ГАСТРОЛЬНАЯ ПАНОРАМА
Несмотря на всю насыщенность начала лета – Международный конкурс имени Арама Хачатуряна, премьера и гала-концерт в Оперном театре, множество концертов разного калибра, - особое внимание ереванцев привлекли гастроли именитых артистов: пианиста экстра-класса Бернда Глемзера (Германия) и самого титулованного российского кларнетиста, призера множества престижных конкурсов, талантливого дирижера Валентина Урюпина.
НЕМЕЦКИЙ ПИАНИСТ БЕРНД ГЛЕМЗЕР НЕОДНОКРАТНО ГАСТРОЛИРОВАЛ В НАШЕЙ СТРАНЕ и уже успел завоевать сердца армянских меломанов. Прежде всего благодаря своей исполнительской манере, романтической приподнятости игры. Он – один из лучших представителей немецкой исполнительской школы, всегда искренний и непосредственный, располагающий щедрой звуковой палитрой, сочными инструментальными красками. В артистическом облике пианиста, имеющем за плечами большой концертный стаж и огромный репертуар, привлекает постоянное стремление к расширению творческих горизонтов, неординарность интерпретаций.
Глемзер – ученик русского пианиста Виталия Маргулиса, лауреат ряда международных конкурсов, в том числе и одного из престижнейших международных конкурсов – имени Бузони. В 1989 году он стал самым молодым профессором в Высшей музыкальной школе Саарбрюкена. С середины 90-х годов он преподает в Вюрцбургской высшей школе музыки.
Валентин Урюпин широко известен как кларнетист и дирижер. Он окончил Московскую консерваторию им. П.И.Чайковского по двум специальностям: кларнета (класс Евгения Петрова) и дирижирования (класс Геннадия Рождественского).
В. Урюпин выступал в качестве солиста и дирижера с Государственным академическим симфоническим оркестром им. Светланова, Национальным филармоническим оркестром России под руководством В. Спивакова, Государственным симфоническим оркестром "Новая Россия" под руководством Ю. Башмета, Камерным оркестром Musica Viva под управлением А. Рудина, оркестрами многих столиц мира.
Слушатели, пришедшие на концерт в Большой зал филармонии им. А. Хачатуряна, прожили в сложном, неоднозначном духовном мире Моцарта (Фортепианный концерт N17 G-dur). Произведение написано для фортепиано соло, флейты, двух гобоев, двух фаготов, двух валторн и струнных. Дата премьеры остается неопределенной. Согласно записям Моцарта, тему последней части исполнял его домашний скворец.
Во второе отделение программы вошло уникальное произведение чешского классика Б. Сметаны (цикл симфонических поэм «Моя Родина»), который в интерпретации гостей и Национального филармонического оркестра (художественный руководитель и главный дирижер Эдуард Топчян) доставил истинную радость слушателям. За дирижерским пультом оркестра в этот вечер стоял дирижер В. Урюпин. Своей эмоциональной теплотой и открытостью прозвучавшая в этот вечер программа явно была созвучна стилю и пианиста, и дирижера.
МУЗЫКА ФОРТЕПИАННОГО КОНЦЕРТА N17 G-dur МОЦАРТА РАСКРЫВАЕТ трепетную, глубоко человечную сущность искусства гениального художника – предвестника романтической эпохи в музыке. Партия фортепиано скрепляла всю ткань, насыщала ее разнообразными тембрами. Играя, Глемзер создает напряженное эмоциональное поле, где активно "живет и действует" его лирической герой. В соответствии с классическими традициями музицирования, солист в инструментальном концерте – не только виртуоз, соревнующийся с оркестром, но и блестящий ансамблист: он должен уметь "сливаться" с оркестровым звучанием в те моменты, когда его партия дублируется. Как чутко откликался пианист на каждое движение оркестровой мысли, как тонко передавал колорит эпохи! Образ развивается, преображаясь на протяжении первой части Allegro в обостренных драматических моментах разработки и коды, в мягком элегическом тоне репризы. Интерпретация высветила внутреннюю субстанцию моцартовской музыки, которая раскрывается в процессе длительного вживания, вслушивания, вникая лишь в пределах их соотнесенности с духом и смыслом исполняемого произведения.
