Последние новости

ЕДИНЫЙ КРЕСТ СЕМЬИ СОГОЯН

С Фридрихом Согояном мы договорились встретиться в Союзе художников Армении, где в назначенный час открывалась очередная живописная выставка. За дни пребывания на родине он, именитый скульптор из Москвы, спешил все успеть – окунуться в художественную атмосферу Еревана, некогда составляющую часть его бытия, повстречаться с друзьями и коллегами, которых давно не видел, съездить в родной Гюмри на открытие мемориальной доски в честь воспитавшей его школы N14, которая осталась под завалами землетрясения, наконец, убедиться, что его новый дар Армении – памятник "Единый крест" обрел достойное место в столице. Он установлен на улице Налбандяна буквально на днях и символизирует вековую дружбу армянского и русского народов, ярким примером которой является сам Фридрих Согоян.

ПОГОВОРИТЬ С МАСТЕРОМ УДАЛОСЬ НЕ СРАЗУ: то и дело к Фриду, как именуют скульптора близкие, подходили местные художники и деятели искусства, знакомые и просто поклонники, чтобы выразить свое почтение, пожать его крепкую руку, сказать "спасибо" за галерею скульптурных жемчужин, которые эта самая рука воздвигла в разных уголках Армении, и не только. Работы Фридриха Согояна украшают сегодня улицы, скверы и парки Москвы, Архангельска, Прохоровки, Киева, Харькова, Самарканда, Вашингтона и других городов.

За бурную творческую жизнь заслуженный художник Армении, народный художник России и Украины Фридрих Согоян создал несколько сотен скульптур – от малых форм до монументальных композиций, в которых отражены не только лучшие традиции армянских мастеров, но и достижения мировой скульптуры, прекрасным знатоком которой он является. Вместе с тем за каждой работой мастера видны его особенный талант и творческая индивидуальность, умение выделять главное и оживлять второстепенное, совмещать строгую реальность с глубокой эмоциональностью, а порой и с лиризмом, наделять каждое творение "согояновским" дыханием.

Уроженец Гюмри, Фридрих Согоян с детства любил смотреть, как работают каменотесы и резчики, словно волшебники, придающие камню неожиданные очертания и формы. А потом подался в Ереван, в Художественно-театральный институт, где только что открыли отделение скульптуры монкментально-декоративного направления. За годы учебы, да и после, молодой Фрид не пропускал ни одной выставки, пользуясь возможностью "показать себя и посмотреть на других". Одна из таких выставок стала судьбоносной. "Фрид любит вспоминать, как однажды на одну из таких выставок приехали мастера из Москвы. Среди них был и выдающийся скульптор-монументалист советской эпохи Евгений Вучетич, который искал одаренного специалиста для совместной работы, - рассказал архитектор Размик Манукян. – Обойдя представленные экспонаты, Вучетич отобрал три из них и попросил представить их авторов. Каково же было его удивление, когда выяснилось, что три несхожие по тематике, скульптурным подходам и композиции работы принадлежат одному автору - Фриду".

Скульптура, установленная на днях в Ереване, является копией памятника, водруженного в 1997 г. в Москве у Никитских ворот в честь 850-летия основания российской столицы и также символизирующего армяно-российскую дружбу.ФРИДРИХ СОГОЯН БЫЛ ПРИГЛАШЕН В МОСКВУ, куда и отправился спустя несколько лет. Ему предстояло начать в Киеве первую крупную работу в авторском коллективе под руководством Вучетича над знаменитым мемориальным комплексом Украинского государственного музея истории Великой Отечественной войны. Сегодня часть комплекса, созданная Согояном и известная под названием "Форсирование Днепра", считается одним из выдающихся его творений: за эту многофункциональную композицию он удостоился Ленинской премии. С тех пор Фридрих Согоян создал множество творений в разных жанрах – монументальной, станковой, мемориальной скульптуре, а также рельефы, бюсты и портреты, в каждом из которых сполна проявил свой природный талант. Его уникальная способность ощущать пространство и объем позволила создать множество монументальных памятников и комплексов, лаконичных в своей масштабности, а потрясающее чувство пластики и умение постичь натуру подручного материала – оживить его, наделив душой.

Особое место в творчестве мастера занимает жанр портрета. Как признается скульптор, человек – главное, что интересует его как художника, который стремится найти в каждом скульптурном персонаже его отличие от другого, выразить его характер, эмоцию, настроение, а порой и обогатив конкретной идеей. Портретные работы Согояна раскрывают в нем талант психолога, способного проникнуть в душу человека и отразить ее в каменном или металлическом образе. Для достижения этой цели мастер пользуется тонкими скульптурными приемами, известными лишь ему. Сокровищница скульптурных портретов Фрида Согояна многообразна, в ней нашлось место как известным ученым, артистам, спортсменам, политикам, врачам, так и простым людям.

