Последние новости

СЪЕЗД ХУДОЖНИКОВ -

С любовью и налогом, выросшим в 690 раз

Состоявшийся в понедельник XVIII съезд Союза художников большинством голосов вновь избрал председателем СХ Карена АГАМЯНА. Прошел съезд по большому счету без эксцессов, но правовая и экономическая незащищенность художнического цеха в очередной раз стала как-то удручающе очевидна.

ОТКРЫЛСЯ СЪЕЗД ПРИВЕТСТВИЕМ ПРЕЗИДЕНТА СЕРЖА САРГСЯНА, которое зачитал председатель. Затем слово предоставили коллеге - главе Союза кинематографистов Рубену Геворкянцу. Знаменитый режиссер отметил, что очень часто в том числе и со стороны деятелей искусства звучат мнения, что союзы не нужны. "Союз - это семья, где есть отец, мать и ребенок. Мы должны делать все, чтобы семью сохранить. Точно так же мы должны сохранить союзы". Забегая вперед, скажем, что вторую часть съезда открыло выступление представителя Министерства культуры РА г-жи Гегамян, которая сказала: "Съездов творческих союзов всегда ждут с нетерпением и общество, и государственные институты, поскольку эти союзы - объединенная сила всей творческой интеллигенции. А мнение этих людей всегда интересно и важно". Начальник управления также сообщила, что программа приобретения у художников их работ государством, переставшая действовать в последние 25 лет из-за отсутствия финансов, обретает вторую жизнь. Необходимость таких "государственных закупок" очевидна, уже в уходящем году под них была выделена пусть небольшая сумма, но год от года эта сумма будет увеличиваться. Думается, это известие обрадовало участников съезда гораздо больше заверений в любви и преданности, которые, как говорится, на хлеб не намажешь.

Ведь озвученные в отчетном докладе Карена Агамяна проблемы и цифры сразу спустили художников из творческих эмпиреев на землю. "За эти годы налог на недвижимость, на принадлежащее Союзу художников здание вырос в... 690 раз - это просто непостижимая цифра!" - объявил председатель. То есть любовь и респект - отдельно, а деньги отдельно.

ВООБЩЕ ПРОШЕДШИЕ ОДИН ЗА ДРУГИМ СЪЕЗДЫ ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ - Союз художников замыкал список - в главном были похожи как братья-близнецы. Отсутствие закона о культуре, отсутствие у художника обозначенного места в правовом поле, неотрефлексированность статуса, обязанностей и прав, уравнивание в этом самом статусе творческих союзов с любой другой общественной организацией - все это проблемы, которые, по мнению председателя СХ, да и остальных тоже, не дают возможности нормально работать. Карен Агамян высветил еще одну - "локальную" и очень острую проблему. "Уже пять лет мы пытаемся решить вопрос пенсий для художников, но вопрос никак с места не сдвигается. Тем, кто преподает в учебных заведениях или имеет какую-то иную постоянную работу, крупно повезло, но большинство членов союза - свободные художники, и, достигнув определенного возраста, люди, которые всю жизнь работали во славу отечественного искусства, не получают от государства ни копейки, оказываются никак не защищены", - говорит глава союза.

Несмотря на букву закона об общественных организациях, предписывающую проводить отчетно-выборные мероприятия раз в два года, съезд Союза художников Армении проходит каждые 5 лет. По словам Карена Агамяна, который возглавляет Союз в течение последних 15 лет, в промежутках проводились конференции, что не противоречит закону. В СХ 1100 членов, более 300 находятся за пределами страны. Но для участия в съезде, который проходил в театре им. Станиславского, зарегистрировались только 500 человек. Именно им предстояли выборы нового председателя.

После перерыва приступили к выдвижению кандидатур. К имени действующего председателя Карена Агамяна прибавились имена Роберта Айвазяна и Армена Атаяна. Затем перешли к вопросу "как голосовать". На предложение "открыто" взметнулось абсолютное большинство рук. "Протокольно подкованные" стали бурно возражать: при наличии трех кандидатур открытый подсчет в зале на семьсот мест невозможен. На поступившее предложение голосовать "закрыто" вновь проголосовало абсолютное большинство. И вновь стало абсолютно очевидно, насколько протоколы и законы чужды анархическому арт-уму и натуре, насколько сложно руководить этой творческой стихией и как просто обмануть художников, которые - как дети.

