Последние новости

СЕКТОР "А"

О чем не скажет Акрам Айлисли

Автор всколыхнувшего регион в начале нынешнего года романа "Каменные сны" Акрам Айлисли в последние дни вновь оказался в центре внимания СМИ. Электронное издание "Русский репортер" опубликовало статью "Топором и пером. Почему, чтобы быть совестью нации, надо стать врагом народа", в которой рассказывается о встрече автора статьи Шуры Буртина с писателем в Баку и поездке в Агулис. Статья достаточно интересна, хотя и содержит ряд спорных утверждений. Однако наиболее интересными нам показались откровения самого Айлисли.

НАПОМНИМ, ЧТО РОМАН, РАССКАЗЫВАЮЩИЙ ОБ АРМЯНСКИХ ПОГРОМАХ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ, был написан шесть лет назад, однако писатель решил опубликовать его после истории с выкупом и последующей героизацией будапештского убийцы, Сафарова, в августе 2012 года. За что и подвергся у себя в стране санкционированной властями масштабной травле со всеми присущими такого рода омерзительным кампаниям атрибутами: лишением званий, материальных благ, сожжением книг, обвинениями в предательстве и угрозами "отрезать уши". Отдадим должное Айлисли: он нашел в себе силы не только выстоять, но и сохранить принципиальность и верность своим убеждениям. Приведем наиболее примечательные, на наш взгляд, цитаты из статьи.

"... Я до семидесяти пяти лет дожил, свою жизнь могу дарить тому, кому нужен мир, нужна человеческая теплота, между соседями нормальные отношения. Но вот мои, моя семья, конечно, они не хотели бы все это терять, - Акрам обводит рукой небогатую обстановку своей квартиры, куда мы пришли. - Для них сближение наций - это абстрактно. Это для меня тут вопрос жизни и смерти: если умру, не увидев эти две нации вместе, - я такой смерти не хочу. Когда написал, подумал: не буду пока печатать. А потом решил, что, как бы дорого ни обошлось, надо все-таки идти против того, что происходит. (...). Без этой травли не подействовало бы. Это, видимо, независимо от меня, от властей - сама жизнь так построена. По закону физики то же действие замечается, только когда противодействие есть. Хотя все это оказалось более чем неожиданным для меня. Самое удивительное, что армяне сейчас к нам относятся гораздо лучше, чем до этой скромной вещи. Конечно, есть и авантюристы, которые бы хотели, чтобы меня здесь убили, чтобы образ дикого народа создавать. Но интеллигенция и огромное количество простых людей смягчились, освободились от злости, подышали как бы..."

"Если бы я сомневался, что я хоть чем-то свой народ унизил, я бы, наверное, сам сломался. Они хотят - если я два хороших слова об армянине говорю, то три об азербайджанце должен. Заботы мне не было - баланс мнений поддерживать! Я же описываю человека - как он воспринимает. Душевно хрупкий человек, который почти на грани сумасшествия от этой жизни. Который так страшно все переживает еще и потому, что помнит, о чем рассказывали у него в деревне. Трагедия человека, когда все вокруг против его душевного состояния, против его взгляда на будущее. Братцы, давайте признаем, что гадости делали! Только после этого возможно идти на что-то хорошее (...). Какая-то кабинетная крыса меня учит, что народ думает. Я вот с детства от бабушки, матери, дяди слышал только хорошее об армянах. Кто никогда армян не видал - те гораздо большие националисты, чем те, кто вместе жил. У нас редко-редко кто плохое слово скажет - это уже недоделанный идеолог, ненормальный деревенский человек. Если сейчас провести референдум, подавляющее большинство будет за то, чтобы с армянами отношения наладились. Если идеология твердо скажет, что надо налаживать отношения, к вечеру народ уже по-другому будет думать. Народ - шкура та еще".

Сожжение романа  „Каменные сны„ Акрам Айлисли.МОЖНО ПОСПОРИТЬ С А. АЙЛИСЛИ ОТНОСИТЕЛЬНО ИСХОДА потенциального референдума о налаживании отношений с армянами. Во всяком случае та картина, которую упорно рисуют азербайджанские СМИ на протяжении десятилетий, та атмосфера поистине животной ненависти и вражды к армянам, которую насаждает алиевский режим не только в своей стране, но и в регионе, дает слишком мало оснований надеяться на то, что в сегодняшнем Азербайджане "подавляющее большинство будет за то, чтобы с армянами отношения наладились". Однако мы не станем спорить с писателем: в конце концов, он живет в этой стране, и ему лучше знать настроения соотечественников, нежели тем, кто за пределами Азербайджана может составить представление о тенденциях в обществе фактически только на основании публикаций в прессе, соцсетях и блогах.