Монументы Согояна разнообразны по размерам и тематике. Среди них памятники подвигу соловецких юнг в Архангельске, дудуку "Песня родины" и "Богоматерь с ликом Спасителя" в Москве, жертвам Спитакского землетрясения "Жертвам невинным, сердцам милосердным" в Гюмри, "Танковое сражение под Прохоровкой. Таран" в селе Прохоровка, "Мать-Земля" в Вашингтоне в знак благодарности американскому народу за помощь пострадавшим от Спитакского землетрясения, скульптуры "Памяти жертвам Геноцида 1915 г." и т.д. В их числе и "Единый крест", созданный в знак дружбы армянского и русского народов.

Скульптура, установленная на днях в Ереване, является копией памятника, водруженного в 1997 г. в Москве у Никитских ворот в честь 850-летия основания российской столицы и также символизирующего армяно-российскую дружбу. Как и московская скульптура, ереванская сделана из светло-серого гранита из Мансуровского месторождения в Башкирии, только она на метр выше. Когда Согояны приступили к работе, то намеревались установить "Единый крест" в районе ул.Богдана Хмельницкого в Москве. Случайно выяснилось, что на месте будущего памятника когда-то красовалась церковь, снесенная в 1930-х гг., и Фрид Мкртычевич отказался устанавливать его там. При посредничестве Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, стоявшего у истоков создания скульптуры, удалось выбить у мэра Москвы Ю.Лужкова другое место. Строительство памятника спонсировано Московской армянской диаспорой и заслуженным строителем России Вардкезом Арцруни. "Единый крест" сразу полюбился москвичам и сегодня признан одним из лучших памятников столицы. На его постаменте выгравировано: "Благословенна в веках дружба народов России и Армении".

Та же надпись на русском и армянском языках значится и на постаменте ереванского "Единого креста", сооруженного на средства армянских московских предпринимателей, почетных строителей Москвы Сергея Амбарцумяна и Макара Наапетяна. Скульптура представляет собой две прижавшиеся друг к другу женские фигуры – русской и армянки, склонившиеся к христианскому кресту, и символизирует взаимное уважение и поддержку двух народов единой веры. Величественные и в то же время грациозные силуэты сдержанны и чувственны одновременно. В то же время они излучают свет от их помыслов.

Архитекторы - отец и сын Размик и Тигран Манукяны и Фрид Согоян.СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ И ВЕЛИКОЛЕПНУЮ РАБОТУ АРХИТЕКТОРОВ - отца и сына Размика и Тиграна Манукянов, сумевших найти для памятника удачное архитектурное решение. "Изначально возникли трудности с выбором места для памятника, - рассказывает Размик Манукян. – Нам предлагали разные уголки Еревана, но ни один не подходил по разным причинам. В итоге мы остановили выбор на участке ул.Налбандяна, завершающем 3-й участок Кольцевого бульвара, который по всем параметрам соответствовал задумке и скульпторов, и нас, архитекторов".

"Единый крест" расположен по диагонали в отношении оси ул. Налбандяна и обращен к югу, на гору Арарат, благодаря чему большую часть дня находится под естественным светом. Природная игра света-тени придает серо-белому памятнику особую глубину, ощущение присутствия в нем жизни: кажется, что каменные девушки дышат. Две овальные линии, обрамляющие памятник, смыкаются, перенося замысел скульптуры в архитектурное решение. Форма овала выбрана архитекторами не случайно, а гармонирует с округленными, сглаженными контурами изваяния. Пластика скульптуры переходит в постамент и архитектурные объемы. Основание, на котором возвышается "Единый крест", одновременно служит и обзорной, смотровой площадкой. Более того, Размик и Тигран Манукяны умело использовали и ландшафт местности. Сохранив участок зеленым, они тем самым "открыли" скульптуру. "Единый крест" также имеет градостроительное значение, ибо является своеобразным венцом улицы и прекрасно вписывается в ее ансамбль. В свою очередь среда помогает ощутить величие памятника, архитектурно-пространственное решение делает панораму данного участка улицы целостной.

Этот памятник, впрочем, как и многие другие, Фридрих Мкртычевич изваял с сыновьями - заслуженным художником России Ваге Согояном и заслуженным художником Армении Микаэлом Согояном. "Я думаю, что настало время уступить дорогу сыновьям, сознательно отойти на второй план в работе, - сказал Фрид Согоян, - хотя это не означает, что я кончился как скульптор. Нет, у меня есть силы, желание, настроение, если позволит здоровье, буду работать и дальше".

"К сожалению, сегодня, в век рыночных отношений, скульпторы и художники все больше обращаются к малым формами картинам небольшого размера, которые легче продаются, - продолжил он. - Для создания монументальных работ нужны большие финансовые средства, да и предназначены они не для частного восприятия. Это создает условия, при которых исчезает серьезная школа в искусстве, а у творца пропадает стимул создавать произведение искусства. Я рад, что сыновья пошли по моим стопам, ибо это позволит сохранить монументальную скульптуру – искусство для народа, для страны. И я благодарен меценатам, помогающим настоящему, большому искусству, которому я служу всю свою жизнь и которому служат мои дети. И это наш единый крест".

Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • «АГРАВАКАР» ОТКРЫВАЕТ ДВЕРЬ МГЕРА
      2021-02-28 10:49
      854

      Известный писатель, публицист, переводчик и общественный деятель Давид Саргсян преподнес читателям очередной литературный подарок. В Ереване в его переводе на армянский язык вышла в свет книга Егора Сергиева «Скала ворона. Современная Армения: история узурпированной власти».

    • И ВЕРНУТЬ ЗАКОННЫМ ВЛАДЕЛЬЦАМ
      2021-02-27 10:11
      1137

      В Республике Арцах создан Общественный совет по культурному наследию, основная цель которого - защита и сохранение ценностных образцов духовной культуры, оставшихся на оккупированных Азербайджаном территориях Арцаха. В их числе как относящиеся к разным эпохам недвижимые культурно-исторические памятники армянского народа, так и музейные коллекции и частные собрания, вопрос которых до недавнего времени практически не поднимался. Инициаторами создания общественной организации выступили Сергей Шахвердян, Артак Григорян, Лерник Ованесян и Овик Аванесов. Наше интервью - с экс-министром культуры, туризма и по делам молодежи Республики Арцах, основателем Агентства развития туризма и культуры Республики Арцах, председателем Общественного совета по культурному наследию Сергеем ШАХВЕРДЯНОМ.

    • ПО ПЯТНИЦАМ - ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ
      2021-02-26 11:30
      1679

      После затяжного перерыва, связанного с локдауном, затем с войной в Арцахе и активной деятельностью по оказанию помощи арцахским переселенцам, Центр искусств "Нарекаци" решил возобновить работу.

    • НЕИЗВЕСТНЫЙ ГРАНТ МАТЕВОСЯН
      2021-02-22 11:04
      3139

      12 февраля Гранту МАТЕВОСЯНУ исполнилось бы 86 лет. День рождения видного армянского писателя-прозаика, киносценариста отметили в Союзе кинематографистов Армении. Для почитателей его творчества был организован показ 2 короткометражных картин, созданных на его тексты и малоизвестных широкой аудитории. Это игровой фильм "Честь бедняка" режиссера Баграта Оганесяна, снятый по одноименной сказке Ов.Туманяна, и документальная лента "Я, призванный жить" Анатолия Мокацяна, посвященный формированию Национальной армии Армении. Текст к нему был специально заказан Гранту Матевосяну - большому патриоту, для которого Родина была превыше всего.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Артак ЗАКАРЯН: «ЭТО НЕ НЕДОВОЛЬСТВО, А АКТ ВАНДАЛИЗМА»
      2021-02-12 15:08
      1353

      «На фото слева  изображен  памятник жертвам Геноцида армян, установленный в израильском городе Петахтиква, - пишет на своей странице в Facebook экс-замминистра обороны РА Артак Закарян. На фото справа – памятник, установленный в центре Еревана, увековечивающий память жертв геноцида армянского и еврейского народов.

    • Гайк КОТАНДЖЯН: ОБРАЩЕНИЕ К РУКОВОДСТВУ СНБ РА
      2021-02-12 12:38
      1293

      Уважаемые коллеги, под покровом ночи совершено осквернение мемориала, посвященного памяти жертв Холокоста.

    • КОМИТАСИАДА АРА АРУТЮНЯНА
      2021-02-08 10:30
      6152

      Свою первую работу - образ Комитаса - выдающийся скульптор Ара Арутюнян создал в 1954 г., когда ему было всего 26 лет. Это тот самый памятник, который установлен на могиле композитора в Пантеоне деятелей армянской культуры Еревана. Спустя 34 года, в 1988 г., в столице появился еще один величественный Комитас, украсивший сквер напротив консерватории. И вновь его автором стал Ара Арутюнян. Эта потрясающая скульптурная композиция стала последней работой Мастера.

    • ЧЕЛОВЕК ШАГАЮЩИЙ VS МАТЕВОСЯНА И САГИЯНА
      2020-09-24 10:46
      1786

      Давеча в телеэфире бывший премьер-министр Грант Багратян остроумно заметил насчет премьер-министра нынешнего - думается, главная его проблема - Месроп Маштоц. Мол, нынешний главный начальник наверняка злится - и надо было тебе лезть поперек батьки с этими буквами, эка безделица, я бы и их создал! В очередной раз оказалось, что в каждой шутке есть лишь доля шутки. На прошлой неделе произошло два невеселых события, в очередной раз обнаруживших, что власть ломает от тех, кто не просто облекал армянский язык в маштоцовские письмена, но делал это так, чтобы написанное становилось нашей самостью.