На XVIII съезде Союза художников.ПОВЕСТКУ ДНЯ НАРУШИЛ АХТАНАК ШАУМЯН, КАК БЫЛО ИЗВЕСТНО, ГЛАВНЫЙ ОППОЗИЦИОНЕР к существующей художнической власти, предложивший переставить местами выдвижения и прения. "Думаю, для того чтобы наша дальнейшая работа имела коэффициент полезного действия, стоит сначала выслушать выступления, которые, возможно, повлекут за собой внесение изменений в устав, - сказал он. - Наш председатель часто на него ссылается, но, к сожалению, у нас укоренилась дурная традиция постоянно этот самый устав нарушать. Хотя внесение поправок в него - прерогатива съезда, но нам известен не один случай, когда они возникали неизвестно каким образом, и все мы об этом знаем. Все это породило внутри союза атмосферу напряжения и безнадежности. И если сегодня будет избран один председатель, эти нездоровые взаимоотношения продолжатся. А чтобы союз действовал в единстве, работал в здоровой, открытой атмосфере, необходимо предпринять конкретные шаги.

Предлагаю создать институт сопредседателей, поручить руководство союзом президиуму, состоящему из трех или пяти человек. Сейчас вы скажете - на это существует правление. Но оно собирается раз в несколько месяцев и не играет никакой роли в руководстве союзом. Союзом правят единолично. Предлагаю выбрать такой президиум, который привлечет к работе всех нас. В наших рядах есть замечательные люди с опытом административной работы, они могут быть включены в наши структуры. И тогда, возможно, в выставках за рубежом не будут принимать участия люди, которые... просто смешно, что именно они представляли армянское искусство за границей. У нас есть замечательная молодежь, но премии почему-то получают те, кто даже первый отсев не должен был пройти, - заявил Ахтанак Шаумян, заключив: - Учитывая, что союз - наша семья и все мы хотим полноценно участвовать в его жизни, я предлагаю очень простой вариант, который приведет к возрождению доверия к союзу".

Аргументацию Карена Агамяна против триумвиратов Ахтанак Шаумян счел демагогией, а убедившись, что предложение его охватило отнюдь не все умы, демонстративно покинул зал съезда, напоследок объявив, что в Союзе художников Армении нездоровая атмосфера и что уже на протяжении 15 лет "Союз регрессирует".

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ ДИССИДЕНТСКИЙ ШЛЕЙФ ОСТАЛСЯ. И ЕСЛИ ПЕСНЯ "Перемен требуют наши сердца!" звучала не так победно, отголоски ее раздавались, правда, значительно пиано. "Хочу изменений - любых, даже с этим же председателем, но пусть хотя бы в правление придут новые люди с новыми предложениями"... "Мы скоро не сможем выставляться и в залах своего же союза, посмотрите, персональные выставки почти полностью умерли - откуда взять денег на аренду?"... "Где наши Медичи! Мы должны сделать так, чтобы армянские Медичи сами пришли к нам!" - звучали розовые надежды и горькие упреки с прорывами в скандал. Тогда Карен Агамян стращал собравшихся самым жутким из всех жутчайших ужастиков - журналистами, призывая художников не выносить сор из избы.

Съезд продолжался долго, местами становилось забавно. А местами больно и стыдно. Особенно когда слова просили совсем пожилые варпеты. И говорили о хлебе насущном, об отсутствии крыши над головой... И было ослепительно ясно, что ни весь Союз художников, вместе взятый, ни его глава ни завтра, ни в обозримом будущем решить эти проблемы не в состоянии. Люди хотят жить и творить не как-нибудь, а как-нибудь по-человечески. Здесь и сейчас. Так что даже не знаешь, поздравить вновь избранного председателем Карена Агамяна или посочувствовать...

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ГАМЛЕТ" КАК СУДНЫЙ ЧАС
      2022-01-19 09:42
      1702

      "Быть или не быть - вот в чем вопрос... Ну, а что там дальше вы все хорошо знаете"... Так, без пиетета произносится самый знаменитый монолог всех времен и народов в спектакле ереванского Камерного театра "ГАМЛЕТ", который даже сложно назвать трагедией. Верный собственной театральной теории отождествления режиссер спектакля, народный артист РА Ара ЕРНДЖАКЯН добивается того, что трагедия происходит не на сцене, а в душе зрителя. На сцене - грешный час лжи, вероломства и убийств, в душе зрителя - час осознания неискупимого греха, час нравственных мук, час расплаты.