Однако куда важнее другое: для прекращения того безумия, которое правит бал в регионе в последние десятилетия, Акрам Айлисли видит только один путь: мирное сосуществование народов. И это наиболее разумная и нормальная с точки зрения человеческих отношений альтернатива тому, что фактически неприкрыто декларируют руководство и идеологи Турции и Азербайджана - как сегодняшние, так и бывшие: регион без армян с окончательным захватом территорий непрерывного исторического проживания армянского народа. В этом контексте слова Айлисли об изменениях в армянском обществе абсолютно оправданны: "армяне сейчас к нам относятся гораздо лучше, чем до этой скромной вещи. (...) интеллигенция и огромное количество простых людей смягчились, освободились от злости, подышали как бы..."

До освобождения "от злости", ненависти, вражды и недоверия даже в армянском обществе, к сожалению, очень далеко. О причинах тут говорить бессмысленно: они общеизвестны, и, в конце концов, именно о них писатель и пишет в своем романе. Но, с другой стороны, Айлисли сделал первый и крайне важный шаг на пути к этому "освобождению". Благодаря ему мы, армяне, поняли, что далеко не все в Азербайджане настолько однозначно, как это представляет провластная пресса, далеко не все становятся жертвами той паранойи, которая, как отмечает автор статьи, усиленно нагнетается госпропагандой. Но как же мал и незначителен этот "сектор А" Акрама Айлисли, если при произнесении имени убийцы, Сафарова, в беседах Ш. Буртина с бакинцами глаза их блестят, лица теплеют и расплываются в счастливых улыбках: "Конечно, мы знаем Рамиля, это же наш герой! Мы так рады, что он вернулся!.."

БЕЗУСЛОВНО, РОЛЬ РОМАНА "КАМЕННЫЕ СНЫ" И САМОГО ПИСАТЕЛЯ, который не хочет умирать, не увидев "эти две нации вместе", в протекающих в регионе процессах еще предстоит оценить. В этом смысле Айлисли и отношение к нему в Армении являют собой еще и яркий образец истинной "народной дипломатии", способной на реальные прорывы, в отличие от формальных показушных мероприятий и дорогостоящих проектов, которые пока что не дали региону ничего действительно значимого и осязаемого. Но политика и холодные экономические расчеты продолжают превалировать над истинными интересами народов, превращая одних в управляемых зомби, в "шкуру", как выражается сам писатель, и вызывая в других соответствующее отношение и соответствующую реакцию. Тем самым не смягчая атмосферу, а, наоборот, резко поднимая градус ненависти и вражды.

Но вот в одном очень хочется возразить Акраму Айлисли - в том, как он говорит об Арцахе: "Мы воюем с армянами за землю, а сама земля никому не нужна. Оказалось, что это не то, за что люди хотели бы бороться". Ошибаетесь, многоуважаемый господин Айлисли, нам эта земля не только нужна как воздух, но и бесконечна дорога. Именно поэтому мы и выдержали жуткие, страшные испытания и заплатили за нее жизнями представителей элиты нации в лице беззаветных патриотов, знающих истинную цену этой земли. Вам она "не нужна" - и именно в этом огромная, решающая разница между нами и вами в отношении к земле, которая для нас является Родиной. И это та очевидная истина, о которой даже вы, скорее всего, не скажете и не признаете ее никогда.

Основная тема:
Теги:
  • Vahan 16-Ноя-2013
    Отличная статья, Марина. БРАВО!!! Только мааааленькое уточнение. Вы пишете (цитирую) : "Ошибаетесь, многоуважаемый господин Айлисли, нам эта земля не только нужна как воздух, но и бесконечна дорога. ". Но уважаемый Айлисли говоря "...сама земля никому не нужна..." подразумевал азербайджанцев, а не нас. )))
    Ответить
  • Михаил Манасян Хор Вирап. 17-Ноя-2013
    Фраза ; "Это земля никому не нужна",, я уверен была сказана с чисто духовной позиции. Из понимания суетности жизни. Зря, Григорян не оправдано взялась комментировать работу Айлисли. Настырность Григорян было ни ко времени и не к месту.
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • ПАРАД ДИЛЕТАНТИЗМА: ПОЧЕМУ МАКУНЦ ДО СИХ ПОР НЕ ВРУЧИЛА ВЕРИТЕЛЬНЫЕ ГРАМОТЫ БАЙДЕНУ?
    2021-11-25 10:32
    1437

    12 ноября президент Армен Саркисян подписал два указа о назначении послов Армении: Виктора Енгибаряна в Германии, Соса Аветисяна – в Испании. Оба - верные сторонники Пашиняна, бывшие депутаты от правящей партии, оба - никогда не работали в МИД. 40-летний Енгибарян и 32-летний Аветисян пополнили список "политических" назначений послами людей из близкого круга Пашиняна, не являющихся карьерными дипломатами.