В исполнении этого произведения проявилось замечательное искусство ансамбля музыкантов – солиста и оркестра под управлением Валентина Урюпина, его органическая пластика, прекрасная исполнительская интуиция и чувство единства, гармонии партнеров.
ВО ВТОРОМ ОТДЕЛЕНИИ ПРОЗВУЧАЛ ЦИКЛ СИМФОНИЧЕСКИХ ПОЭМ «МОЯ РОДИНА» чешского классика Б. Сметаны. Шесть поэм связаны единым замыслом – многосторонним показом жизни Чехии: ее прошлое, настоящее и будущее, ее легенды, история и быт. Все это вдохновенно воспел Сметана в своем цикле симфонических поэм. «Вышеград» играет роль эпического пролога, с которым перекликается эпилог «Бланик». Широко выписанные картины природы, на фоне которых разворачиваются сцены народной жизни, объединяют разделы «Влтава» и «Из жизни лугов и лесов», между ними – самая краткая и мрачная легендарная «Шарка». Суровую, насыщенную картину борьбы передает поэма «Табор».
Цикл симфонических поэм Сметаны в уникальном исполнении Национального филармонического оркестра под управлением В. Урюпина прозвучал вдохновенно, во всем гигантском масштабе замысла композитора: перед нами здесь предстала действительно история страны: ее колорит, прекрасная природа, ее быт, обряды, борьба.
Если попытаться в нескольких словах определить сущность дирижерского почерка Урюпина, то это – легкость, свобода, раскованность и углубленность, которые проявляются во всем, даже в характере жеста. Его жест, как у всякого настоящего дирижера, позволяет не просто слушать музыку, но и "видеть" ее, вникать в то, что заложено в нотных знаках, зашифровано в них. Многоликая, по-разному воспринимающая музыку публика подчинилась единому руслу воздействия, умело направленному исполнителями. Оркестр под управлением молодого, но очень опытного дирижера добился удивительной цельности. Все циклы были сложены в стройную, единую форму высшего порядка. Слушатели получили наслаждение от замечательной музыки, высокого профессионализма дирижера и оркестра, гармонически соединивших в себе музыкальный интеллект и чувство.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-15 10:34
16 ноября исполняется 85 лет со дня рождения замечательного композитора Роберта АМИРХАНЯНА В эти дни музыкальная общественность Армении - коллеги, поклонники таланта признанного мастера, композитора, новатора эстрадно-лирической песни, народного артиста Армении, музыкально-общественного деятеля, профессора Ереванской консерватории Роберта Амирханяна - празднуют его юбилей. Он вошел в армянскую музыку как личность, обладающая своей эстетической позицией, своим пониманием жизни, с желанием говорить с современниками о современности. Роберт Амирханян, творящий свой неповторимый образный мир, видящий действительность через кристалл своего искусства, обладающий уникальной палитрой, своим собственным "алфавитом", - явление самобытное и редкое в нашей музыке.
-
2024-11-13 10:24
Два вечера в Ереване с триумфальным успехом играл выдающийся российский пианист Денис МАЦУЕВ Его приезд был инициирован руководством самого престижного международного фестиваля "Ереванские перспективы" художественным руководителем, композитором Степаном Ростомяном и главным менеджером Соной Ованесян при поддержке Министерства образования, науки, культуры и спорта РА и ВТБ (Армения). Фестиваль этот не заигрывает со своей публикой: он действительно любим ею, а его концерты, представляя самых знаменитых исполнителей мира, всякий раз поражают своей неожиданностью и новизной звучания. Они будят в нас живые ассоциации, без чего, как известно, любой концерт независимо от уровня исполнения остается бездыханным.
-
2024-11-06 10:40
Недавно Национальный филармонический оркестр Армении под управлением Эдуарда Топчяна завершил свой самый крупный проект начала нового сезона - Ереванский международный фестиваль классической музыки.
-
2024-10-30 09:48
31 октября классику армянского зарубежья Эдгару ШАИНУ исполнится 150 лет Время, конечно, обладает могучей властью, меняет "глаз", совершенствует видение. Его действие порой оказывается непредсказуемым. Иногда с годами от былых увлечений мало что остается: легенда развенчивается, а яркий ореол вчерашних кумиров меркнет в глазах нового поколения. Не происходит ли нечто подобное и с Эдгаром Шаином, с его произведениями? Не останутся ли они в прошлом, безвозвратно отодвинутыми иными художественными веяниями?