    • ПОЭТ, КОТОРЫЙ БЫЛ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПОЭТ
      2022-01-13 10:22
      4724

      "...Меня раздаривают щедро – Моё веселье и слова. Я чью-то душу чище ветра Отмою, чтоб была жива. А если завтра боль уложит В постель или беда пригнет, Что ж, завтра кто-нибудь, быть может, Хоть искру смеха мне вернет".

    • ...И НАСТУПИТ ГОД ПРОЕКТОВ ЖИЗНИ!
      2021-12-30 10:00
      5080

      "Глазами клоуна" - так называется великий поствоенный роман лауреата Нобелевской премии Генриха Белля. В период между двумя мировыми войнами в Европе стал популярным весьма неожиданный жанр - портреты клоунов. Не политиков, не богатых заказчиков, не прекрасных дам пишут представители нового искусства. Они пишут лица шутов под толстым слоем белил. Пикаcсо, Руо, Кес Ван Донген, Бюффе - все они рисуют растерянного человека, стоящего на круглой, как земной шар, и пустой, как пустыня, арене. Этот человек вообще-то должен, как предписано шутам историей культуры, говорить нам правду и нас смешить, но ему нестерпимо грустно...

    • ЦЕЛЬ, КОТОРАЯ СТАНЕТ ИСПОЛНЕНИЕМ МЕЧТЫ...
      2021-12-29 10:34
      4648

      Время на всем оставляет свой отпечаток. На смену шутливых и радостных, легко и просто отскакивающих от зубов новогодних пожеланий "здоровья и счастья в личной жизни" пришло глубокое понимание того, что жизнь - общая на всех, и желать и хотеть надо не "от зубов", а как-то по-настоящему. И тогда исполнения своих желаний не придется бояться. По крайней мере, деятели культуры уверены, что если подходить именно так, Новый год имеет шансы стать годом начала выздоровления и обретения себя.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КИСТЬ ЖИВОПИСЦА В РУКАХ МУЗЫКАНТА
      2022-01-15 10:20
      3636

      Дом известной альтистки Катарине Папикян напоминает галерею, где для любителей изобразительного искусства найдется немало интересных экспонатов. На стенах – полотна, исполненные маслом, коллажи из морских ракушек и костей крупных рыб. Между ними мелькают графические работы – от портретов до пейзажей, а по углам припрятаны левкасы, ждущие своего «выхода на сцену».

    • ЖАН ЖАНСЕМ С НАМИ НАВСЕГДА
      2021-07-15 10:21
      4742

      Мы живем без оглядки. Остановиться нет времени, полюбоваться - тем более. Иногда забываешь, что судьба осчастливила нас городом, где много музеев и галерей. Появляются они часто и в самых неожиданных местах. И, слава богу, что в наше рыночное время, далекое от искусства, открываются не только торговые точки - магазины, рестораны, кафе с зазывными вывесками, но и музеи, галереи, созданные усилиями, энергией, а главное - средствами подлинных патриотов.

    • КАК АРШИЛ ГОРКИ РИСОВАЛ НА ОБУВНЫХ КОРОБКАХ
      2021-05-10 10:31
      5757

      Аршил Горки - последний из великих сюрреалистов, первый из абстрактных экспрессионистов и важнейшая фигура в искусстве ХХ века. Наиболее часто повторяющиеся образы в его творчестве основаны на трагических воспоминаниях детства, хотя, конечно, на Горки-художника повлияли самые передовые течения в искусстве XX века.

    • "ЖИВОЕ ИСКУССТВО - ЭТО ГЛОБАЛЬНО"
      2021-05-01 10:15
      6157

      В Москве в Музее современного искусства с 13 апреля  открыта выставка "Комната загадок" талантливого армянского художника Рафаэля МЕГАЛА (Меликян). Она организована совместно с Ереванским комитетом ассоциации Данте Алигьери и продлится до 16 мая.