  • ЧТО ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ С ТАРОНОМ СААКЯНОМ?
    2021-11-22 10:21
    1717

    И почему в плен попадают только армянские военнослужащие? Вечером 17 ноября CМИ сообщили, что из Баку в Ереван летит заместитель командующего войсками Южного военного округа генерал-лейтенант Рустам Мурадов, который везет "груз-200". Сообщалось, что на борту - тела армянских военных, погибших в результате боестолкновений на границе, пленных нет. Спустя пару часов выяснилось, что Мурадов привез тело одного армянского военнослужащего, убитого накануне в ходе вооруженной агрессии Азербайджана на восточном направлении армяно-азербайджанской границы. Утром Минобороны РА назвало имя погибшего - старший лейтенант Тарон Саакян, 1990 года рождения.

  • ПАШИНЯН И АЛИЕВ ПЕРЕШЛИ К "ПРАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ" НА ПУТИ К "ЗАНГЕЗУРСКОМУ КОРИДОРУ"
    2021-11-19 09:39
    2086

    Уже невозможно не заметить, что власти РА даже не скрывают своей цели как можно более полноценно обслужить турецкие интересы, как и средства ее достижения. Пашинян уже который раз выступает в парламенте с признанием собственных действий, представляющих собой явную угрозу государственным и национальным интересам Армении, каждое из которых в нормальной стране тянуло бы как минимум на возбуждение уголовного дела. Но дальше резких заявлений оппозиционеров и гневных комментариев в соцсетях дело не идет, ибо все государственные структуры, призванные защищать и обеспечивать армянские интересы, полностью подчинены капитулянту и руководствуются не Конституцией и законами, а исключительно указаниями Пашиняна.

  • КАПАН ДАРИТ НАДЕЖДУ?
    2021-11-15 14:57
    927

    Опубликованные Центризбиркомом предварительные результаты выборов в Совет старейшин укрупненной общины Капан подтвердили как прогнозы наблюдателей, так и появлявшиеся уже с позднего вечера 14 ноября сообщения о сокрушительном поражении правящей силы в Капане. Победа националистической партии "Блок Шант" список которой возглавил действующий глава областного центра Геворк Парсян, оказалась более чем убедительной: 70,64% (11839 голосов) против 29,36% (4922 голоса) "Гражданского договора".






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • В ОФИСАХ АРФД ИДЕТ ЗАПИСЬ УЧАСТНИКОВ ДВИЖЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ,
    2021-11-13 09:42
    1607

    - заявил в интервью «ГА» член верховного органа АРФ "Дашнакцутюн" экс-советник президента по антикоррупционной политике, экс-замминистра образования Баграт ЕСАЯН Предложен четкий механизм по созданию децентрализованной сети - По ходу формирования общенационального Движения сопротивления много говорится о том, что Пашинян, который пришел к власти посредством уличной борьбы, сам под давлением улиц не уйдет. Как вы прокомментируете эту точку зрения?

  • ВРЕМЯ ЛЕТИТ, АЛИЕВ ПЕРЕД ВЫБОРОМ
    2021-08-20 12:29
    6312

    Отношения России и Азербайджана зашли в тупик. Чтобы выйти из него, Алиеву, по всей видимости, придется пересмотреть свой курс. Дело в том, что действия официального Баку стали нарушать сложившийся в регионе расклад. Азербайджан недавно участвовал в учениях НАТО в Грузии.

  • Карен ОВАННИСЯН: ДЕЙСТВИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА - ВОЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ С КОНКРЕТНОЙ ЦЕЛЬЮ
    2021-08-19 12:42
    1262

    Квалифицировать действия Азербайджана как провокацию – неуместно, поскольку они больше не укладываются в формулу провокации, это уже военные операции, которые Азербайджан проводит на территории Республики Армения с конкретными целями. Такое мнение высказал в интервью телеканалу «Кентрон» военный эксперт Карен Ованнисян, касаясь агрессии Азербайджана на различных участках армяно-азербайджанской границы.

  • КОГДА МАРАЗМ СТАНОВИТСЯ БЫЛЬЮ
    2021-08-17 13:08
    2199

    Вчера в результате снайперских выстрелов мы потеряли двоих военнослужащих, а азербайджанские вооруженные силы вели обстрел сел Кут и Норабак Гегаркуникской области. Об обстреле сообщал омбудсмен Армении Арман Татоян, поскольку Пашинян отдыхал после очередного праздничного мероприятия с возлияниями, а без его одобрения Минобороны что-либо говорить не торопилось. Решился бы Алиев на новое обострение, если бы лидером Армении был не Пашинян?