТЫ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ КОСМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ требовало решения многих технологических задач - по оптическим системам, точной механике, электронике, стабилизации, управлению и т.д. В 1960-е годы коллективом были созданы и запущены на баллистических ракетах Р-5В серии обсерваторий К-1, 2 и 3 для изучения Солнца. Было проведено около 10 запусков, причем первый запуск с простеньким детектором для изучения коротковолнового излучения короны Солнца был произведен 15 февраля 1961г. во время солнечного затмения с особо секретного в то время космодрома Капустин Яр. К сожалению, запуск оказался неудачным, ракета изменила траекторию и взорвалась. В 1969г. на спутнике "Космос-309" с космодрома Плесецк был запущен созданный коллективом Гурзадяна орбитальный телескоп "Процион", а затем на спутнике "Метеор" работал их же рентгеновский телескоп "Альтаир".

Эти запуски принесли как колоссальный опыт создания космической техники, так и авторитет Гурзадяну и его коллективу. Созданная ими орбитальная обсерватория "Орион" была размещена на первой в мире космической станции "Салют", запущенной с Байконура в 1971г. Работа обсерватории на орбите прошла весьма успешно, кассета с уникальными результатами наблюдений была доставлена на Землю, но научный успех был омрачен гибелью космонавтов при посадке. Космонавт Виктор Пацаев из экипажа "Салюта" значится в западных справочниках как первый человек, который вел астрономические наблюдения телескопом вне земной атмосферы. Гурзадяну был предоставлен пилотируемый "Союз-13", где и был установлен "Орион-2".

В то время при отсутствии электронных детекторов фотонов и устройств хранения информации участие космонавтов в исследованиях было необходимым. В результате технологического развития автоматические станции стали основой космической астрономии, а роль космонавтов свелась к ремонтным и тестовым работам.

Пионерская деятельность и научные достижения сопровождались и драматическими событиями, и сложнейшими ситуациями, такими как замена экипажа в последний момент, взрыв ракеты над головой... А при посадке "Союза-11" в центре управления полетом после зловещей эфирной паузы поисковая группа доложила, что экипаж, с которым говорили минуты назад, обнаружен без признаков жизни.

Важной частью этой деятельности была подготовка космонавтов, их обучение работе с техникой в космосе. Около 40 космонавтов прошли подготовку в Гарнийской лаборатории, среди них Алексей Леонов - первый человек, вышедший в открытый космос. Космонавт, дважды герой Советского Союза Валентин Лебедев после выступления на открытии Музея космоса в Гарни в 2001г. подарил Гурзадяну свою книгу с надписью: "Дорогому учителю, открывшему мне дорогу в космос".

„Орион -2„.ПОЗДНЕЕ КОЛЛЕКТИВОМ, СОЗДАННЫМ В ГАРНИ ГУРЗАДЯНОМ, начали руководить люди, не имеющие опыта работы в области космической астрономии. Сначала коллектив был вовлечен в проект "Астрон" Крымской обсерваторией, результаты которого были уже несравнимы с западными достижениями. В конце 80-х - начале 90-х гг. на станции "Мир" были запущены два телескопа "Глазар", созданные гарнийским коллективом, но они были лишь повторением оптической системы "Орионов" и могли фотографировать звезды только до 11-й звездной величины, т.е. значительно уступали возможностям "Ориона" 15-летней давности, к тому же без спектра и с намного меньшим полем обзора. Но уже действовал телескоп Хаббл!

Гурзадян наряду с многочисленными статьями по проблемам астрофизики публиковал одну монографию за другой. На задней странице обложки последней - "Космическая динамика" (Великобритания), изданной в 2002г., имеется отзыв эксперта: "Эта книга станет классической. Дж.Гилмор, Кембридж". А его монография по планетарным туманностям (изд-во Шпрингер, Германия, 1997г.) и ныне в числе основных ссылок в интернетовских справочниках. Значительную образовательную роль играют его книги по истории науки, живописи, архитектуры.

В последнее время с расчетом на отсутствие очевидцев и секретность советского времени стали появляться публикации, возвеличивающие сомнительное, а порой и негативное участие посредственных управленцев в этих работах. А журналист Агабабян, якобы "выявляя тайные страницы советской космонавтики", опубликовал пасквиль на крупнейших деятелей армянской и советской науки, конструкторов, маршалов, в том числе Гурзадяна.

СЕГОДНЯ КОСМИЧЕСКАЯ АСТРОНОМИЯ - ПРОЦВЕТАЮЩАЯ ОБЛАСТЬ МИРОВОЙ НАУКИ. Космический телескоп Хаббл, спутники, исследующие микроволновое реликтовое излучение, ряд рентгеновских и гамма-орбитальных телескопов, открыли новую картину Вселенной. Вначале доминировали американцы – НАСА, но со временем впечатляющие спутниковые проекты выполнило Европейское космическое агентство (ЕКА), затем Япония, Китай, многие другие страны. Некоторые приборы Европейское космическое агентство заказывает в странах СНГ или третьего мира из-за дешевой рабочей силы, российские ракетоносители используются для запуска западных аппаратов.

Претерпели изменения и сами понятия "космос", "космонавт". Они утратили ореол романтизма. Космос стал повседневностью, мы связываем его с прогнозом погоды, спутниковой связью, GPS-навигаторами в автомашинах...

Пионерским участием армянских специалистов в развитии космической астрономии в 1960-1970-е годы гордилась бы любая страна. Бесценные экспонаты, свидетельствующие об успехах армянских ученых, хранятся в обветшалом Музее космоса в Гарни. Трудно без волнения листать книгу отзывов посетителей музея: "Это сокровище в горах", - пишет японский дипломат, здесь же - запись нашего соотечественника из Швеции: "После увиденного скажу только: я горд, что я армянин".

Ваагн ГУРЗАДЯН, профессор, член руководящего совета Европейской космической программы LARES,